Molli, спасибо за ссылку и цитату статьи. Тоже думала, что у чёрного монаха Коврина есть претензии на библейский сюжет:
Цитата:
Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии... За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера.
Но, как и везде, Чехов начинает двоиться-троиться в своей ухмылке:
Цитата:
Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ черного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере... Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной,
все никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть. Зачем монах блуждает по водам, вселенной - чтобы "померкнуть"!
Это, конечно, прямая отсылка к подсознанию, по-моему. Вышел-де монах из вод подсознания - туда же и булькнется..
Селена писал(а):
Эльмира, спасибо за статью.
Хорошо, что хоть этим пригодилась
Селена писал(а):
Постоянная двойственность, причем все время меняющая свои полюса, опять напомнила о вчерашнем вебинаре.
Постоянная оппозиция Эго и Тени. Стремление Тени попасть в сознание и стать частью Эго.
Ирин, но ведь свою Тень надо пытаться осознать. Хотя бы через сны и галлюцинации.. Или не надо?
Селена писал(а):
Но как только это происходит в бессознательном сразу же возникает отражение (новая Тень).
Я помню что-то подобное говорил А.Г. на вебинаре.. У меня отложилось это так: как только чел через своё творчество осознаёт в себе нечто. Тотчас в его подсознание отлетает противоположность этому осознанному "нечто"
А кто ещё как понял?
Селена писал(а):
Это ведь и есть бесконечная цепь миражей Черного монаха.
Вот здесь интересно было бы разобраться, по-моему..
Что это за цепь миражей?Ксения Оверина (ты, Ир, читала, знаю, но для других, кто, может, пока не нашёл такой возможности) пишет:
Цитата:
Черный монах – это, безусловно, галлюцинация, часть сознания Коврина и отражение происходящих в его сознании процессов. Но по легенде, которую вспоминает Коврин, черный монах – это еще и галерея отражений, мираж, «от которого получился другой мираж, потом от другого третий» и т. д. (8, 233). Если Коврин – это то же самое, что и монах, то получается, что герой включен в ряд двойников черного монаха, приравнивается к одному из его отражений, и возникает уже не галерея отражений, а своеобразный зеркальный коридор, который простирается в бесконечность и в котором не может быть никакой «середины».
Более того, эта галерея отражений выходит и за пределы идейного двойничества Коврина и монаха. Если вчитаться в текст, мы увидим, что описание Тани Песоцкой имеет некоторое сходство с характеристиками черного монаха: у обоих акцентируются контрастные цвета: черный и белый; подчеркиваются худоба и бледность. Таня «небольшого роста, бледная, тощая, так что ключицы видно…» (8, 238); у нее было «…широкое, очень серьезное лицо с тонкими черными бровями» (8, 228). Монах – же «в черной одежде, с седою головой и черными бровями» (8, 234), ярко выделяется его «бледное, страшно бледное, худое лицо…» (8, 234). Образы «соседствуют» и в сюжете: так, в финале повести, прочитав письмо Тани, Коврин вновь видит черного монаха и вспоминает о своей бывшей жене. Скорее всего, близость этих образов и их сходство обусловлены тем, что у Коврина они ассоциируются с самыми сильными, радостными и мучительными эмоциями – любовью, разрывом отношений, сознанием собственной гениальности, а потом собственной бездарности и болезни.
У К.Овериной ошибка в том, что она ставит прямой знак равенства между Ковриным и части воображения. Или это Коврин сам поставил знак равенства (Самость поглотила Эго).Но в остальном - про зеркальный коридор и про то, что Коврина можно рассматривать как отражение чёрного монаха, по-моему, интересно...
Если отрешиться от психологических терминов.. я (и, как я понимаю другие форумчане тоже) увидели отражение чёрного монаха и в Тане и в Егоре Семёновиче.. Да?
Вообще, нервные и перевозбуждённые, много работающие в своём саду Таня и Егор Семёнович очень похожи с Ковриным.