Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 17:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 34 ]  Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 21:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Александр Белинский, мне вот хочется понять, человек этот, всю жизнь работал на благо людей, страны? или в этом больше его собственный интерес к миру?
что им двигало?, вот это действительно интересно, феноменальная какая-то тяга к познанию..

"В один из самых драматических моментов своей жизни‚ после трех месяцев заключения в Соловецком лагере‚ Павел Флоренский пишет жене: «Верчусь я целый день‚ с утра до поздней ночи‚ но не знаю‚ много ли из этого проку (…) Все какое-то здесь пустое‚ как будто во сне и даже не вполне уверен‚ что это действительно есть‚ а не видится как сновидение. Позавчера мне минуло 54 года. Конечно‚ этот день не был ничем отмечен‚ зачем мне отмечать его без вас? Пора подводить итоги жизни. Не знаю‚ каков будет суд‚ признает ли он что-нибудь хорошее за мною‚ но сам скажу‚ что старался не делать плохого и злого‚ – и сознательно не делал. Просматривая свое сердце‚ могу сказать‚ что никакого нет у меня гнева и злобы»"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 21:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Александр Белинский писал(а):
Концепция сотворения кого или чего либо из ничего,и приложение этого принципа в свою повседневную жизнь, ведёт человека в тупик сомнений и бестолковый поиск "устройства жизни"и как следствие-депрессия,мнительность,страх , каша в голове и лишь смерть приносит успокоение. :a_g_a:

А сам-то этот человек сотворяет что либо из чего, или из ничаго? Или, вот, ещё так, предположим, - даже если он и сотворил это из чего либо то, это сотворённое оно чагошнее того, из чего сотворил?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 22:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Molli писал(а):
не знала, до сегодняшнего дня, что Павел Флоренский и в ВХУТЕМАСе лекции читал (потом его "попросили" за пропаганду религии)

......Изображение

начала читать его "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях", но видимо так сходу не получится у меня вникнуть.

Людмила! помогите разобраться, пожалуйста! почему Флоренский так понимает театр?

"Театр – искусство низшее, не уважающее тех, кому оно служит, и не ищущее в них художественного сознания. И себя оно не уважает, даваясь зрителю без труда и без самодеятельности."

вот фрагмент его работы:

"Театр, напротив, наименее предполагает активность зрителя и наименее допускает многообразность в восприятии своих постановок. Это – искусство низшее, не уважающее тех, кому оно служит, и не ищущее в них художественного сознания. И себя оно не уважает, даваясь зрителю без труда и без самодеятельности. Эта пассивность зрителя возможна здесь вследствие жесткости материала, его чувственной насыщенности, держащей с наибольшею определенностью и чувственной внушительностью форму, которую удалось наложить на него совокупности деятелей сцены, начиная от поэта и музыканта и кончая ломовщиком. Но наложить-то на этот упорный материал – живых людей, человеческие голоса, чувственное пространство сцены – формы, задуманные драматургом или музыкантом, вовсе не всегда удается, в большинстве же случаев – просто совсем не удается. Будучи живыми телами, актеры слишком крепко связаны с пространством повседневной жизни, чтобы можно было перенести их, хотя бы временно, в иное пространство; во всяком случае, далеко не во всякое иное пространство они могут быть перенесены, особенно если принять во внимание, что им нужно было бы для этого пережить то, чему на самом деле они чужды. Когда Шекспир в «Гамлете» показывает читателю театральное представление, то он пространство этого театра дает нам с точки зрения зрителей того театра, – Король, Королева, Гамлет и пр. И нам, слушателям, не составляет непосильного труда представить себе пространство основного действия «Гамлета» и в нем – выделенное и самозамкнутое, но подчиненное первому пространство разыгранной там пьесы. Но в театральной постановке, хотя бы с этой только стороны – «Гамлет» представляет трудности непреодолимые: зритель театрального зала неизбежно видит сцену на сцене со своей точки зрения, <а> не с таковой же – действующих лиц трагедии, – видит ее своими глазами, а не глазами короля, например. Иначе говоря, сила впечатления от трагедии Шекспира как таковая достигается потенцированностью пространства, двойною изоляцией, причем пред второю читатель останавливается, поскольку он отождествляет себя, например, с королем. Но в театральной постановке зритель видит сцену на сцене в значительной мере самостоятельно, не чрез короля, а сам по себе, и двустепенность пространства его сознанию не дается."

