Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 07:33

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 20 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Братья Гримм. Сказка «Рапунцель»
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 13:03 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
230 лет со дня рождения Вильгельма Гримм (24.02.1786 — 16.12.1859).
~ О значении сказки "Рапунцель". ~

Изображение

Братья Гримм. Рапунцель
Давным-давно жили-были в далекой стране добрый человек с супругой, больше всего на свете им хотелось иметь ребеночка, и вот однажды женщина гордо и радостно сообщила супругу, что у них будет малыш.

Дом семьи стоял у высокой стены, окружавшей прекрасный сад злой колдуньи. Никто и никогда не отваживался заглянуть туда, опасаясь накликать на свою голову беды и несчастья. Но женщина иногда любовалась из маленького чердачного окошка домика прекрасными цветами, чудесными деревьями и волшебными травами, которые выращивала ведьма.

К сожалению, будущая мать заболела, у нее пропал аппетит, и заботливый муж уложил супругу в постель. Он бережно ухаживал за любимой, принося ей каждый день что-нибудь вкусное, но, увы, супруга ничего не ела.

“Дорогая, ты только скажи, чего тебе хочется, и я это принесу!” - взмолился муж.

“Мне хочется отведать травки Рапунцель, что растет в саду колдуньи”.

Желание видеть супругу вновь здоровой и счастливой помогало любящему мужу преодолеть страх. Дождавшись наступления темноты, он перелез через высокую ограду и очутился в запретном саду. Казалось, сердце мужчины вот-вот выпрыгнет из груди – так сильно оно билось от волнения. Быстро отыскав грядку с травой, супруг нарвал зелени и поспешил домой.

Его жене и в самом деле стало значительно легче, после того как она съела немного травы. На следующее утро молодая женщина попросила еще зелени:

“Пожалуйста, милый, принеси мне той травки, иначе я не выздоровею!”

Поздно ночью ее муж опять пробрался в сад. Но не успел он сорвать и пару стеблей травы, как откуда ни возьмись появилась старая ведьма:

“А-а, воришка, попался! Как ты смеешь лазить в мой сад?”

“Умоляю, сжальтесь! Моя жена заболела и просила принести ей немного зелени!”

“Ну, ладно. Оставь траву себе, однако с условием: ты отдашь мне своего первенца”.

Пришлось бедному человеку согласиться.

Несколько недель спустя у счастливой пары родилась красавица-дочка. И в тот же день в их доме появилась старая злая колдунья. Родители умоляли старуху оставить им дитя, но та даже и слушать их не стала.

“Назову ее Рапунцель”, - ехидно засмеялась злая ведьма, схватила малышку и унесла ее в свой дом.

Рапунцель выросла настоящей красавицей. У нее были глаза цвета фиалок и роскошные волосы, подобные золотой пряже. Когда девочке исполнилось двенадцать лет, старуха отвела ее в дремучий лес. Там колдунья закрыла Рапунцель в высокой башне без дверей и ступеней с небольшим оконцем в единственной комнатушке на самом верху. Только одного человека могла видеть Рапунцель – гадкую ведьму, которая ежедневно навещала девушку. Она подходила к подножью башни и кричала:

“Рапунцель, Рапунцель, ну-ка опусти косу!”

Бедная девушка послушно делала то, что ей велела колдунья. Гадкая старуха, словно по канату, взбиралась по ее роскошной косе в комнатенку.

Однажды принц, заблудившись в лесу во время охоты, услышал восхитительное женское пение. Это пела Рапунцель, чтобы не чувствовать себя одинокой. Принц подъехал к высокой башне. Спешившись, он тщетно пытался отыскать вход в строение. Смеркалось, молодому человеку пришлось вернуться домой, но на следующий день он продолжил поиски. Много дней подряд юноша пытался проникнуть в башню и увидеть певунью.

И однажды ему повезло. Стоя в кустах и наслаждаясь дивным голосом невидимой певицы, принц увидел ведьму. Затаившись, он принялся наблюдать за колдуньей.

“Рапунцель, Рапунцель, опусти-ка свою косу”, - приказала карга. Тут же из окна появилась дивная золотая коса, и старуха взобралась по ней в окно.

“Так вот что мне нужно сделать, чтобы увидеть, наконец, кто это так замечательно поет!” - обрадовался молодой человек.

Вечером, стоя у подножия башни, он сказал:

“Рапунцель, Рапунцель, опусти-ка свою косу!” И несколько мгновений спустя из окна свесились сплетенные золотистые пряди. Принц тут же взобрался по ним наверх.

Рапунцель никогда в жизни не видела мужчин. Испуганно вскрикнув, она забилась в угол комнаты.

“Кто ты?” - едва слышно выдохнула девушка.

“Не бойся меня, - ласково произнес принц, беря ее тонкие пальчики в свою руку. Он влюбился в прелестное создание с первого же взгляда.

“ Я только хотел узнать, кто так прекрасно поет”. И принц рассказал Рапунцель, как он ежедневно приходил к башне, чтобы послушать ее пение. Постепенно девушка успокоилась.

“Выходи за меня замуж, и мы покинем это ужасное место”, - предложил принц Рапунцель.

Молодой красивый принц очень понравился девушке.

“Я с радостью убегу с тобой, но как же мне выбраться отсюда? Ты-то можешь спуститься по моей косе, а как же я? – Подумав немного, пленница предложила: - Приходи ко мне каждый вечер и приноси с собой шелковые нити. Я сплету из них крепкую веревку, мы спустимся по ней и убежим вместе отсюда”.

Принц стал приходить к красавице каждый вечер. Из ниток, которые он приносил с собой, девушка сплела крепкую веревку. Ведьма, казалось ничего не замечала, пока Рапунцель, замечтавшись о своем возлюбленном, не спросила как-то каргу:

“А почему тебя тяжелее поднимать, чем принца?”

“Ах, ты, мерзкая девчонка! А я-то думала, что надежного спрятала тебя! – зашипела колдунья. – А ты все это время ловко меня дурачила!”

Она достала огромные ножницы, ухватила Рапунцель за дивную косу и отрезала ее. Затем злая старуха ударила девушку по руке и через мгновение та оказалась в какой-то долине одна-одинешенька. Вечером мерзкая карга вернулась в башню и стала поджидать принца.

Вскоре она услышала голос юноши: “Рапунцель, Рапунцель, опусти-ка свою косу!”

Ведьма привязала один конец косы к тяжелому стулу возле окна, а второй – опустила принцу. Принц быстро вскарабкался наверх. Но в окошке вместо прекрасной девушки его встретила старая ведьма.

“Нет ее! Она исчезла для тебя навсегда!” - закричала карга и столкнула юношу вниз. Он упал на куст ежевики, и ее острые шипы оцарапали глаза принца. Не видя ничего перед собой, несчастный побрел по лесу неведомо куда.

Так он скитался, печальный и слепой, по лесам и горам много лет. Больше всего на свете молодой человек хотел отыскать свою любимую! Принц спрашивал у всех, кого встречал на своем пути, о девушке с глазами цвета фиалок и короткими золотыми волосами, но никто нигде и никогда такой не видел. Однажды молодой человек попал в какую-то долину. Вдруг ему показалось, что где-то неподалеку кто-то поет.

“Мне знаком этот голос! – воскликнул принц. – Он принадлежит моей любимой, моей Рапунцель!”

Несчастный слепец пошел туда, откуда доносилось прекрасное пение, и вскоре нашел суженую. Молодой человек очень исхудал, его одежда превратилась в жалкие лохмотья, но Рапунцель сразу же узнала возлюбленного. От счастья и жалости девушка заплакала. Ее слезинки упали на глаза нареченного, и произошло чудо – молодой человек прозрел!

Вместе они отправились в королевство принца и сыграли там пышную свадьбу. Слух о счастливой паре разнесся по всей земле. Мать и отец Рапунцель узнали, что их дочь стала принцессой, и их счастью и гордости не было предела!
Свернуть


Изображение

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 14:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Как я люблю слушать в СН сказочные сюжеты!

