Сначала немного прозы: про латук:
Латук
В русском языке это растение чаще называется «салатом», но его научное имя — латук (лат. lactūca), восходит к латинскому корню lac — молоко. Дикий латук и сейчас распространен по всему побережью Средиземного моря. Это высокое, покрытое мелкими колючками растение с неприятным запахом, предпочитает горыне выступы, лесные поляны, охотно растет оно на мусорных кучах, оставленных людьми. Мелкие желтые цветы дикого латука несколько напоминают ромашки, несколько заостренные листья окрашены в серовато-салатный цвет, причем располагаются на стебле строго в направлении север-юг, что стало поводом назвать одну из разновидностей этого растения эпитет «компасным латуком» (L. saligna).
Предполагается, что современный садовый салат является естественным гибридом компасного (или быть может, дикого?) латука с некоей, быть может в настоящее время, полностью исчезнувшей разновидностью. Так или иначе, дикий латук, живучий и упорный как любой сорняк было практически невозможно вывести с полей пшеницы и ржи. В конечном итоге, как видно, отчаявшись бороться с упрямым дичком, египтяни и жители Месопотамии посто вынуждены были вначале терпеть его, а затем — быть может, обратить внимание и на его кулинарные свойства. Также предположительно, их заинтересовало изначально легкое и сытное масло, которое можно добыть из семян (кстати сказать, в косметической промышленности его используют до сих пор). Что касается собственно листьев, как у многих дичков, они обладали обжигающе-горьким вкусом, и далеко не сразу могли использоваться на кухне.
Как известно, в память об Исходе из Египта, Иегова вменил в обязанность религиозным евреям во время празднования Песаха, обязательно отведать мясо ягненка с «горькими травами», должными напоминать спасенным об их прежнем рабском состоянии. Предполагается, что не последнюю очередь в букете диких и полудиких «горьких трав» занимал именно латук. С достоверностью мы можем утверждать, что в Египте латук был известен с очень ранних времен. Если надрезать стебель латука, из него начнет выделяться молочно-белый тягучий сок — латекс, благодаря которому это растение и получило свое имя. Горький латекс обладает сильным успокоительным и снотворным действием. Возможно, благодаря этому латук стал в Египте священным растением, олицетворявшим собой Мин — богиню плодородия. По одному из мифов, сам красногланый бог пустыни — Сет, забеременел, неосмотрительно поев латука, на который изверг свое семя Гор, сын убитого Сетом светлого божества Осириса. Известно, что уже за 2.500 лет до н. э. латук постоянно использовался в качестве подношения в честь богини Мин; и почитался столь священным, что жрецы соответствующего культа пожизненно не могли есть латук.
Кроме кухни и священнодейтсвий, латук использовался в египетской медицине. Сохранившиеся папирусы, посвященные вопросам лечения ран и хворей, советуют изготовлять особую примочку из латука, сваренного в жире с финиковым соком, полагалось, что подобная смесь хорошо лечит воспаления. Сваренным в пиве с растительным маслом и перебродившим растительным соком, латук был хорош для лечения кашля, в сочетании со свежесваренным пивом, ладаном, хлебом, ягодами можжевельника, латук должен был помогать при болях в желудке, причем пить эту странную смесь следовало в течение четырех дней.
От египтян одомашненный латук распространился к северу, и подлинными его ценителями стали античные греки. Теофраст в своем трактате, посвященном растениям, говорит о троих огородниках, специально посвятивших себя выращиванию садового салата. Tridax — как латук называется по-гречески, высоко ценили и повара и медики, в качестве успокаивающего и снотворного средства его рекомендовал пациентам «отец медицины» Гиппократ с острова Кос. Вполне возможно, что изначально они использовали латук в диком состоянии, просто собирая его на необработанной земле, однако, усилиями огородников, дичок постепенно одомашнивался и приобретал более благородный вид и вкус. Сколь мы можем судить по изображениям того времени, ранний латук представлял собой высокое растение с множеством остроконечных листьев, плотно прижатых к стеблю. Более привычный нам кочанный латук, несколько сходный по виду с капустой, по всей видимости, появляется достаточно поздно; первые документальные упоминания о нем датируются XVI веком. Жизнелюбивый фиолософ Теофраст из Тарента среди прочего имел обыкновение опрыскивать в своем саду побеги латука вином и медом, и собирать их на рассвете, именуя их своими «зелеными сладостями».