http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm


Спасибо за доверие. Не знаю, смогу ли я объяснить эту неприязнь РЕЛИГИИ к ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. Они (священнослужители ) часто чувствуют
фальшь театра , его показную сущность, ПОДДЕЛКУ. Для них театр - фиглярство, грубая материя. Почему актеров и хоронили за пределами кладбищ. Актер - грешник. Он приТВОРЯЕТСЯ. В советское время театр не просто противопоставили церкви,но и уподобили ей. Театр - ХРАМ ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА. К театру как храму призывал относится своих учеников К. С. Станиславский. Л.Н. Толстой терпеть не мог театра. Тот же А. Блок ратовал только за символический ( и потому - духовный - не обязательно "от Бога" театр). В театре для его ниспровергателей нет и быть не может ЖИВОЙ ЖИЗНИ, т. е. объема . Плоскостное искусство ДИАЛОГА в лучшем случае, а то и МОНОЛОГА.
В советское время в театр ходили за просветлением и душевным обогащением. Феномен советских артистов.

А сейчас возвращаются к идее ШЕКСПИРОВСКОГО ТЕАТРА или МОЛЬЕРОВСКОГО. Или театра АБСУРДА. И здесь на подмостки выходят КОМЕДИАНТЫ. Святого за душой у них нет (по определению ремесла, которым они занимаются). И церковь - против ТАКОГО театра. Это - разврат, с их точки зрения.
Скандал с ТАНГЕЙЗЕРОМ недавний... Театр по-человечески СВОБОДЕН. А духовно... не могу объяснить... однобок бывает... РОЛИ. Это несвобода. А вера - это свободный выбор.
Вот. Что уж написалось...


Последний раз редактировалось Людмила 25 янв 2016, 22:35, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 22:19 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
После Вашего, Людмила, сообщения вспомнилось различие МХАТов - Ефремовского и Доронинского ...
Граница раздела прошла, как мне кажется, именно между духовностью лучших театральных традиций советского периода и дрейфом к бездуховности театра в настоящее время.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 22:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Бегущая по волнам, скорее всего... Но ПСЕВДОдуховность советского и БЕЗдуховность ( грехопадение - в свете Христианства) нынешнего ... Тупики. Ножницы. А для Бога - только Храм Божий. Но сегодня ищем синтез. Якобы. Священник участвует в шоу "Голос". Для ПРАВОСЛАВИЯ такое участие недопустимо. Для протестантов , видимо, приемлемо.

ТЕАТР всегда попадает в расщелину. И НИКОМУ, кроме ГАЛЕРОЧНОГО ЗРИТЕЛЯ (потеха) и ЦАРЕЙ-КОРОЛЕЙ ( заставить СЛУЖИТЬ театр власти!) не нужен , в принципе. ТЕАТР - особый мир. Это именно как ПОЭЗИЯ . Свое щебетание. Нуждающееся тем не менее в аплодисментах. И это - искушение.

Но я говорю сейчас слишком лобово. Все тоньше, наверное. Театр как ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА еще послужит ! Театр как искусство комедиантов уже возрождается... А религия... МЕТАФИЗИЧНА. Высокая материя. Если по-честному ей служить. Флоренский (как и Ломоносов) шел по пути эпохи Возрождения ? Познание - вот то, что его увлекало ? Докапывался до сути... ПЛОХО (недостаточно) его знаю. Экзальтация в его работах присутствует.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 22:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Спасибо, Людмила, всегда очень интересно ваше мнение. Вы очень близкий мне по духу человек) и это правда, я вам абсолютно доверяю!)

зы. наверняка вам будет интересно ознакомиться и вот с этим разговором (может он и не совсем по теме, хотя, может быть, во всём этом есть действительно какая-то зацепка)
http://www.pravmir.ru/cerkov-i-teatr/

мне думается, так или иначе, но за всем этим стоит какой-то глубинный страх. что боятся впустить в себя эти люди?..

Павел Флоренский, казалось бы открыт ко всему, ..но что ему мешало понять понять искусство сцены, чтобы не ставить его на "низшую ступень"..


Последний раз редактировалось Molli 25 янв 2016, 23:01, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 22:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Людмила писал(а):
Но сегодня ищем синтез. Якобы. Священник участвует в шоу "Голос". Для ПРАВОСЛАВИЯ такое участие недопустимо. Для протестантов , видимо, приемлемо.

Так ведь и Флоренский искал этот СИНТЕЗ! что самое интересное))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 янв 2016, 23:43 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Александр Мень об отце Павле Флоренском
http://rusnardom.ru/svyashhennik-aleksa ... lorenskom/

Читать Павла Флоренского невероятно увлекательно. Можно не соглашаться с его идеями, можно не разделять его мировоззрения, но нельзя не поражаться красоте и убедительности его мысли.
Первая небольшая глава из его большой работы “У водораздела мысли” называется “На Маковце”. В ней размышление об одной библейской строчке “И был вечер, и было утро: день один”.
Всего одна строчка, мимо которой чаще всего проходят. А если и обращают внимание, то либо объявляют ее метафорой, либо пытаются втиснуть в нее некоторую конкретность. И здесь всегда вопрос: а какую конкретность избирает автор, размышляя над этой строчкой из Книги Бытия?

На Маковце
I. НА МАКОВЦЕ <<*2>>

(из частного письма)

“И бысть вечер,

и бысть утро”.

Сергиев Посад. 1913. V.20.

...Как-то недавно забежал ко мне Ф. К. Андреев. Взволнованно сообщил о споре своем с С. А. Цветковым. Разномыслие обнаружилось у них об “утре” и “вечере”, по поводу места из Книги Бытия:

“и бысть вечер, и бысть утро, день един”

(Быт 1:5) и дальнейших, этому тождественных, где “день” определяется через “вечер” и “утро”. Цветков понимал “утро” и “вечер” как синонимы наших дня и ночи, а библейский “день” — как синоним нашего “сутки”. Не без горечи поведал мне Андреев (“нажаловался”), что “и бысть вечер, и бысть утро” для Сергея Алексеевича — лишь “день да ночь — сутки прочь”. Сам же он отстаивал особый смысл этих выражений.

Не помню в точности, что отвечал я Феодору Константиновичу. Но помню: в душе поплыли воспоминания о многих мыслях и пережитом около этой именно темы. Мне они очень дороги, но почти нет надежды, что сумею объяснить их. Главное, боишься, что выйдет вместо описаний — ряд метафор. Но все же отчасти попытаюсь. Так Вам легче будет представить себе нашу замкнутую в Посаде мирную жизнь. Попробую, говорю, рассказать о том, что более уловимо и выразимо.

Есть мистика ночи; есть мистика дня; а есть мистика вечера и утра.

Выйдешь безлунной ночью в сад. Потянутся в душу щупальцы деревьев: трогают лицо, нет преград ничему, во все поры существа всасывается тайна мира. Мягкая, почти липкая тьма мажется по телу, по рукам, по лицу, по глазам и огустевает, словно осаждается на тебе, и ты — уж почти не ты, мир — почти не мир, но все — ты, и ты — все. Точнее сказать, нет очерченной границы между мной и не-мной. В корнях бытия — единство, на вершинах — разъединение. Это единство особенно чувствуется, когда идешь по сельской дороге безлунною-беззвездною летнею ночью. Движешься — прорезываешь густую смолу, а расширившиеся, вросшие друг в друга вещи так и мажут по щекам, по лбу. Первооснова сущего открыла недра свои, и не знаешь — к чему нужна личность.

В ночь лунную — размывается по-иному определенность природы. Деревья, кусты, дома, заборы — все призраком готово стаять, на деле колышется фосфоресцирующим облаком. Но вот-вот растворится в ничто — и враждебная сила подстерегает миг, и вот-вот ядовитою ртутною струею прольется в недра твои. Полная луна высасывает душу. Перекрестишься, спрячешься в тень — за угол дома или за дерево. “Сгинь, жестокая бесстыдница!”

В полдень же... ровно в полдень еще страшнее. Оглядишь кругозор. Стоят в застывшем воздухе сухие испарения пашен: то земля “горит”, говорят крестьяне. Знойные дыхания земли не колыхнутся. Беспощадное светило прибивает к растрескавшейся, обезвлаженной почве каждый лист, давит потоками тяжелого света: то небосвод льет ливень расплавленного золота. Даже пыль не пылит, — гнетет и ее, покорную, стопудовый гнет. Тяжко и жутко. В безвольном ужасе молчит все, истомное, притихшее пред мощным Молохом... лишь бы минул томительный час. Побежишь — и гонится, гонится кто-то. Крикнуть хочешь — не смеешь. Да и не ты один: вся тварь ушла в себя, вся тварь, замерши, ждет. Кажется, “бес полуденный” не ласковей “беса полуночного”. Не моя эта мистика. Боюсь ее. Ни ночью, ни днем не раскроется душа. И не хотелось бы умирать в эти жуткие часы.

А отойти бы, как и родился: на закате. И когда возьмусь отсюда, пусть тот, кто вспомнит мою грешную душу, помолится о ней при еле светлой заре, утренней ли, вечерней ли, но тогда, когда небо бледнеет, как уста умирающей. Пусть он помолится на умирающем закате или на восходе, при еще изумрудном прозрачном небе. Тогда трепещет “иного бытия начало”. Тогда ликует новая жизнь. Тогда улыбка ее чиста и певуча. Помните ли Вы смеющийся “Септет Бетховена” (Op. 20)? Золото заката и набегающая живительная прохлада ночи, и смолкающие птицы, и вечерние пляски крестьян и песни, и грустная радость благодатного вечера, и ликование свершающегося таинства — ухода — звучат в ней. Особенно радостное и величественное Adagio, этот воистину победный ширококрылый гимн умирающего Солнца.



И — реющее Adagio cantabile, эта кроткая жалоба догорающей зари, бьющейся холодеющими крылами в умиренном сердце.



И то и другое всегда звучит в моей душе. Но всегда загорается в этой заре звезда, как надежда, как залог, как “иного бытия начало”, как заветное волнение: Геспер есть Фосфор.<<*3>>

Эта переживаемая, эта ощущаемая в сердце звезда — не прихоть мечты и не домысел рассудка. Посмотрите, в Откровении Иоанна Богослова читаем: “И побеждающему и соблюдающему дела Мои до конца, дам ему власть на языцех... и дам ему Звезду Утреннюю. Имеяй ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет Церквам” (Откр 2:26-29). Апостолу Иоанну вторит Апостол Петр: “...добре творите, дондеже день озарит и Денница воссияет в сердцах ваших” (2 Петр 1:19). (Вот, кстати сказать, доказательство подлинности Апокалипсиса.) И, вероятно, в созвучии с Иоанном и Петром, Апостол Павел об этих самых, в сердце зримых звездах, пишет, что “звезда... от звезды разнствует во славе” (1 Кор 15:41). “Разнствует”; но и разнствующие — это, однако, все — Одна Звезда, — Та, что о Себе сказала: “Аз есмь корень и род Давидов, и Звезда Светлая и Денница” (Откр 22:16).

Но не одному “победившему” сияет эта Звезда: в слабом и грешном сердце она также мерцает и лучится; как лампада теплится под сводами его, в таинственной полумгле и в сумраке его пространств. Сойди в себя — и узришь обширные своды. Ниже, оставь страх, спустись в пещеру. Ноги твои ступят на сухой песок, мягкий и желтый, дающий отдохновение. Здесь заглушен шаг твой. Здесь сухо и почти тепло. Капли времен срываются со сводов и падают в глубины мрака. Гулкие переходы наполнены реющим звуком: словно бьют свои удары бесчисленные маятники. Как в мастерской часовщика, нагоняют и перегоняют друг друга неисчислимые ритмы, сплетаются и расплетаются. Упруго жужжат веретена судеб. Сердца всех существ пульсируют в этих недрах. Тут, от мглы и лучей, рождаются все вещи мира. Тут ткется, из ритмических колебаний, быстрых и медленных, глухих и звонких, из гулов и пещерных отзвучии, — живой покров, что называется Вселенной. Сюда, в утробу земли, сбираются и звездные токи, огустевающие в драгоценные камни. Тут-то, под пещерными сводами сердца, и воссиявает Звезда Утренняя.

* * *

Вечер и утро особенно благодатны. В прежнее время, приезжая с ночным поездом из Москвы, я шел обычно бродить по росистым лугам. Восток только начинал розоветь. И несказанная радость и чистота, вместе с каплями, осыпавшими меня с какого-нибудь орешника, струились широкими потоками в душу, да и не в душу только — во все существо. Каплею висела у горизонта Утренняя Звезда. Но знало сердце, что эта Звезда дрожит не вне его, не на своде небесном, а во внутренних пространствах самого сердца, расширенного до небосвода. И, восходя в сердце, восходящая Звезда была прохладна, и девственна, и чиста.

Порою, вечерами, бродил я по холмам и лугам. Набегающая прохлада заката омывала душу от волнения и тревоги. Вспоминалось о том перво-зданном ветерке вечернем, в котором и которым говорил прародителям Создатель их; и это воспоминание пробегало по спине прохладным восторгом. Полузабытое и всегда незабвенное золотое время Эдема, как отлетевший сладкий сон, вилось около сердца, трепетало, задевало крылом — и снова улетало, недоступное. Грустилось о былом, былом в веках и где-то вечно живом, живущем и доныне; и благодатная грусть сливалась с влажным сиянием Звезды Вечерней, такой бесконечно далекой, светящей из прозрачных изумрудовых бездн, и такой близкой, заходящей в сердце. Где-то вдали мерцала пастушья тéплина. И милой была она. И милыми были все сидевшие возле. И, как ранее, в Звезде Утренней, так и теперь, в Звезде Вечерней, сердце любило — Кого-то.

Но скорби не проходили, все уплотнялись. Они стали нестерпимыми, терзали до боли, до крика. Тусклым лучом проницала Звезда; тягостны были слова утешения...

Потом мы стали ходить вечерами с А. Мы знали, что Ангел, в бережных объятиях, несет нам радость, — нашего В.<<*4>> Утраченный Эдем, не дававшийся памяти, как-то вспоминался в нашем мальчике. И Звезда Вечерняя был наш мальчик, чрез небесные сферы нисходивший к нам, “грядущий в мир”, и мальчик наш был Звездой Вечерней, носимой под сердцем. Мы подарили ему Звезду, она стала его Звездою, но она оставалась и нашим сердцем. Прозрачная полумгла ниспадала на мир, но, сгущаясь в сердце, уплотнялась там в Звезду Утреннюю: в Жемчужину. В сыночке просвечивал потерянный Рай; в сыночке забывалось тоскливое Древо познания добра и зла. Муки опять не исчезли — лишь смягчились и растаяли, и расстилались в сердце беспредельным морем. Но над пучиною скорбей сияла под сводами сердца Звезда Утренняя, и в ее лучах волны рассыпались длинною жемчужною полосою. И все было хорошо: скорби, радости. И все было грустно...

Потом Милосердный Господь дал мне стать у Своего Престола. Вечерело. Золотые лучи ликовали, и торжественным гимном Эдему звучало Солнце. Безропотно бледнел Запад — к Западу был обращен Алтарь, расположенный высоко над землею. Гряда облаков простиралась над Лаврой, — как нить жемчужин. Из алтарного окна видны были четкие дали, и Лавра высилась как горний Иерусалим. Всенощная... “Свете Тихий” совпадало с закатом. Пышно нисходило умирающее Солнце. Сплетались и расплетались древние, как мир, напевы; сплетались и расплетались ленты голубого фимиама. Ритмически пульсировало чтение канона. Что-то в полумгле вспоминалось, эдемское, и грусть потери таинственно зажигалась радостью возврата. И на “Слава Тебе, показавшему нам Свет” знаменательно приходилось наступление тьмы внешней, которая тоже есть свет, и Звезда Вечерняя сияла тогда в алтарное окно, а в сердце опять восходила неувядаемая радость пещерного сумрака. Тайна вечера соединялась с тайной утра, и обе были одно. В эти краткие припоминания чего-то, что было и что живет у недр бытия, — в эти миги Денница лучилась и сияла сердцу.

* * *

Эти две тайны, два света — рубежи жизни. Смерть и рождение сплетаются, переливаются друг в друга. Колыбель — гроб, и гроб — колыбель. Рождаясь — умираем, умирая — рождаемся. И всем, что ни делается в жизни — либо готовится рождение, либо зачинается смерть. Звезда Утренняя и Звезда Вечерняя — одна звезда. Вечер и утро перетекают один в другой: “Аз есмь Альфа и Омега”.

Эти же тайны, тайна Вечера и тайна Утра,— грани Времени. Так гласит о том великая летопись мира — Библия. На протяжении от первых глав Книги Бытия и до последних Апокалипсиса развертывается космическая история, — от вечера мира и до утра его. Небо и земля сотворены были под вечер. В прохладном веющем ветре вечернем открывался людям Вечный. Не было ни скорби, ни туги, ни плача; не было сомнений. И люди были, как дети, и Древо жизни произрастало посреди Эдема. Так, с вечера, начинает историю мира Священная Летопись. Кончается же эта история, в Апокалипсисе, разрушением и гибелью мира и новым творением. Опять Древо жизни посреди Нового Эдема — Иерусалима Горнего. Опять радость и ликование. Опять нет скорби и плача. Опять нет смерти. Опять брачная пиршественность. Но это уже не вечер, а утро наступающего вечного Света. Иисус — “Звезда Светлая и Денница”, Иисус, “Звезда Утренняя и Денница”, по другому чтению, — восходит в Новом мире. Эдемом начинается Библия, Эдемом же и кончается, ибо Агнец Апокалипсиса — радость Эдема. Браком начинается, браком же и кончается. Духом начинается. Духом и кончается. Но начинается она вечером, а кончается утром невечернего дня. Не есть ли история мира, во мраке греховном протекающая, — одна лишь ночь, один лишь страшный сон, растягивающийся в века, — ночь между тем, полным грустной тайны, вечером, и этим, трепещущим и ликующим утром? И кончина мировая — не рождение ли Земли в новую жизнь при Звезде Утренней?

И концы сливаются. Ночь вселенной воспринимается как не-сущая. Утро нового мира продолжает тот, первозданный вечер: “и бысть вечер, и бысть утро, день первый”... “Утро” и “вечер”, ночи же будто и не бывало.

* * *

Мне не хочется сейчас делать выводы и подводить итоги; не хочется продумывать связь впечатлений, здесь мимолетно затронутых. Ведь объяснишь пережитое — оно огрубеет. Деревянистой станет вся ткань его, но оно в живом единстве, и клубок отдельных впечатлений вращается около “и бысть вечер, и бысть утро” Книги Бытия.
Свернуть

Книга Бытия самая древняя книга Библии. Ее источники, ее корни в древнейших цивилизациях Месопотамии. Долгое время мифы творения жили как устные предания среди кочевых пастушеских племен. Из века в век от поколения к поколению они передавали что-то важное о душе человеческой. Что-то важное и нужное, что удерживало душу от хаоса и позволяло в ней творить космос. И передавалось все это значимыми и весомыми образами и символами, соединенными в короткие и важные фразы. Значимыми, потому что имели значение для внутреннего переживания окружающего мира. Весомыми, потому что не должны были затеряться в веках и поколениях.

Как же именно размышляет отец Павел Флоренский об этой строчке?
Он описывает свои ощущения ночи и полночи, дня и полдня. И описывает их так, словно это древний кочевник остался наедине, один на один с миром в лунную гнетущую полночь или иссушающий полдень. Но вот наступает закат, утренний или вечерний, и все меняется. Меняется внутреннее ощущение, меняется внутреннее проживание этих часов. Они, эти ощущения, и у нас самих всегда разные, если мы разрешим себе, вырвавшись из будничной суеты, где-нибудь на отдыхе задуматься над ними. Что мы чувствуем в эти разные часы суток? Какими частями наше собственное мировоззрение укладывается в эти разные часы? … и почему именно так, а не иначе?
Павел Флоренский именно там, именно в глубинах своей души ищет объяснение своего мировоззрения. Да, его можно не разделять, но понять через такое описание вовсе несложно.

Читала я его не очень много. Иногда его мысли откликаются собственным пониманием, иногда нет. Но читать его мне всегда интересно. Даже не разделяя его выводы и не соглашаясь с ними, я всегда восхищаюсь их красотой и глубиной. И вообще мне иногда кажется, что он описывает структуру и глубину души, ее динамику и пути развития. Описывает, не замечая этого, потому что сам находится внутри этого процесса, из глубины души прикасаясь к холодным идеям духа. Он как бы проверяет насколько глубоко те или иные смыслы чувствуются душой и насколько точно это можно передать словом. И он передает, соединяя красоту мысли и поэзию символов.

Александр Мень:
“И вот — горькие слова, которые мы читаем в этих письмах. Флоренский пишет: «Обществу не нужны мои знания. Ну что ж, тем хуже для общества». И это была правда, потому что пострадало наше общество. «Фактически, — пишет он, — уничтожение опыта всей жизни, который теперь только и созрел, мог бы дать подлинные плоды. На это я не стал бы жаловаться, если б не вы. Если обществу не нужны плоды моей жизни и работы — пусть остается без них. Это еще вопрос, кто больше наказан — я или общество — тем, что я не проявляю того, что мог бы проявить. Но мне жаль, что я вам не могу передать своего опыта, и главное — не могу приласкать вас, как хотелось бы и как мысленно всегда ласкаю». Пройдет всего два года, и пуля убийцы-палача прервет эту прекрасную жизнь”.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2016, 15:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
Djuley писал(а):
Александр Белинский писал(а):
Концепция сотворения кого или чего либо из ничего,и приложение этого принципа в свою повседневную жизнь, ведёт человека в тупик сомнений и бестолковый поиск "устройства жизни"и как следствие-депрессия,мнительность,страх , каша в голове и лишь смерть приносит успокоение. :a_g_a:

А сам-то этот человек сотворяет что либо из чего, или из ничаго? Или, вот, ещё так, предположим, - даже если он и сотворил это из чего либо то, это сотворённое оно чагошнее того, из чего сотворил?

Понятие вечности,бесконечности указывает на свойство, идти без предела,без конца-что не противоречит нашему повседневному опыту. Начало и конец,есть искусственная конструкция или условная. Желание совместить эти базовые парадигмы,ведёт к ошибке в восприятии мира и в свою очередь огромное желание к объяснению мира,только, толку от этого мало,так как -неправильные пчёлы дают неправильный мёд :-):

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2016, 16:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2014, 17:16
Сообщения: 1069
Откуда: Ставрополь-близ
[q


Последний раз редактировалось shefnxr60 18 июн 2016, 15:39, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2016, 17:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
shefnxr60 писал(а):
Александр Белинский писал(а):
Понятие вечности,бесконечности указывает на свойство, идти без предела,без конца-что не противоречит нашему повседневному опыту. Начало и конец,есть искусственная конструкция или условная. Желание совместить эти базовые парадигмы,ведёт к ошибке в восприятии мира и в свою очередь огромное желание к объяснению мира,только, толку от этого мало,так как -неправильные пчёлы дают неправильный мёд :-):

Может быть покажется не в тему, примитивно и упрощённо... Но из простого складывается всё сложное в этом мире.
Парадоксально то что человечество, начиная с каменного топора создало сверх точные приборы и нанотехнологии. Вопреки утверждению: - с помощью инструмента 1 не возможно создать инструмент 2, равный по точности, а тем паче, более точный чем первый.
И тут же, селективные методы и технологии, превращают в закономерность, указанную выше парадоксальность.
Так что, мед как мёд, ничего особенного...

Всё правильно,ведь вы же не ставите в последовательности- нанотехнологии а затем каменный топор,а в религии можно в последовательности-бог а затем молекула воды.

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2016, 18:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2014, 17:16
Сообщения: 1069
Откуда: Ставрополь-близ
[q


Последний раз редактировалось shefnxr60 18 июн 2016, 15:39, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2016, 18:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 янв 2016, 12:05
Сообщения: 2384
Откуда: г Озёрск. чел.обл.
shefnxr60 писал(а):
Александр Белинский писал(а):
Всё правильно,ведь вы же не ставите в последовательности- нанотехнологии а затем каменный топор,а в религии можно в последовательности-бог а затем молекула воды.

Тогда возникает вопрос о созидательном центре мироздания. Явно это не человечество! Тогда что же? Сингулярность? Бог? Вечность?
Мы не далеко ушли в этом вопросе от человека, жившего в каменном веке, который не сумев объяснить явления природы (молния, гром) присвоил им(явлениям) сверх естественную сущность, которую впоследствии переименовал в Бога.

Не обязательно искать центр мироздания на просторах галактик,его можно искать и в обычной живой клетке и рассматривать всё более и более мелкие детали и процесс этот бесконечный и времени целая вечность-так что скучно не будет.Почему надо отказывать в способности "Природы" творить шедевры? ведь она создаёт свои шедевры несколько отлично от творчества человека,то есть она не скована жёстко осознанием своего "Я",а больше сосредоточенна на самом процессе построения гармоничной системы,касается ли это отдельного существа или взаимодействия многих существ.Например,взять обычного комара -разве это не индивидуальная система?

_________________
представление всех членов людей,как единого организма,а себя как часть этого организма,то на душе становится спокойно и весело.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2016, 19:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июн 2014, 17:16
Сообщения: 1069
Откуда: Ставрополь-близ
[q


Последний раз редактировалось shefnxr60 18 июн 2016, 15:38, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Павел Флоренский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 янв 2016, 00:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
Спасибо БОЛЬШОЕ всем за посты и за ссылки о Павле Флоренском @->-- !
Спасибо, Александр Геннадьевич, за передачу @->-- !
К моему стыду до объявления этой темы в эфире, я о Павле Флоренском знала совсем немного :smu:sche_nie: ... - но что ж - буду наверстывать - книгу "Иконостас" уже скачала - интересно будет прочесть...
СПАСИБО @->--

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 34 ]  Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 86


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.107s | 20 Queries | GZIP : On ]