Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Павел Флоренский http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2078 |
Страница 2 из 3 |
Автор: | Molli [ 25 янв 2016, 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Александр Белинский, мне вот хочется понять, человек этот, всю жизнь работал на благо людей, страны? или в этом больше его собственный интерес к миру? что им двигало?, вот это действительно интересно, феноменальная какая-то тяга к познанию.. "В один из самых драматических моментов своей жизни‚ после трех месяцев заключения в Соловецком лагере‚ Павел Флоренский пишет жене: «Верчусь я целый день‚ с утра до поздней ночи‚ но не знаю‚ много ли из этого проку (…) Все какое-то здесь пустое‚ как будто во сне и даже не вполне уверен‚ что это действительно есть‚ а не видится как сновидение. Позавчера мне минуло 54 года. Конечно‚ этот день не был ничем отмечен‚ зачем мне отмечать его без вас? Пора подводить итоги жизни. Не знаю‚ каков будет суд‚ признает ли он что-нибудь хорошее за мною‚ но сам скажу‚ что старался не делать плохого и злого‚ – и сознательно не делал. Просматривая свое сердце‚ могу сказать‚ что никакого нет у меня гнева и злобы»" |
Автор: | Djuley [ 25 янв 2016, 21:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Александр Белинский писал(а): Концепция сотворения кого или чего либо из ничего,и приложение этого принципа в свою повседневную жизнь, ведёт человека в тупик сомнений и бестолковый поиск "устройства жизни"и как следствие-депрессия,мнительность,страх , каша в голове и лишь смерть приносит успокоение. А сам-то этот человек сотворяет что либо из чего, или из ничаго? Или, вот, ещё так, предположим, - даже если он и сотворил это из чего либо то, это сотворённое оно чагошнее того, из чего сотворил? |
Автор: | Людмила [ 25 янв 2016, 22:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Molli писал(а): не знала, до сегодняшнего дня, что Павел Флоренский и в ВХУТЕМАСе лекции читал (потом его "попросили" за пропаганду религии)...... начала читать его "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях", но видимо так сходу не получится у меня вникнуть. Людмила! помогите разобраться, пожалуйста! почему Флоренский так понимает театр? "Театр – искусство низшее, не уважающее тех, кому оно служит, и не ищущее в них художественного сознания. И себя оно не уважает, даваясь зрителю без труда и без самодеятельности." вот фрагмент его работы: "Театр, напротив, наименее предполагает активность зрителя и наименее допускает многообразность в восприятии своих постановок. Это – искусство низшее, не уважающее тех, кому оно служит, и не ищущее в них художественного сознания. И себя оно не уважает, даваясь зрителю без труда и без самодеятельности. Эта пассивность зрителя возможна здесь вследствие жесткости материала, его чувственной насыщенности, держащей с наибольшею определенностью и чувственной внушительностью форму, которую удалось наложить на него совокупности деятелей сцены, начиная от поэта и музыканта и кончая ломовщиком. Но наложить-то на этот упорный материал – живых людей, человеческие голоса, чувственное пространство сцены – формы, задуманные драматургом или музыкантом, вовсе не всегда удается, в большинстве же случаев – просто совсем не удается. Будучи живыми телами, актеры слишком крепко связаны с пространством повседневной жизни, чтобы можно было перенести их, хотя бы временно, в иное пространство; во всяком случае, далеко не во всякое иное пространство они могут быть перенесены, особенно если принять во внимание, что им нужно было бы для этого пережить то, чему на самом деле они чужды. Когда Шекспир в «Гамлете» показывает читателю театральное представление, то он пространство этого театра дает нам с точки зрения зрителей того театра, – Король, Королева, Гамлет и пр. И нам, слушателям, не составляет непосильного труда представить себе пространство основного действия «Гамлета» и в нем – выделенное и самозамкнутое, но подчиненное первому пространство разыгранной там пьесы. Но в театральной постановке, хотя бы с этой только стороны – «Гамлет» представляет трудности непреодолимые: зритель театрального зала неизбежно видит сцену на сцене со своей точки