Пристрастие к латуку было настолько сильным, что конечно же, не обошлось без легенды. Согласно ей, красавец Фаон однажды перевозил богиню Афродиту с острова Лесбос, и наотрез отказался брать с нее деньги. Тронутая подобным бескорыстием богиня, подарила ему флакончик духов; любая женщина, вдохнув их запах, без памяти влюблялась в перевозчика. Одной из жертв колдовского аромата стала, якобы, известная лесбосская поэтесса Сапфо. Будучи отвергнутой жестокосердным красавцем, она, согласно той же легенде, бросилась с высокой скалы в море. Разгневанная Афродита, слишком поздно пожалев о своем подарке, превратила слишком уж разборчивого красавца в побег латука. Еще одна легенда утверждает, что на постели из листьев салата все та же Афродита провела много ночей, стараясь таким образом утешиться, после того, как ее возлюбленнй — Адонис, погиб от несчастного случая на охоте.
Если грекам было известно до трех разновидностей латука, Плиний-старший упоминает уже девять. После того, как император Август с похвалой отозвался о латуке, это растение немедленно стало модным во всей Римской империи, распространившись вместе с колонистами вплоть до Британских островов. Римляне имели обыкновение бланшировать нижние листья салатного растения, и замариновывать их в смеси рассола и уксуса, датук также подавали на стол свежесрезанным, политым оливковым маслом или уксусом — на манер современного салата. Изначально, по всей видимости, латук принято было есть в начале обеда, в качестве средства для возбуждания аппетита, позднее, мода потребовала, чтобы длинный пир завершался салатом из латука, что позволяло разгоряченным винами и острыми закусками гостям, вернуться в более-менее нормальное состояние.
Однако, со временем латук постепенно вышел из моды. Руфус Эфесский в I в. н. э. полагал, что садовый салат туманит память, и заставляет человека терять остроту восприятия, известный врач Гален, называя латук «травой для мудрых», советовал употреблять его на ночь, в качестве сильного снотворного. У римских патрициев постепенно создалось впечатление, что это простое садовое растение является слишком грубым для изысканных пиров, известный гурман Апиций прямо полагает его «неудобоваримым» и годным скорее для грубых крестьянских желудков[24].
В Средние века латук предпочитали есть вареным, используя его в качестве заправки для супов или гарниров к мясу и рыбе. Альберт Великий, зная об успокаивающих свойствах латекса. полагал, что садовый салат способен подавлять половое влечение, и потому усиленно рекомендовал его монахам. Сокрушаясь, что латук нельзя покупать в течение всего года, он рекомендовал в сезоны, когда его достать было невозможно, с той же целью использовать смесь из «размолотого в порошок агата, волчий жир, сердце куропатки и кусок волчьей шкуры». Впрочем, автор не уточнил, каким образом следует употреблять сей гремучий состав. В качестве огородного растения латук советует выращивать Карл Великий в своем «Капитулярии о поместьях». Известная легенда гласит, что т. н. «косский латук» — со светлыми листьями и более нежным вкусом, якобы доставил во Францию собственной персоной автор «Гаргантюа и Пантагрюэля». На самом деле, «авиньонский латук» был известен уже в XIV веке, его выращивали в папских огородах специально для того нанятые люди[25].
В качестве «зелени» латук обратил на себя благосклонное внимание поваров королей и герцогов. Приведем характерный рецепт из книги королевского повара Гильома Тиреля. «Дабы приготовить корзиночки как то делают в Лоре, замесив тесто, вылепите из него кружочки размером с крупную монету, или чуть меньше того, и зажарьте их в жире. Добавьте к таковым рубленый латук, засим изготовьте для них подобия крышечек из теста, зажарив таковые в жире до состояния столь твердого как если бы они испечены были на углях. По желанию, их можно позолотить или посеребрить, или подкрасить шафраном.»
http://wikitranslators.org/wiki/%D0%9A% ... 1%89%D0%B8Про волосы - сакральное практически значение, в них заключались жизненные силы, связь с Космосом.