А пока немного конкретики, интересно, к чему бы это? Почему именно "КОЛОКОЛЬЧИК"?
Изображение
Когда-то давно, в детстве, многие их нас читали сказку братьев Гримм про девушку Рапунцель с очень длинными и красивыми волосами. Но мало кто задумывался, что это название одного из видов колокольчика. Ботаническое название его - колокольчик рапунцель, или колокольчик репчатый (Campanula rapunculus L.). По последним ботаническим классификациям, у него есть ряд синонимов (The Plant List за 2010 год): Campanula esculenta SALISB., Campanula patula var. rapunculus (L.) KUNTZE и Neocodon rapunculus (L.) KOLAK. & SERDYUK.

Это двулетнее растение, образующее в первый год розетку листьев и мясистый реповидный корень. В диком виде оно встречается практически по всей Европе, не поднимаясь на высоту более 1000 м над уровнем моря, на сухих лугах, обочинах, опушках леса и даже как декоративное растение в садах.

Рапунцель в период цветения достигает высоты 40-70 см, а в первый год жизни он образует только розетку, высота которой не превышает 20 см. Листья розетки удлинённо-округлые, но по мере продвижения вверх по цветоносу становятся ланцетными. Цветки располагаются на разветвлённом цветоносе. Внешне это довольно типичные для представителей рода классические колокольчики синего цвета, хотя иногда в садах встречаются формы с белой окраской. Цветёт, в зависимости от места произрастания, с июня по август. Семена мелкие, коричневые.



Собственно, и латинское название rapunculus переводится как реповидный. До XVII века рапунцель можно было найти в крестьянском огороде по всей Европе, а в Швейцарии и Эльзасе его выращивали вплоть до начала XX века как овощное растение. Мясистые корни выкапывали с осени в течение зимы и до самой весны, ведь в Центральной и Западной Европе почва практически не промерзает. Корни покрупнее отваривали как репу в качестве гарнира. Они на вкус сладковатые и, по мнению многих, отдают ореховым привкусом. Из более мелких корней готовили зимний салат, который заправляли уксусом, солью и перцем. Розетки листьев готовили аналогично валерианнице, а молодые цветоносы весной - аналогично спарже. Кроме того, со Средних веков это растение ассоциировалось у европейцев с таинственным миром эльфов и гномов.

Полезные свойства рапунцеля

В медицинском отношении сведения о его применении довольно скудные, известно только из старых травников, что отвар корней использовали при воспалительных заболеваниях горла и полости рта, а настойка целого растения омолаживает кожу лица и придаёт сияющий вид. Известный ботаник Леонард Фукс относил рапунцель … к репам. Он указывал, что корень, заправленный винным уксусом и солью, стимулирует аппетит и действует мочегонно. Кроме того, он указывал, что наружно в смеси с размолотыми в порошок семенами люпина, пшеничной мукой и размолотыми семенами куколя (куколь посевной - вредный сорняк) очищает лицо и тело. Скорее всего, имеется в виду использование растения при кожных заболеваниях. Кроме того, сок растения смешанный с женским молоком, Л. Фукс рекомендовал использовать при заболеваниях глаз. Английский фитотерапевт Джон Герард рекомендовал отвар корней для полосканий при заболеваниях горла и миндалин (вероятно, речь шла об ангине).

Но в более поздних источниках эти воспоминания уже, увы, отсутствуют. Сейчас больше вероятность встретить его в качестве декоративного растения, например, есть сорта и гибриды Heavenly Blue F1.

Его часто путают с похожим видом Campanula rapunculoides – колокольчик рапунцелевидный или колокольчик репчатовидный, который тоже в некоторых книгах относят к пищевым растениям.

Посев и выращивание


Начнём с того, что участок лучше выбрать хорошо освещённый, с рыхлой и плодородной почвой. При внесении органических удобрений, компост нужно брать очень хорошо перепревший. Семена колокольчика очень мелкие, и поэтому для посева лучше смешать их с равным количеством песка, чтобы равномерно распределить в рядках, и всходы не пришлось сильно прореживать. На грядке их высевают рано весной с расстоянием между рядками 20-25 см. Семена чуть присыпают почвой и поливают. Можно во избежание пересыхания поверхности почвы прикрыть их агрилом, который следует снять, как только появятся всходы. Учитывая «мелкость» всходов, можно использовать редис в качестве маячной культуры. На первом этапе быстро взошедшие растения редиса обозначат рядки, что облегчит прополку, но уже через месяц-полтора редис будет съеден и освободит место для развития рапунцеля. Практически через 1,5-2 месяца уже можно собирать листья для салата.

Для использования корней нужно дождаться осени. Корни лучше хранить в подвале в песке, как мы храним морковь. В областях, где почва почти не промерзает, их можно замульчировать торфом и выкапывать всю зиму по необходимости. Насколько растений оставляют зимовать на семена. Но сразу хочу предупредить, что это возможно в южных и частично - в центрально-чернозёмных областях. У нас в Подмосковье велика вероятность вымерзания.

Коробочки с семенами собирают по мере созревания, подсушивают, разложив на бумаге, очищают от остатков коробочки и хранят в бумажных пакетах. Семена сохраняют всхожесть порядка пяти лет.

Вот какие рецепты были обнаружены во французской книге «Забытые овощи» Франсуа Куплана: Рапунцель по-польски, Салат из рапунцеля.

Цитата:
Рапунцель по-польски
Тип
закуски и салаты
Ингредиенты
Рапунцель - 500 г отмытых корней,
30 г сливочного масла,
50 г пшеничной муки,
2 стакана молока,
каперсы в уксусе - 20 г,
корнишоны - 30 г,
соль - по вкусу.
Способ приготовления
Отварите корни в подсоленной воде или на пару. Приготовьте белый соус из масла, соли, муки и молока. Добавьте в конце каперсы и корнишоны. Порежьте корни на ломтики и полейте сверху приготовленным соусом.


Цитата:
Ингредиенты
Рапунцель (листья и корни),
винный уксус или оливковое масло,
соль по вкусу.
Способ приготовления
Вымойте и аккуратно порежьте листья и корни рапунцеля. Заправьте их винным уксусом или уксусом с оливковым маслом. Получается очень интересный по вкусу салат, который большинству очень нравится. Летом можно ограничиться только листочками. Они хорошо сочетаются с другими овощами.
Примечание

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 14:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Вот еще нашла интересную психоаналитическую статью об этой сказке.
“Психоаналитические аспекты сказки «Рапунцель» в классической версии братьев Гримм
и современной обработке Disney”
http://www.academia.edu/8727155/%D0%9F% ... %B5_Disney

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 14:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 янв 2016, 17:22
Сообщения: 165
любимая сказка дочьки,


Последний раз редактировалось Друг 18 фев 2016, 02:02, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 16:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Когда-то А.Г. озвучивал чьё-то мнение, что практически все сюжеты сказок произошли из Пятикнижия, Торы. А я в предисловиях к изданиям сказок читала, что серьёзные исследователи никогда не ставили себе задачу отыскать пути распространения сказок, сюжеты которые встречаются в разных культурах, даже не взаимосвязанных, например, в до колумбовской Америке и в Старом континенте. Эти сюжеты названы "кочующими". Я считаю, что сказки каким-то мистическим образом попадают в МОРЕ коллективного бессознательного, как то Добро из мультфильма, которое цитировал в прошедшей передаче А.Г.

Очень похожую сказку на Рапунцель я встретила в сборнике у П.Бажова "Уральские сказы"
Золотой волос

Золотой волос
П.П. Бажов


Было это в давних годах. Наших русских в здешних местах тогда и в помине не было. Башкиры тоже не близко жили. Им, вишь, для скота приволье требуется, где еланки да степочки. На Нязях там, по Ураиму, а тут где же? Теперь лес - в небо дыра, а в ту пору и вовсе ни пройти, ни проехать. В лес только те и ходили, кто зверя промышлял.

И был, сказывают, в башкирах охотник один, Айлыпом прозывался. Удалее его не было. Медведя с одной стрелы бил, сохатого за рога схватит да через себя бросит - тут зверю и конец. Про волков и протча говорить не осталось. Ни один не уйдет - лишь бы Айлып его увидал.