зрения, <а> не с таковой же – действующих лиц трагедии, – видит ее своими глазами, а не глазами короля, например. Иначе говоря, сила впечатления от трагедии Шекспира как таковая достигается потенцированностью пространства, двойною изоляцией, причем пред второю читатель останавливается, поскольку он отождествляет себя, например, с королем. Но в театральной постановке зритель видит сцену на сцене в значительной мере самостоятельно, не чрез короля, а сам по себе, и двустепенность пространства его сознанию не дается." http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm Спасибо за доверие. Не знаю, смогу ли я объяснить эту неприязнь РЕЛИГИИ к ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. Они (священнослужители ) часто чувствуют фальшь театра , его показную сущность, ПОДДЕЛКУ. Для них театр - фиглярство, грубая материя. Почему актеров и хоронили за пределами кладбищ. Актер - грешник. Он приТВОРЯЕТСЯ. В советское время театр не просто противопоставили церкви,но и уподобили ей. Театр - ХРАМ ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА. К театру как храму призывал относится своих учеников К. С. Станиславский. Л.Н. Толстой терпеть не мог театра. Тот же А. Блок ратовал только за символический ( и потому - духовный - не обязательно "от Бога" театр). В театре для его ниспровергателей нет и быть не может ЖИВОЙ ЖИЗНИ, т. е. объема . Плоскостное искусство ДИАЛОГА в лучшем случае, а то и МОНОЛОГА. В советское время в театр ходили за просветлением и душевным обогащением. Феномен советских артистов. А сейчас возвращаются к идее ШЕКСПИРОВСКОГО ТЕАТРА или МОЛЬЕРОВСКОГО. Или театра АБСУРДА. И здесь на подмостки выходят КОМЕДИАНТЫ. Святого за душой у них нет (по определению ремесла, которым они занимаются). И церковь - против ТАКОГО театра. Это - разврат, с их точки зрения. Скандал с ТАНГЕЙЗЕРОМ недавний... Театр по-человечески СВОБОДЕН. А духовно... не могу объяснить... однобок бывает... РОЛИ. Это несвобода. А вера - это свободный выбор. Вот. Что уж написалось... |
Автор: | Бегущая по волнам [ 25 янв 2016, 22:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
После Вашего, Людмила, сообщения вспомнилось различие МХАТов - Ефремовского и Доронинского ... Граница раздела прошла, как мне кажется, именно между духовностью лучших театральных традиций советского периода и дрейфом к бездуховности театра в настоящее время. |
Автор: | Людмила [ 25 янв 2016, 22:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Бегущая по волнам, скорее всего... Но ПСЕВДОдуховность советского и БЕЗдуховность ( грехопадение - в свете Христианства) нынешнего ... Тупики. Ножницы. А для Бога - только Храм Божий. Но сегодня ищем синтез. Якобы. Священник участвует в шоу "Голос". Для ПРАВОСЛАВИЯ такое участие недопустимо. Для протестантов , видимо, приемлемо. ТЕАТР всегда попадает в расщелину. И НИКОМУ, кроме ГАЛЕРОЧНОГО ЗРИТЕЛЯ (потеха) и ЦАРЕЙ-КОРОЛЕЙ ( заставить СЛУЖИТЬ театр власти!) не нужен , в принципе. ТЕАТР - особый мир. Это именно как ПОЭЗИЯ . Свое щебетание. Нуждающееся тем не менее в аплодисментах. И это - искушение. Но я говорю сейчас слишком лобово. Все тоньше, наверное. Театр как ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА еще послужит ! Театр как искусство комедиантов уже возрождается... А религия... МЕТАФИЗИЧНА. Высокая материя. Если по-честному ей служить. Флоренский (как и Ломоносов) шел по пути эпохи Возрождения ? Познание - вот то, что его увлекало ? Докапывался до сути... ПЛОХО (недостаточно) его знаю. Экзальтация в его работах присутствует. |
Автор: | Molli [ 25 янв 2016, 22:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Спасибо, Людмила, всегда очень интересно ваше мнение. Вы очень близкий мне по духу человек) и это правда, я вам абсолютно доверяю!) зы. наверняка вам будет интересно ознакомиться и вот с этим разговором (может он и не совсем по теме, хотя, может быть, во всём этом есть действительно какая-то зацепка) http://www.pravmir.ru/cerkov-i-teatr/ мне думается, так или иначе, но за всем этим стоит какой-то глубинный страх. что боятся впустить в себя эти люди?.. Павел Флоренский, казалось бы открыт ко всему, ..но что ему мешало понять понять искусство сцены, чтобы не ставить его на "низшую ступень".. |