Знания о сакральном значении волос идут из глубины веков. До сих пор в народе слышны их отголоски: нельзя волосы разбрасывать, беременным волосы стричь не положено, на Благовещение не стричь волосы. Помните еще библейскую историю о Далиле, которая остригла волосы Самсону, тем самым лишив его силы?
Наши далекие – предки – славяне считали, что именно через волосы тело черпает силу. Они верили, что через волосы вливается сила Матушки-Земли и Отца-Солнца, сила богов и предков (сила рода), способная охранять от зла, а так же удерживать жизнь и энергию в теле. Наши предки верили, что волосы несут в тело человека большую силу, а в голову − мудрость великих богов.
Огромное значение придавалось женским волосам, поскольку женщина являлась воплощением сил Богини-Матери. В Индии, где ведические знания сохранились, мужья не разрешают женам стричь волосы. Мужчины знают, что в волосах заключено богатство семьи. Чем длиннее волосы жены, тем благосостояние семьи выше. В арабских странах женщины покрывают голову платком, скрывая волосы от посторонних. Там женщина может показывать свои волосы только мужу и родным.
Эти примеры показывают, как сила женских волос ценна для семьи, для общества и для самой женщины.
Самой известной и очень популярной прической является коса. Женская коса не только очень модная прическа, она имеет и сакральное значение. Классическая коса из трех прядей являет собой символическое отображение мироздания, трех миров наших предков – Яви (мир, где мы живем), Нави (мир потусторонний) и Прави (мир, где живут Боги). И через волосы — косу в женщину вливаются божественные силы, которые укрепляют ее тело и взращивают дух. И в старину, когда девушка выходила замуж и давала
жизнь ребенку, ее коса делилась на две, олицетворяя тот факт, что теперь ей необходимы силы не только для себя, но и для ребенка.
Магическим действом также является украшение волос лентами разных цветов. Вплетая в волосы ленты определенного цвета, женщины могут усиливать волшебную силу косы в желаемом направлении. Наиболее популярной была красная лента, которая является оберегающей и защищает от нападения злых сил.
Когда женщина расплетает косу, то освобождает, выпускает свою силу на волю. Это магический процесс. Существует поверье, что, когда девушка хочет привлечь к себе понравившегося мужчину, ей нужно распустить косу с мыслями о нем и затем показаться потенциальному жениху во всей естественной красе.
В древности с длинными распущенными волосами позволялось ходить разве что хранительнице силы. В распущенных волосах природной ведуньи читалась связь с силами земли и пространства.
Когда женщина отправляется в людные места (рынки, больницы, учебные заведения, торговые и развлекательные центры), лучше завязывать волосы в хвост, пучок или заплетать косу. Это нужно для того, чтобы не расплескивать свои силы и энергию, а также, чтобы не собирать на волосы негатив города.
Уход за волосами является сакральным актом, и к нему нужно относиться бережно. Стричь коротко волосы женщинам не нужно, поскольку короткие волосы активизируют мужскую энергию. Периодически волосы нужно подстригать на расстояние в длину ногтя. Стригут волосы в самом начале молодого месяца, чтобы лучше росли. Обрезать длинные волосы – значит дать мощный сигнал во Вселенную о жажде перемен. Волосы, которые остались на расчески или выпали, лучше всего сжигать или закапывать в землю.
Примерно отсюда же и скальпирование противника у индейцев. Хотя тут ещё вопрос - началось скальпирование после колонизации континента (распространено в Европе и Азии того времени; колонисты щедро оплачивали скальпы. Как и скальпировочные ножи выпускались в Голландии, Великобритании и Франции)1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений.
3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать "ку" — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Потом по значимости - угон лошади. Только Деревянная нога в мемуарах ставит скальпирование перед угоном лошади.