Вот раз едет этот Айлып на своем коне по открытому месту и видит - лисичка бежит. Для такого охотника лиса - добыча малая. Ну, все же таки думает: "Дай позабавлюсь, плеткой пришибу". Пустил Айлып коня, а лисичку догнать не может. Приловчился стрелу пустить, а лисичка - быть бывало. Ну, что? Ушла так ушла - ее счастье. Только подумал, а лисичка вон она, за пенечком стоит, да еще потявкивает, будто смеется: "Где тебе!"

Приловчился Айлып стрелу пустить - опять не стало лисички. Опустил стрелу - лисичка на глазах да потявкивает: "Где тебе!"

Вошел в задор Айлып: "Погоди, рыжая!"

Еланки кончились, пошел густой-прегустой лес. Только это Айлыпа не остановило. Слез он с коня да за лисичкой пешком, а удачи все нет. Тут она, близко, а стрелу пустить не может. Отступиться тоже неохота. Ну, как - этакий охотник, а лису забить не сумел! Так-то и зашел Айлып вовсе в неведомое место. И лисички не стало. Искал, искал - нет.

"Дай, - думает, - огляжусь, где хоть я".

Выбрал листвянку повыше да и залез на самый шатер. Глядит, недалечко от той листвянки речка с горы бежит. Небольшая речка, веселая, с камешками разговаривает и в одном месте так блестит, что глаза не терпят. "Что, - думает, - такое?" Глядит, а за кустом на белом камешке девица сидит красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от этой косы так горит, что глаза не терпят.

Загляделся Айлып на девицу, а она подняла голову да и говорит:

- Здравствуй, Айлып! Давно я от своей нянюшки-лисички про тебя наслышана. Будто ты всех больше да краше, всех сильнее да удачливее. Не возьмешь ли меня замуж?

- А какой, - спрашивает, - за тебя калым платить?

- Какой, - отвечает, - калым, коли мой тятенька всему золоту хозяин! Да и не отдаст он меня добром. Убегом надо, коли смелости да ума хватит.

Айлып рад-радехонек. Соскочил с листвянки, подбежал к тому месту, где девица сидела, да и говорит:

- Коли твое желание такое, так про меня и слов нет. На руках унесу, никому отбить не дам.

В это время лисичка у самого камня тявкнула, ткнулась носом в землю, поднялась старушонкой сухонькой да и говорит:

- Эх, Айлып, Айлып, пустые слова говоришь! Силой да удачей похваляешься, а не мог вот в меня стрелу пустить!

- Правда твоя, - отвечает. - В первый раз со мной такая оплошка случилась.

- То-то и есть. А тут дело похитрее будет. Эта девица - Полозова дочь, прозывается Золотой Волос. Волосы у нее из чистого золота. Ими она к месту и прикована. Сидит да косу полощет, а весу не убывает. Попытай вот, подыми ее косыньку - узнаешь, впору ли тебе ее снести.

Айлып - ну, он из людей на отличку - вытащил косу и давай ее на себя наматывать. Намотал сколько-то рядов да и говорит той девице:

- Теперь, милая моя невестушка Золотой Волос, мы накрепко твоей косой связаны. Никому нас не разлучить! С этими словами подхватил девицу на руки да и пошел. Старушонка ему ножницы в руки сует:

- Возьми-ко ты, скороумный, хоть это.

- На что мне? Разве у меня ножа нет? Так бы и не взял Айлып, да невеста его Золотой Волос говорит:

- Возьми - пригодятся: не тебе, так мне. Вот пошел Айлып лесом. С листвянки-то он понял маленько, куда правиться. Сперва бойко шел, только и ему тяжело, даром что сила была - с людьми не сравнишь. Невеста видит - Айлып притомился, и говорит:

- Давай я сама пойду, а ты косу понесешь. Легче все ж таки будет, дальше уйдем. А то хватится меня тятенька - живо притянет.

- Как, - спрашивает, - притянет?

- Сила, - отвечает, - ему такая дана: золото, какое он пожелает, к себе в землю притягивать. Пожелает вот взять мои волосы, и уж тут никому против не устоять.

- Это еще поглядим! - отвечает Айлып, а невеста его Золотой Волос только усмехнулась.

Разговаривают так-то, а сами идут да идут. Золотой Волос еще и поторапливает:

- Подальше бы нам выбраться! Может, тогда тятенькиной силы не хватит.

Шли, шли - невмоготу стало.

- Отдохнем маленько, - говорит Айлып.

И только они сели на траву, так их в землю и потянуло. Золотой Волос успела-таки, ухватила ножницы да и перестригла волосы, какие Айлып на себя намотал. Тем только он и ухранился. Волосы в землю ушли, а он поверх остался.

Вдавило все ж таки его, а невесты не стало. Не стало и не стало, будто вовсе не было.

Выбился Айлып из ямины и думает: "Это что же? Невесту из рук отняли и неведомо кто! Ведь это стыд моей голове. Никогда тому не бывать! Живой не буду, а найду ее".

И давай он в том месте, где девица та сидела, землю копать. День копает, два копает, а толку мало. Силы, вишь, у Айлыпа много, а струменту - нож да шапка. Много ли им сделаешь!

"Надо, - думает, - заметку положить да домой сходить, лопату притащить".

Только подумал, а лисичка, которая его в те места завела, тут как тут. Сунулась носом в землю, старушонкой сухонькой поднялась да и говорит:

- Эх ты, скороум, скороум! Ты золото добывать собрался али что?

- Нет, - отвечает, - невесту свою отыскать хочу.

- Невеста твоя, - говорит, - давным-давно на старом месте сидит, слезы точит да косу в речке мочит. А коса у нее стала двадцать сажен. Теперь и тебе не в силу будет ту косу поднять.

- Как же быть, тетушка? - спросил Айлып.

- Давно бы, - говорит, - так. Сперва спроси да узнай, потом за дело берись. А дело твое будет такое. Ступай ты домой да и живи так, как до этого жил. Если в три года невесту свою Золотой Волос не забудешь, опять за тобой приду. Один побежишь искать - тогда вовсе ее больше не увидишь.

Не привык Айлып так-то ждать, ему бы схвату да сразу, а ничего не поделаешь - надо. Пригорюнился и пошел домой.

Ох, только и потянулись эти три годочка! Весна придет, и той не рад - скорей бы она проходила. Люди примечать стали: что-то подеялось с нашим Айлыпом, на себя не походит. Родня, та прямо приступает:

- Ты здоров ли?

Айлып ухватит человек пять подюжее на одну руку, поднимет кверху, покрутит да и скажет:

- Еще про здоровье спроси - вон за ту горку всех побросаю!

Свою невесту Золотой Волос из головы не выпускает. Так и сидит она у него перед глазами. Охота хоть сдалека поглядеть на нее, да наказ той старушонки помнит, не смеет.

Только вот когда третий год пошел, увидел Айлып девчонку одну. Молоденькая девчоночка, из себя чернявенькая и веселая, вот как птичка-синичка. Все бы ей подскакивать да хвостиком помахивать. Эта девчоночка мысли у Айлыпа и перешибла. Заподумывал он: "Все, дескать, люди в моих-то годах давным-давно семьями обзавелись, а я нашел невесту да и ту из рук упустил. Хорошо, что никто об этом не знает: засмеяли бы! Не жениться ли мне на этой чернявенькой? Там-то еще выйдет либо нет, а тут калым заплатил - и бери жену. Отец с матерью рады будут ее отдать, да и она, по всему видать, плакать не станет".

Подумает так, потом опять свою невесту Золотой Волос вспомнит, только уж не по-старому. Не столь ее жалко, сколь обидно - из рук вырвали. Нельзя тому попускаться!

Как кончился третий год, увидел Айлып ту лисичку. Стрелу про нее не готовил, а пошел, куда та лисичка повела, только дорогу примечать стал: где лесину затешет, где на камне свою тамгу выбьет, где еще какой знак поставит. Пришли к той же речке. Сидит тут девица, а коса у нее вдвое больше стала. Подошел Айлып, поклонился:

- Здравствуй, невеста моя любезная Золотой Волос!

- Здравствуй, - отвечает, - Айлып! Не кручинься, что коса у меня больше стала. Она много полегчала. Видно, крепко обо мне помнил. Каждый день чуяла - легче да легче стаёт. Напоследок только заминка вышла. Не забывать ли стал? А то, может, кто другой помешал?