Автор: | Molli [ 25 янв 2016, 22:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Людмила писал(а): Но сегодня ищем синтез. Якобы. Священник участвует в шоу "Голос". Для ПРАВОСЛАВИЯ такое участие недопустимо. Для протестантов , видимо, приемлемо. Так ведь и Флоренский искал этот СИНТЕЗ! что самое интересное)) |
Автор: | Селена [ 25 янв 2016, 23:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Александр Мень об отце Павле Флоренском http://rusnardom.ru/svyashhennik-aleksa ... lorenskom/ Читать Павла Флоренского невероятно увлекательно. Можно не соглашаться с его идеями, можно не разделять его мировоззрения, но нельзя не поражаться красоте и убедительности его мысли. Первая небольшая глава из его большой работы “У водораздела мысли” называется “На Маковце”. В ней размышление об одной библейской строчке “И был вечер, и было утро: день один”. Всего одна строчка, мимо которой чаще всего проходят. А если и обращают внимание, то либо объявляют ее метафорой, либо пытаются втиснуть в нее некоторую конкретность. И здесь всегда вопрос: а какую конкретность избирает автор, размышляя над этой строчкой из Книги Бытия?
На Маковце
Книга Бытия самая древняя книга Библии. Ее источники, ее корни в древнейших цивилизациях Месопотамии. Долгое время мифы творения жили как устные предания среди кочевых пастушеских племен. Из века в век от поколения к поколению они передавали что-то важное о душе человеческой. Что-то важное и нужное, что удерживало душу от хаоса и позволяло в ней творить космос. И передавалось все это значимыми и весомыми образами и символами, соединенными в короткие и важные фразы. Значимыми, потому что имели значение для внутреннего переживания окружающего мира. Весомыми, потому что не должны были затеряться в веках и поколениях. Как же именно размышляет отец Павел Флоренский об этой строчке? Он описывает свои ощущения ночи и полночи, дня и полдня. И описывает их так, словно это древний кочевник остался наедине, один на один с миром в лунную гнетущую полночь или иссушающий полдень. Но вот наступает закат, утренний или вечерний, и все меняется. Меняется внутреннее ощущение, меняется внутреннее проживание этих часов. Они, эти ощущения, и у нас самих всегда разные, если мы разрешим себе, вырвавшись из будничной суеты, где-нибудь на отдыхе задуматься над ними. Что мы чувствуем в эти разные часы суток? Какими частями наше собственное мировоззрение укладывается в эти разные часы? … и почему именно так, а не иначе? Павел Флоренский именно там, именно в глубинах своей души ищет объяснение своего мировоззрения. Да, его можно не разделять, но понять через такое описание вовсе несложно. Читала я его не очень много. Иногда его мысли откликаются собственным пониманием, иногда нет. Но читать его мне всегда интересно. Даже не разделяя его выводы и не соглашаясь с ними, я всегда восхищаюсь их красотой и глубиной. И вообще мне иногда кажется, что он описывает структуру и глубину души, ее динамику и пути развития. Описывает, не замечая этого, потому что сам находится внутри этого процесса, из глубины души прикасаясь к холодным идеям духа. Он как бы проверяет насколько глубоко те или иные смыслы чувствуются душой и насколько точно это можно передать словом. И он передает, соединяя красоту мысли и поэзию символов. Александр Мень: “И вот — горькие слова, которые мы читаем в этих письмах. Флоренский пишет: «Обществу не нужны мои знания. Ну что ж, тем хуже для общества». И это была правда, потому что пострадало наше общество. «Фактически, — пишет он, — уничтожение опыта всей жизни, который теперь только и созрел, мог бы дать подлинные плоды. На это я не стал бы жаловаться, если б не вы. Если обществу не нужны плоды моей жизни и работы — пусть остается без них. Это еще вопрос, кто больше наказан — я или общество — тем, что я не проявляю того, что мог бы проявить. Но мне жаль, что я вам не могу передать своего опыта, и главное — не могу приласкать вас, как хотелось бы и как мысленно всегда ласкаю». Пройдет всего два года, и пуля убийцы-палача прервет эту прекрасную жизнь”. |
