По вопросу РАЗНОЧТЕНИЯ и РАЗНОЧУВСТВОВАНИЯ, стихов и др. произведений искусства.
Мне кажется, что все мы здесь уже давно уяснили, что каждому откликается в них что-то СВОЁ -
или из пережитого, или из сформировавшегося на основе личного "первичного" объекта.
И у каждого ЭТО - СВОЁ - индивидуальное. Как индивидуальны значимость и приоритетность отдельных
нюансов во всём этом.
Если говорить о "Кухне", то да, я хорошо и точно поняла о чём там шла речь. Почему меня это не зацепило?
Потому, что в аналогичной ситуации я чувствовала бы по-другому, чем повествует, выражает Мандельштам.
У большинства из нас предки прошли через муки коллективизации, репрессий, ссылок.
И я не вижу - чем так ужасна судьба поэта отбывающего "ссылку" в Воронеже в улучшенных условиях.
Всё это НЕ трагично, хотя столица она, естественно, лучше для тех или иных.
Я ощутила диссонанс между известными мне жизненными историями, начиная со времени Октябрьского переворота в
России и неудобствами такой ссылки, да и последующего отъезда в Москву. Из-за этого вот диссонанса меня и не зацепило вначале стихотворение "Кухня".
Я прочла в книге Нерлера о том, как развивались события после возвращения семьи Мандельштама в Москву.
Я не знаю, почему они не поняли опасности ситуации
Налицо какая-то неприспособленность,
не понимание угрожающих жизненных обстоятельств.
В стихотворении "Кухня" кроме тревоги из-за опасной ситуации есть и слой любви и нежности, который
Селена смогла ярко почувствовать и высветить своим прочтением стихотворения.
Отозвалось это и во мне, когда я слушала
Селену. Хотя при чтении стихотворения этот пласт для меня проявился очень слабо из-за
описанного выше диссонанса, который "забил" всё.
Постаралась объяснить причины разного восприятия того, что пытается выразить автор (поэт, писатель, художник..).
На произведение накладывается внутренний и внешний (в отношении к миру) опыт того, кто читает, видит, знакомится с произведением. Резонировать могут отдельные пласты произведения. Зачастую для каждого читателя - свои.
У талантливых и гениальных творцов пластов этих в произведениях - множество (даже может и не осознаваемых самим автором). И мы, читая эти произведения, находим, высвечиваем для себя что-то наиболее близкое нам (возможно даже в разное время - разное). Всем известно, что к классике можно возвращаться и возвращаться, каждый раз находя что-то новое для себя.