Спрашивает, а сама усмехается, вроде как знает. Айлыпу стыдно сперва сказать-то было, потом решился, начистоту все выложил - на девчонку-де чернявенькую заглядываться стал, жениться подумывал.

Золотой Волос на это и говорит:

- Это хорошо, что ты по совести все сказал. Верю тебе. Пойдем поскорее. Может, удастся нам на этот раз туда убежать, где тятенькина сила не возьмет.

Вытащил Айлып косу из речки, намотал на себя, взял у няни-лисички ножницы, и пошли они лесом домой. Дорожка-то у Айлыпа меченая: ходко идут. До ночи шли. Как вовсе темно стало, Айлып и говорит:

- Давай полезем на дерево. Может, твоего отца сила не достанет нас с дерева-то.

- И то правда, - отвечает Золотой Волос. Ну, а как двоим на дерево залезать, коли они косой-то, как веревкой, связаны. Золотой Волос и говорит:

- Отстригнуть надо. Зря эку тягость на себе таскаем. Хватит, если до пят хоть оставить. Ну, Айлыпу жалко.

- Нет, - говорит, - лучше так сохранить. Волосы-то вишь какие мягкие да тонкие! Рукой погладить любо.

Вот размотал с себя Айлып косу. Полезла сперва на дерево Золотой Волос. Ну, женщина - непривычно дело: не может. Айлып ей так, сяк подсобляет - взлепилась-таки до сучков. Айлып за ней живехонько и косу ее всю с земли поднял.

- Тут и переждем до свету, - говорит Айлып, а сам давай свою невесту косой-то к сучкам припутывать - не свалилась бы, коли задремать случится. Привязал хорошо, да еще похвалился: - Ай-ай, крепко! Теперь сосни маленько, а я покараулю. Как свет, так и разбужу.

Золотой Волос, и верно, скорехонько уснула, да и сам Айлып заподремывал. Такой, слышь-ко, сон навалился, никак отогнать не может. Глаза протрет, головой повертит, так, сяк поворочается - нет, не может тот сон одолеть.

Так вот голову-то и клонит. Птица филин у самого дерева вьется, беспокойно кричит - фубу! фубу! - ровно упреждает: берегись, дескать.

Только Айлыпу хоть бы что - спит себе похрапывает и сон видит, будто подъезжает он к своему кошу, а из коша его жена Золотой Волос навстречу выходит. И всех-то она краше да милее, а коса у ней так золотой змеей и бежит, будто живая.

В самую полночь вдруг сучья затрещали - загорелись. Айлыпа обожгло и на землю сбросило. Видел только, что из земли большое огненное кольцо засверкало и невеста его Золотой Волос стала как облачко из мелких-мелких золотых искорок. Подлетели искорки к тому кольцу и потухли.

Подбежал Айлып - ничем-ничего, и потемки опять, хоть глаз выколи. Шарит руками по земле... Ну, трава, да камешки, да сор лесной. В одном месте нашарил-таки конец косы. Сажени две, а то и больше. Повеселел маленько Айлып: "Памятку оставила и знак подала. Можно, видно, добиться, что не возьмет отцова сила ее косу".

Подумал так, а лисичка уж под ногами потявкивает.

Сунулась носом в землю, поднялась старушонкой сухонькой да и говорит:

- Эх ты, Айлып скороумный! Тебе что надо: косу или невесту?

- Мне, - отвечает, - невесту мою надо с золотой косой на двадцать сажен.

- Опоздал, - говорит, - коса-то теперь стала тридцать сажен.

- Это, - отвечает Айлып, - дело второе. Мне бы невесту мою любезную достать.

- Так бы и говорил! Вот тебе мой последний сказ. Ступай домой и жди три года. За тобой больше не приду, сам дорогу ищи. Приходи смотри час в час, не раньше и не позже. Покланяйся еще дедку Филину, не прибавит ли тебе ума.

Сказала - и нет ее. Как светло стало, пошел Айлып домой, а сам думает: "Про какого это она филина сказывала? Мало ли их в лесу! Которому кланяться?"

Думал, думал да и вспомнил. Как на дереве сидел, так вился один у самого носу и все кричал - фубу! фубу! - будто упреждал: берегись, дескать.

"Беспременно про этого говорила", - решил Айлып и воротился к тому месту. Просидел до вечера и давай кричать:

- Дедко Филин! Научи уму-разуму! Укажи дорогу. Кричал-кричал, никто не отозвался. Только Айлып терпеливый стал. Еще день переждал - и опять кричит. И на этот раз никто не отозвался. Айлып третий день переждал. Вечером только крикнул:

- Дедко Филин!

А с дерева-то сейчас:

- Фубу! Тут я. Кому надо?

Рассказал Айлып про свою незадачу, просит пособить, коли можно, а Филин и говорит:

- Фубу! Трудно, сынок, трудно!

- Это, - отвечает Айлып, - не горе, что трудно. Сколь силы да терпенья хватит, все положу, только бы мне невесту мою добыть.

- Фубу! Дорогу скажу. Слушай... И тут Филин рассказал по порядку:

- Полозу в здешних местах большая сила дана. Он тут всему золоту полный хозяин: у кого хочешь отберет. И может Полоз все место, где золото родится, в свое кольцо взять. Три дня на коне скачи, и то из этого кольца не уйдешь. Только есть все ж таки в наших краях одно место, где Полозова сила не берет. Ежели со сноровкой, так можно и с золотом от Полоза уйти. Ну, недешево это стоит, - обратного ходу не будет.

Айлып и давай просить:

- Сделай милость, покажи это место.

- Показать-то, - отвечает, - не смогу, потому глазами с тобой разошлись: днем я не вижу, а ночью тебе не углядеть, куда полечу.

- Как же, - спрашивает, - быть?

Дедко Филин тогда и говорит:

- Приметку надежную скажу. Побегай, погляди по озерам и увидишь - в одном посередке камень тычком стоит вроде горки. С одной стороны сосны есть, а с трех голым-голо, как стены выложены. Вот это место и есть. Кто с золотом доберется до этого камня, тому ход откроется вниз, под озеро. Тут уж Полозу не взять.

Айлып перевел все это в голове и смекнул - на озеро Иткуль приходится. Обрадовался, кричит:

- Знаю это место! Филин свое толмит:

- А ты побегай все-таки, погляди, чтоб оплошки не случилось.

- Ладно, - говорит, - погляжу. А Филин напоследок еще добавил:

- Фубу! Про то не забудь: от Полоза уйдешь, обратного ходу не будет.

Поблагодарил Айлып дедку Филина и пошел домой. Вскорости нашел он то озеро с камнем в середине и сразу смекнул: "В день до этого места не добежать, беспременно надо конскую дорогу наладить".

Вот и принялся Айлып дорогу прорубать. Легкое ли дело - одному-то, да по густому лесу на сотню верст с лишком! Когда и вовсе из сил выбьется. Вытащит тогда косу - конец-то ему достался, - посмотрит, полюбуется, рукой погладит и ровно силы наберет, да опять за работу. Так у него три-то года незаметно и промелькнули, только-только успел все сготовить.

Час в час пришел Айлып за своей невестой. Вытащил ее косу из речки, намотал на себя, и побежали они бегом по лесу. Добежали до прорубленной дорожки, а там шесть лошадей приготовлено. Сел Айлып на коня, невесту свою посадил на другого, четверку на повода взял, да и припустили, сколько конской силы хватило. Притомится пара - на другую пересядут да опять гнать. А лисичка впереди. Так и стелет, так и стелет, коней задорит - не догнать-де. К вечеру успели-таки до озера добраться. Айлып сразу на челночок да и перевез невесту свою с лисичкой к озерному камню. Только подплыли - в камне ход открылся; они туда, а в это время как раз солнышко закатилось.

Ох, что только тут, сказывают, было! Что только было!

Как солнышко село. Полоз все то озеро в три ряда огненными кольцами опоясал. По воде-то во все стороны золотые искры так и побежали. Дочь свою все ж таки вытащить не мог. Филин Полозу вредил. Сел на озерный камень да и заладил одно:

- Фубу! фубу! фубу!

Прокричит этак три раза, огненные кольца и потускнеют маленько, вроде остывать станут. А как разгорятся снова да золотые искры шибко по воде побегут, Филин опять закричит.

Не одну ночь Полоз тут старался. Ну, не мог. Сила не взяла.

С той поры на заплесках озера золото и появилось. И все, слышь-ко, чешуйкой да ниточкой, а жужелкой либо крупным самородком вовсе нет. Откуда ему тут, золоту, быть? Вот и сказывают, что из золотой косы Полозовой дочки натянуло. И много ведь золота. Потом, уж на моих памятях, сколько за эти заплески ссоры было у башкир с каслинскими заводчиками!

А тот Айлып со своей женой Золотой Волос так под озером и остался. Луга у них там, табуны конские, овечьи. Однем словом, приволье.

Выходит, сказывают, Золотой Волос на камень. Видали люди. На заре будто выйдет и сидит, а коса у ней золотой змеей по камню вьется. Красота будто! Ох, и красота!

Ну, я не видал. Не случилось. Лгать не стану.
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 фев 2016, 16:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Мы с дочками ходили на диснеевский мультфильм по мотивам этой сказки, который называется "Рапунцель: Запутанная история". Мне очень понравилось, как режиссёры выписали характер колдуньи, как характер мамочки; властной, тревожной, гиперопекающей, навязывающей свою волю, манипулятора.

Я эти страхи в себе узнала:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 01:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
@->-- , здравствуйте!
Я вообще-то не по сказкам, и уж совсем не по архетипам (об этом у меня очень общая картина), но вот что на мой взгляд, в сказке колдунья представляет собой - негативный аспект образа матери: - ведьминский образы мачехи - "пожирающей матери" - здесь она не просто вмешивается в отношения с королевичем - "была колдунья такою безжалостной, что завела бедную Рапунцель в глухую чащу; и пришлось ей там жить в большой нищете и горе ). Она (колдунья) еще и лишает королевича зрения....
.... Слава Богу, все хорошо кончилось - "И он привел ее в свое королевство, где встретили его с радостью, и они жили долгие-долгие годы в счастье и довольстве." :ya_hoo_oo:
... Интересно будет послушать передачу...........

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 12:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Галинка, о слепоте, когда-то говорил А.Г., я очень смутно помню его мысли, что-то вроде того, что поэты древности были слепыми неспроста. Из греческой истории я знаю Демодока и Гомера, который написал "Иллиаду", "Одиссею", а вот строчки его о слепом поэте Демодокле из последнего произведения :
Муза его при рождении
злом и добром одарила -
Очи затмила его,
даровала за то сладкопенье.


Учёные, которые анализируют произведения Гомера, ставят под сомнение его слепоту, уж больно много информации в ней передано в зрительных ощущениях. Но миф о слепоте имеет какие-то важные архетипические следы. Некоторые считают, что здесь идёт противопоставление "зрячести слепоты" избранных над "слепотой зрячести" малограмотной и бескультурной массы. Мне же видятся следы двух ипостасей. Я когда-то рассказывала о сказке "Безногий и слепой богатырь", в древнеиндийских ведах есть Пракрити, которая слепа и её напарник Пуруша, который безногий. Слепая Пракрити это материальная причина Вселенной. В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу.
Принц выкалывает себе глаза, когда падает из башни, на колючки ежевики. Помню, когда мне во сне снились колючие растения, типа тёрна, мне озвучивали их значение. Иголка, острое веретено, острый посох, о который можно поранить руку, это символ каких-то соблазнов, которые нужно уметь превозмогать. Часто в сказках мы видим сюжеты с "отсрочкой счастья", когда счастье нужно заслужить трудом, либо страданиями, либо ожиданием. В сказке о Спящей красавице, нужно ждать сто лет, в сказке П.Бажова "Золотой волос", жениху после каждой неудачной попытки украсть невесту, нужно ждать по три года. Сказка "Рапунцель" самая жестокая, там злая ведьма сталкивает принца с башни и заявляет: “Нет ее! Она исчезла для тебя навсегда!”. Но принц не веря ей, слепой скитается по миру, пытаясь отыскать Рапунцель. Так вот, помню, что в одном сне мне кто-то сказал, что колючее растение, например тёрн, означает коня. Но сама символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений . Злое материнское начало в сказке Братьев Гримм, препятствует двум противоположным началам. Современные аналитики, которые наверняка сотрудничали при создании диснеевского мультфильма по мотивам этой сказки, дали этому материнскому началу такие характеристики: своекорысть, властность, не желание отпускать на свободу, желание держать при себе. Что интересно эти качества мы наблюдаем и в сказке Бажова "Золотой волос", хотя их демонстрирует отец девушки - земной Полоз. В той сказке образ ведьмы и матери, играет старенькая нянюшка, превращающаяся в лисичку (хитрость). Но этот образ, наоборот, помогает влюблённым.
Что означает длинная коса девушки? Средство передвижения. Но, чтобы самой убежать, Рапунцель просит принца приносить ей шёлковые нити, чтобы сплести верёвку. Дочка Полоза свою длинную косу полощет в реке. Мне кажется, что всё это аналогия интеллектуальной, творческой деятельности, когда осуществляется попытка связи между культурами, преемственность между поколениями, это может быть даже связь с Небом, с Историей, с Богом...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 12:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
Катя - @->-- - спасибо большое - очень интересно, есть перекликающиеся мысли... насчет "длинных красивых волос" и насчет "слепоты" - я вот думала о том, что у человека, лишенного зрения, обостряются другие чувства, - как, может быть, у королевича из сказки - может лучше слышал свое сердце - и оно привело его в чащу к Рапунцель... - но ты это здОрово выразила - я не знала про колючие растения, да и про другие образы ... :-*

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 13:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
не люблю эту сказку))
мне почему-то всегда были неприятны чрезмерно длинные волосы



самой в детстве долго не разрешали, а потом отговаривали стричь волосы))
от бабушки, мамы, родных, да просто незнакомых людей, постоянно доводилось слышать: богатство, косищи, природа не поскупилась, и т.д. а мне они просто - надоели. тяжеленные, длинные-спутывались после мытья, сушить долго и т.п.

а потом я увидела её, Шинейд О Конор...(кстати, Голос в сказке "Рапунцель", видимо тоже имеет какой-то немаловажный смысл))

Изображение

и фсё, меня было не остановить!))

зы. есть ли что сказать мне по сказке? нет, я её не понимаю, в любимых детских сказках она не была. сейчас думаю, что герои в ней все какие-то пассивные, без драйва)) наткнулся в конце сказки слепой принц, на свою Рапунцель, ну и хорошо.

что бы сказал Фрейд по сказке?))
в сказке фигурирует фаллический образ-башня, одна хочет с него спуститься, двое подняться)) что бы это значило-понятия не имею))

пишу, всё в шуточном настроении, с удовольствием, почитаю размышления других форумчан)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 13:39 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
В народных сказках, так или иначе, сохраняются осколки, отголоски древних мифов, обрядов, обычаев. И в сказке “Рапунцель” видны отзвуки обрядов инициации девочек. Впрочем, по истории сказок видно, как время вносит свои коррективы в их содержание, приспосабливая их тексты к царящим в этот период морально-нравственным правилам. Но в том или ином виде сюжет все равно остается, по-видимому потому, что затрагивает какие-то архитипические глубины нашего бессознательного. Я попробую посмотреть на этот сюжет через темы наших последних разговоров и темы, которые поднимались на вебинарах.

Все начинается с травки рапунцель в запретном саду злой колдуньи.
Почему эта колдунья обозначена в сказке как злая? Она ведь не делает сама никаких первых шагов, наполненных злыми намерениями. Она словно отголосок мощных природных сил, которых человек боялся, понимая, что справиться с ними невозможно, и поэтому одухотворял, чтобы потом можно было задобрить тех или иных духов, принеся им соответствующую жертву, и только потом что-то забирал у них. Но рационализация сознания и нарастающая осознанность собственной идентичности все дальше отодвигает человеческое Эго от природных стихий и задабривающая жертва практически исчезает из практики европейских культур. Однако страх перед природными стихиями никуда не девается. Мы по-прежнему бессильны перед ее мощью и безличной разрушающей силой. Вот и остаются в народном сознании злые ведьмы и колдуны, желающие исключительно и только зла человеку.
Злая колдунья в сказке – это всегда некий ответ на действия человека, причем на такие действия, которые он сам для себя считает запретными. Сначала молодой муж ради здоровья жены или ее прихоти (в некоторых вариантах сказки она чахнет именно из-за желания отведать эту травку) по сути дела ворует эту травку из запретного сада, за что и вынужден отдать злой колдунье своего первенца. Потом Рапунцель и принц именно обманув колдунью, пытаются устроить свою личную жизнь. И опять, только когда обман случайно раскрылся, колдунья наказывает их. Т.е. первичное клеймо зла на ней сначала оправдывает воровство и обман, а затем следует возмездие за них.
Злая колдунья – это какие-то наши психические защитные механизмы, запирающие от нас в запретном саду или в высокой башне красоту и чудо мира Другого. Воровство из этого сада карается потерей ребенка, плода совместного творчества двоих. А обман этих защитных механизмов карается изгнанием, разлукой, потерей зрения.

Что ищет принц? Чего хочет Рапунцель? Наверное, той самой человеческой близости, о которой мы говорили недавно. Ведь принц очаровывается сначала песней Рапунцель. А потом в общем-то обманом пробирается в ее неприступное жилище, в самую интимную часть ее души, и обманом же хочет ее оттуда увести.
Душевная близость – это узнавание мелодии другого. И процесс этот долгий и сложный.
Судя по первоначальной версии сказки, физическая близость между Рапунцелью и принцем происходит и колдунья этому не мешает. Она про это просто не узнает. Но Рапунцель, все время стремясь к еще большей близости, невольно проговаривается об этом, за что и приходится расплачиваться и ей, и принцу.
Зорко одно лишь сердце. Самое главное глазами не увидишь.
Ту Рапунцель, которая пела, принц может отыскать не глазами, а только сердцем. Вот и отправляется он, ослепший, на поиски, вот и вслушивается в звуки и мелодии. И только потому, что ищет и слушает, только поэтому находит. И только теперь и совершается подлинный брак.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 16:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Насчёт волос, я когда-то писала свои жизненные наблюдения. Часто слышишь, что мужчины когда знакомятся выбирают по красивым глазам, кто-то говорит, что по ногам, кто-то говорит, что вначале мужчина бессознательно смотрит на грудь. Я считаю, что то или иное предпочтение зависит от индивидуальности каждого. Но каждое предпочтение имеет свои шифры. О любви мужчин к женщинам, которые имеют красивые длинные волосы, я узнала из книг Алексеева "Сокровища Валькирии" и его автобиографичной работы "Сокровища Валькирии: правда и вымысел". Вот цитата из "Сокровища Валькирии":

Русинов взял этот странный гребень, насадил его на руку и вдруг вспомнил, как Авега мечтал о том, чтобы Валькирия позволила расчесать ее волосы . Он хотел этого как высшей награды! Наверное, он знал священность ритуала и мог оценить его . Тут же, когда Ольга спустила с плеч белый медицинский халат и склонила перед ним голову, он чуть не задохнулся от внезапного и неуместного чувства плотской страсти. Щемяще-жгучий ком возник в солнечном сплетении, и оттуда одновременно по всему телу брызнули его лучи, пронзая мышцы судорожным током. Разум не слушался, парализованный, обездвиженный одним стремлением— жаждой обладать... нет, владеть ею ! Рука с гребнем зависла над волосами , рассыпанными по обнаженным плечам; другая же, помимо воли, коснулась ее спины, и золотистая, шелковая кожа, ощущаемая кончиками пальцев, отдалась сладкой, ноющей болью в суставах.
— Валькирия ,— вымолвил он одеревеневшими губами. Она видела и чувствовала, что с ним происходит, но оставалась холодной и, даже напротив, леденела еще больше. Его прикосновения вызывали боль, как было уже, когда она , отдавшись солнцу, спалила себе кожу. Однако при этом она не отстранила его руки , а лишь попросила слабым , утомленным голосом :
— Расчеши мне волосы ... Голову мою расчеши . Дрожащей рукой , скованной гребнем, он дотронулся до волос и бережно-неумело потянул сквозь золотые зубья первую прядь — от виска к плечам.
— Не дай упасть волоску...
— Не бойся,— задыхаясь, проговорил он .— Ни одного не уроню...
Спутанные, влажные волосы мягко скользили между зубьев и между пальцев, продетых в отверстия,— странный этот гребень был специально так и устроен! Не золотом, но рукою расправлял он поникшие космы! И вдруг почувствовал, как эта неуемная страсть— дрожащее напряжение и сладкая боль в солнечном сплетении — побежала по руке , по пальцам и через них стала вливаться в пряди волос . Едва касаясь, он проводил рукой лишь один раз, однако волосы ее мгновенно оживали, начинали искриться под пальцами, распушаться, делаясь легкими, почти невесомыми. И это чудесное их перевоплощение наполняло радостью, кажется, большей, чем соитие, чем желание владеть ею !
В мгновение ему вдруг стали ясны и понятны смысл и суть сообщающихся сосудов: он отдавал ей ту часть энергии, которую получил, приложившись к груди матери-кормилицы. Но отдавал ее уже в ином виде, в том, который был необходим для женщины, чтобы зажечь свет волос и меркнущих глаз.
И уже не скупясь, щедрой рукой он оживил каждую прядку, огладил, обласкал голову, с восторженным удивлением отмечая, как быстро и мощно наполняется сосуд ее чувств.
Никогда и ни при каких обстоятельствах он не испытывал подобной близости; он понимал, что происходит некий божественный ритуал, суть которого лежит вне обычных отношений мужчины и женщины, любящих друг друга. И если случаются непорочные зачатия, то, видимо, от такой вот бесконечно высокой, космической связи. Дух его ликовал!
— Мне стало хорошо,— вымолвила она , прислонившись лбом к его груди, губы почти касались солнечного сплетения, а ее дыхание словно раздувало угли гаснущего костра.
— Ты — Карна! Валькирия ! — тихо воскликнул он , уже не сомневаясь, кто сейчас с ним и какой великой чести он удостоился — расчесывать золотые волосы !
Но это его убеждение неожиданным образом пронзило ликующую душу тоской и чувством безвозвратности. Узнав ее , соприкоснувшись с таинством ее существа и существования, он внезапно понял, что отныне больше никогда-никогда не увидит Ольгу— бродящий, хмельной напиток, будоражащий кровь и воображение. И никогда не будет иной, земной близости и земных отношений. А он , простой смертный, наделенный плотью и кровью, мог только восхищаться божественностью их связи, но желал-то обладать, владеть ею!
В этот миг он обретал, может быть, любовь вечную, но невыносимо горько было расставаться с тяготением земных чувств. Он вдруг проник в тайный смысл истины о том, что браки творятся на небесах, однако душа протестовала и требовала его земного продолжения. Он понимал, что, поднявшись из недр «Стоящего у солнца», изведав вездесущую, мертвящую соль Зала Мертвых и прикоснувшись к таинству жизни и истинным сокровищам Валькирии , не может оставаться прежним. Что здесь, в жарко натопленной бане, то ли по случайному совпадению, то ли по древней славянской традиции он как бы родился заново. И Дева, разрешившись от бремени, здесь впервые приложила его к груди, по-матерински щедро отдав ему свои силы и чувства. Он начал осознавать, что отныне действительно связан с нею неразрывно и, как некогда Авега, станет все время мечтать, чтобы Валькирия преклонила перед ним голову и вложила в руку золотой гребень..


В сказках братьев Гримм "Рапунцель" и Бажова "Золотой волос", есть момент обрезания волос. Возможно, здесь параллель с "разрезанием пуповины". В сказке злая ведьма, когда узнаёт, что Рапунцель поднимает на волосах не только её, но и принца: "Она достала огромные ножницы, ухватила Рапунцель за дивную косу и отрезала ее. Затем злая старуха ударила девушку по руке и через мгновение та оказалась в какой-то долине одна-одинешенька". Сергей Алексеев в своей книге упоминает кроме Валькирии другую богиню - Карну, вот что он пишет: «Карна» переводилась с санскрита как «ухо», «слух» (отсюда в русском языке существовали слова «карнаухий», «обкарнать»), но глубинная суть имени «Карна» полностью отождествляется с мифической Валькирией и расшифровывается буквально следующим образом: К‑АР‑на, то есть «относящаяся к подземному миру». Алексеев "замутил" увлекательный мистический детектив, перемежав древние предания с постсоветской действительностью, вот ещё одна его цитата, которую я публикую, чтобы оправдать свою перекличку со сказками Павла Бажова: "Из каких недр появился и куда потом пропал Данила-мастер, спасший девочку Ингу Чурбанову и пообещавший через одиннадцать лет взять ее в жены, да еще спросить на это разрешение у Хозяйки Медной горы? Вот тебе и сказка. Откуда взялось предание о Хозяйке? Сочинил Бажов или опирался на легенды, существовавшие у жителей Урала? А легенды как всякое вещество земли: ничто не берется из ничего и не исчезает бесследно. Валькирия и Карна - одно и то же лицо. Карна и Хозяйка Медной горы одно и то же? Если да, то она - главная хранительница сокровищ и все ей подчинено здесь".

P.S. Есть у меня такое подозрение, что мужчины, которые предпочитают женщин с длинными волосами - любят властных женщин, вот недаром лингвистически близки слова волос-власть, сюда можно добавить и голос. Кстати, сам Алексеев в своей биографической книге признаётся в этом. С потерей в сказке косы (волос) - Рапунцель, возможно, теряет власть над принцем. В сказке "Золотой Волос" косой дочери Полоза главный герой обматывает себя со словами: "Теперь, милая моя невестушка Золотой Волос, мы накрепко твоей косой связаны. Никому нас не разлучить!" От них же чуть и не погибает, потому что, когда наступает ночь, волосы могут утянуть в подземное царство под власть змеиного Полоза, если вовремя их не обрезать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2016, 23:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Сначала немного прозы: про латук:
Латук
В русском языке это растение чаще называется «салатом», но его научное имя — латук (лат. lactūca), восходит к латинскому корню lac — молоко. Дикий латук и сейчас распространен по всему побережью Средиземного моря. Это высокое, покрытое мелкими колючками растение с неприятным запахом, предпочитает горыне выступы, лесные поляны, охотно растет оно на мусорных кучах, оставленных людьми. Мелкие желтые цветы дикого латука несколько напоминают ромашки, несколько заостренные листья окрашены в серовато-салатный цвет, причем располагаются на стебле строго в направлении север-юг, что стало поводом назвать одну из разновидностей этого растения эпитет «компасным латуком» (L. saligna).
Предполагается, что современный садовый салат является естественным гибридом компасного (или быть может, дикого?) латука с некоей, быть может в настоящее время, полностью исчезнувшей разновидностью. Так или иначе, дикий латук, живучий и упорный как любой сорняк было практически невозможно вывести с полей пшеницы и ржи. В конечном итоге, как видно, отчаявшись бороться с упрямым дичком, египтяни и жители Месопотамии посто вынуждены были вначале терпеть его, а затем — быть может, обратить внимание и на его кулинарные свойства. Также предположительно, их заинтересовало изначально легкое и сытное масло, которое можно добыть из семян (кстати сказать, в косметической промышленности его используют до сих пор). Что касается собственно листьев, как у многих дичков, они обладали обжигающе-горьким вкусом, и далеко не сразу могли использоваться на кухне.
Как известно, в память об Исходе из Египта, Иегова вменил в обязанность религиозным евреям во время празднования Песаха, обязательно отведать мясо ягненка с «горькими травами», должными напоминать спасенным об их прежнем рабском состоянии. Предполагается, что не последнюю очередь в букете диких и полудиких «горьких трав» занимал именно латук. С достоверностью мы можем утверждать, что в Египте латук был известен с очень ранних времен. Если надрезать стебель латука, из него начнет выделяться молочно-белый тягучий сок — латекс, благодаря которому это растение и получило свое имя. Горький латекс обладает сильным успокоительным и снотворным действием. Возможно, благодаря этому латук стал в Египте священным растением, олицетворявшим собой Мин — богиню плодородия. По одному из мифов, сам красногланый бог пустыни — Сет, забеременел, неосмотрительно поев латука, на который изверг свое семя Гор, сын убитого Сетом светлого божества Осириса. Известно, что уже за 2.500 лет до н. э. латук постоянно использовался в качестве подношения в честь богини Мин; и почитался столь священным, что жрецы соответствующего культа пожизненно не могли есть латук.
Кроме кухни и священнодейтсвий, латук использовался в египетской медицине. Сохранившиеся папирусы, посвященные вопросам лечения ран и хворей, советуют изготовлять особую примочку из латука, сваренного в жире с финиковым соком, полагалось, что подобная смесь хорошо лечит воспаления. Сваренным в пиве с растительным маслом и перебродившим растительным соком, латук был хорош для лечения кашля, в сочетании со свежесваренным пивом, ладаном, хлебом, ягодами можжевельника, латук должен был помогать при болях в желудке, причем пить эту странную смесь следовало в течение четырех дней.
От египтян одомашненный латук распространился к северу, и подлинными его ценителями стали античные греки. Теофраст в своем трактате, посвященном растениям, говорит о троих огородниках, специально посвятивших себя выращиванию садового салата. Tridax — как латук называется по-гречески, высоко ценили и повара и медики, в качестве успокаивающего и снотворного средства его рекомендовал пациентам «отец медицины» Гиппократ с острова Кос. Вполне возможно, что изначально они использовали латук в диком состоянии, просто собирая его на необработанной земле, однако, усилиями огородников, дичок постепенно одомашнивался и приобретал более благородный вид и вкус. Сколь мы можем судить по изображениям того времени, ранний латук представлял собой высокое растение с множеством остроконечных листьев, плотно прижатых к стеблю. Более привычный нам кочанный латук, несколько сходный по виду с капустой, по всей видимости, появляется достаточно поздно; первые документальные упоминания о нем датируются XVI веком. Жизнелюбивый фиолософ Теофраст из Тарента среди прочего имел обыкновение опрыскивать в своем саду побеги латука вином и медом, и собирать их на рассвете, именуя их своими «зелеными сладостями».
Пристрастие к латуку было настолько сильным, что конечно же, не обошлось без легенды. Согласно ей, красавец Фаон однажды перевозил богиню Афродиту с острова Лесбос, и наотрез отказался брать с нее деньги. Тронутая подобным бескорыстием богиня, подарила ему флакончик духов; любая женщина, вдохнув их запах, без памяти влюблялась в перевозчика. Одной из жертв колдовского аромата стала, якобы, известная лесбосская поэтесса Сапфо. Будучи отвергнутой жестокосердным красавцем, она, согласно той же легенде, бросилась с высокой скалы в море. Разгневанная Афродита, слишком поздно пожалев о своем подарке, превратила слишком уж разборчивого красавца в побег латука. Еще одна легенда утверждает, что на постели из листьев салата все та же Афродита провела много ночей, стараясь таким образом утешиться, после того, как ее возлюбленнй — Адонис, погиб от несчастного случая на охоте.
Если грекам было известно до трех разновидностей латука, Плиний-старший упоминает уже девять. После того, как император Август с похвалой отозвался о латуке, это растение немедленно стало модным во всей Римской империи, распространившись вместе с колонистами вплоть до Британских островов. Римляне имели обыкновение бланшировать нижние листья салатного растения, и замариновывать их в смеси рассола и уксуса, датук также подавали на стол свежесрезанным, политым оливковым маслом или уксусом — на манер современного салата. Изначально, по всей видимости, латук принято было есть в начале обеда, в качестве средства для возбуждания аппетита, позднее, мода потребовала, чтобы длинный пир завершался салатом из латука, что позволяло разгоряченным винами и острыми закусками гостям, вернуться в более-менее нормальное состояние.
Однако, со временем латук постепенно вышел из моды. Руфус Эфесский в I в. н. э. полагал, что садовый салат туманит память, и заставляет человека терять остроту восприятия, известный врач Гален, называя латук «травой для мудрых», советовал употреблять его на ночь, в качестве сильного снотворного. У римских патрициев постепенно создалось впечатление, что это простое садовое растение является слишком грубым для изысканных пиров, известный гурман Апиций прямо полагает его «неудобоваримым» и годным скорее для грубых крестьянских желудков[24].
В Средние века латук предпочитали есть вареным, используя его в качестве заправки для супов или гарниров к мясу и рыбе. Альберт Великий, зная об успокаивающих свойствах латекса. полагал, что садовый салат способен подавлять половое влечение, и потому усиленно рекомендовал его монахам. Сокрушаясь, что латук нельзя покупать в течение всего года, он рекомендовал в сезоны, когда его достать было невозможно, с той же целью использовать смесь из «размолотого в порошок агата, волчий жир, сердце куропатки и кусок волчьей шкуры». Впрочем, автор не уточнил, каким образом следует употреблять сей гремучий состав. В качестве огородного растения латук советует выращивать Карл Великий в своем «Капитулярии о поместьях». Известная легенда гласит, что т. н. «косский латук» — со светлыми листьями и более нежным вкусом, якобы доставил во Францию собственной персоной автор «Гаргантюа и Пантагрюэля». На самом деле, «авиньонский латук» был известен уже в XIV веке, его выращивали в папских огородах специально для того нанятые люди[25].
В качестве «зелени» латук обратил на себя благосклонное внимание поваров королей и герцогов. Приведем характерный рецепт из книги королевского повара Гильома Тиреля. «Дабы приготовить корзиночки как то делают в Лоре, замесив тесто, вылепите из него кружочки размером с крупную монету, или чуть меньше того, и зажарьте их в жире. Добавьте к таковым рубленый латук, засим изготовьте для них подобия крышечек из теста, зажарив таковые в жире до состояния столь твердого как если бы они испечены были на углях. По желанию, их можно позолотить или посеребрить, или подкрасить шафраном.»
http://wikitranslators.org/wiki/%D0%9A% ... 1%89%D0%B8

Про волосы - сакральное практически значение, в них заключались жизненные силы, связь с Космосом.
Знания о сакральном значении волос идут из глубины веков. До сих пор в народе слышны их отголоски: нельзя волосы разбрасывать, беременным волосы стричь не положено, на Благовещение не стричь волосы. Помните еще библейскую историю о Далиле, которая остригла волосы Самсону, тем самым лишив его силы?

Наши далекие – предки – славяне считали, что именно через волосы тело черпает силу. Они верили, что через волосы вливается сила Матушки-Земли и Отца-Солнца, сила богов и предков (сила рода), способная охранять от зла, а так же удерживать жизнь и энергию в теле. Наши предки верили, что волосы несут в тело человека большую силу, а в голову − мудрость великих богов.

Огромное значение придавалось женским волосам, поскольку женщина являлась воплощением сил Богини-Матери. В Индии, где ведические знания сохранились, мужья не разрешают женам стричь волосы. Мужчины знают, что в волосах заключено богатство семьи. Чем длиннее волосы жены, тем благосостояние семьи выше. В арабских странах женщины покрывают голову платком, скрывая волосы от посторонних. Там женщина может показывать свои волосы только мужу и родным.

Эти примеры показывают, как сила женских волос ценна для семьи, для общества и для самой женщины.

Самой известной и очень популярной прической является коса. Женская коса не только очень модная прическа, она имеет и сакральное значение. Классическая коса из трех прядей являет собой символическое отображение мироздания, трех миров наших предков – Яви (мир, где мы живем), Нави (мир потусторонний) и Прави (мир, где живут Боги). И через волосы — косу в женщину вливаются божественные силы, которые укрепляют ее тело и взращивают дух. И в старину, когда девушка выходила замуж и давала
жизнь ребенку, ее коса делилась на две, олицетворяя тот факт, что теперь ей необходимы силы не только для себя, но и для ребенка.

Магическим действом также является украшение волос лентами разных цветов. Вплетая в волосы ленты определенного цвета, женщины могут усиливать волшебную силу косы в желаемом направлении. Наиболее популярной была красная лента, которая является оберегающей и защищает от нападения злых сил.

Когда женщина расплетает косу, то освобождает, выпускает свою силу на волю. Это магический процесс. Существует поверье, что, когда девушка хочет привлечь к себе понравившегося мужчину, ей нужно распустить косу с мыслями о нем и затем показаться потенциальному жениху во всей естественной красе.

В древности с длинными распущенными волосами позволялось ходить разве что хранительнице силы. В распущенных волосах природной ведуньи читалась связь с силами земли и пространства.

Когда женщина отправляется в людные места (рынки, больницы, учебные заведения, торговые и развлекательные центры), лучше завязывать волосы в хвост, пучок или заплетать косу. Это нужно для того, чтобы не расплескивать свои силы и энергию, а также, чтобы не собирать на волосы негатив города.

Уход за волосами является сакральным актом, и к нему нужно относиться бережно. Стричь коротко волосы женщинам не нужно, поскольку короткие волосы активизируют мужскую энергию. Периодически волосы нужно подстригать на расстояние в длину ногтя. Стригут волосы в самом начале молодого месяца, чтобы лучше росли. Обрезать длинные волосы – значит дать мощный сигнал во Вселенную о жажде перемен. Волосы, которые остались на расчески или выпали, лучше всего сжигать или закапывать в землю.


Примерно отсюда же и скальпирование противника у индейцев. Хотя тут ещё вопрос - началось скальпирование после колонизации континента (распространено в Европе и Азии того времени; колонисты щедро оплачивали скальпы. Как и скальпировочные ножи выпускались в Голландии, Великобритании и Франции)1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений.
3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать "ку" — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Потом по значимости - угон лошади. Только Деревянная нога в мемуарах ставит скальпирование перед угоном лошади.

Изображение

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 00:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 окт 2015, 23:01
Сообщения: 548
Откуда: Одесса
@->-- - спасибо большое за передачу - очень интересно ! @->--
(правда местами казалось, что я читала другую сказку... но это не важно - все равно здОрово!)
Понравилось @->--

_________________
Галина


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 07:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Да, сказка, которую читала я, отличается от той оригинальной, которую читал А.Г. Передача интересная. Но я не знаю как в неё можно встраивать свои мысли, потому что я вижу совершенно другие пласты смыслов, которые актуальны для моего мировоззрения.

Очень обидное замечание, что девочек нужно учить петь, потому как у родни, включая меня, ни слуха, ни голоса. Когда-то в СМИ был информационный бум о том, что учёные доказали, что выбор партнёра у людей происходит по запаху. Через запах может раскрываться генетическая информация, которая может бессознательно нам подсказать; здоровое ли потомство мы можем родить от данного человека. Поиск по голосу, возможно, это какой-то другой уровень (поэтический), я думаю, что по голосу можно искать партнёра с которым можно создать...(как варианты: Вселенную? Индивидуальность? Новую культуру? Своего "Великана", ведь башня напоминает "великана", Рапунцель изымается из родной родительской семьи, потом изгоняется из башни, некоего "эгрегора" определённой культуры).

В книгах В.Мегре у кельтов во время нападения римских войск, в строю ходили женщины с распущенными волосами, которые пели и римляне знали, чтоб победить такую армию, нужно численное превосходство в девять раз.

В Андерсеновской сказке "Русалочка" принцу важен голос, потому что по нему он ищет свою спасительницу, ту которая его спасла в бурю, в кораблекрушение и вытащила на берег. Вот песенка морской ведьмы Урсулы из диснеевского мультика "Русалочка": "Ну а девушке земной, гораздо лучше быть немой... Мужчины ненавидят разговоры, для них молчанье золото - всегда... Если девушка нема сходят все по ней с ума"




Ещё одно воспоминание, когда я была подростком, а было это в начале перестройки, мой отец был в командировке в Польше и там ему настоятель или патриарх православной церкви подарил Библию (современное переиздание). Тогда в СССР это была большая редкость и я её начала читать. И вот, что мне врезалось в память, что в Ветхом Завете есть нравоучения молодому человеку, где ему говорилось, что не ходи по площадям и не прельщайся певицами. А дальше там певица распекалась в разных выражениях. У меня возникло неприятное ощущение греховности, вот этого действия. Я после этого не смогла дальше читать Библию.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 20 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.088s | 19 Queries | GZIP : On ]