Автор: | Александр Белинский [ 26 янв 2016, 15:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Djuley писал(а): Александр Белинский писал(а): Концепция сотворения кого или чего либо из ничего,и приложение этого принципа в свою повседневную жизнь, ведёт человека в тупик сомнений и бестолковый поиск "устройства жизни"и как следствие-депрессия,мнительность,страх , каша в голове и лишь смерть приносит успокоение. А сам-то этот человек сотворяет что либо из чего, или из ничаго? Или, вот, ещё так, предположим, - даже если он и сотворил это из чего либо то, это сотворённое оно чагошнее того, из чего сотворил? Понятие вечности,бесконечности указывает на свойство, идти без предела,без конца-что не противоречит нашему повседневному опыту. Начало и конец,есть искусственная конструкция или условная. Желание совместить эти базовые парадигмы,ведёт к ошибке в восприятии мира и в свою очередь огромное желание к объяснению мира,только, толку от этого мало,так как -неправильные пчёлы дают неправильный мёд |
Автор: | shefnxr60 [ 26 янв 2016, 16:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
[q |
Автор: | Александр Белинский [ 26 янв 2016, 17:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
shefnxr60 писал(а): Александр Белинский писал(а): Понятие вечности,бесконечности указывает на свойство, идти без предела,без конца-что не противоречит нашему повседневному опыту. Начало и конец,есть искусственная конструкция или условная. Желание совместить эти базовые парадигмы,ведёт к ошибке в восприятии мира и в свою очередь огромное желание к объяснению мира,только, толку от этого мало,так как -неправильные пчёлы дают неправильный мёд Может быть покажется не в тему, примитивно и упрощённо... Но из простого складывается всё сложное в этом мире. Парадоксально то что человечество, начиная с каменного топора создало сверх точные приборы и нанотехнологии. Вопреки утверждению: - с помощью инструмента 1 не возможно создать инструмент 2, равный по точности, а тем паче, более точный чем первый. И тут же, селективные методы и технологии, превращают в закономерность, указанную выше парадоксальность. Так что, мед как мёд, ничего особенного... Всё правильно,ведь вы же не ставите в последовательности- нанотехнологии а затем каменный топор,а в религии можно в последовательности-бог а затем молекула воды. |
Автор: | shefnxr60 [ 26 янв 2016, 18:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
[q |
Автор: | Александр Белинский [ 26 янв 2016, 18:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
shefnxr60 писал(а): Александр Белинский писал(а): Всё правильно,ведь вы же не ставите в последовательности- нанотехнологии а затем каменный топор,а в религии можно в последовательности-бог а затем молекула воды.Тогда возникает вопрос о созидательном центре мироздания. Явно это не человечество! Тогда что же? Сингулярность? Бог? Вечность? Мы не далеко ушли в этом вопросе от человека, жившего в каменном веке, который не сумев объяснить явления природы (молния, гром) присвоил им(явлениям) сверх естественную сущность, которую впоследствии переименовал в Бога. Не обязательно искать центр мироздания на просторах галактик,его можно искать и в обычной живой клетке и рассматривать всё более и более мелкие детали и процесс этот бесконечный и времени целая вечность-так что скучно не будет.Почему надо отказывать в способности "Природы" творить шедевры? ведь она создаёт свои шедевры несколько отлично от творчества человека,то есть она не скована жёстко осознанием своего "Я",а больше сосредоточенна на самом процессе построения гармоничной системы,касается ли это отдельного существа или взаимодействия многих существ.Например,взять обычного комара -разве это не индивидуальная система? |
Автор: | shefnxr60 [ 26 янв 2016, 19:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
[q |
Автор: | Галинка [ 27 янв 2016, 00:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Павел Флоренский |
Спасибо БОЛЬШОЕ всем за посты и за ссылки о Павле Флоренском ! Спасибо, Александр Геннадьевич, за передачу ! К моему стыду до объявления этой темы в эфире, я о Павле Флоренском знала совсем немного ... - но что ж - буду наверстывать - книгу "Иконостас" уже скачала - интересно будет прочесть... СПАСИБО |
Страница 2 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |