Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07 Сообщения: 3756 Откуда: Ульяновск
|
Детективный сюжет в романе “Имя розы” разворачивается вокруг утерянной второй части “Поэтики” Аристотеля, посвященной комедии. Сюжет закручен лихо и увлекательно. Читать невероятно интересно (книга мне понравилась больше, чем фильм). Внутри этого детективного сюжета много и интересных исторических сведений, и разных неожиданных аллюзий, и запутанных споров, которые невольно (а может быть и вольно, по замыслу автора) начинают втягивать тебя в свою орбиту и ты сама начинаешь вытаскивать собственные доводы и опровержения. Однако самым неожиданным для меня оказался конец. В этот раз я перечитала только его (все остальное просто не успеваю). Последняя глава – это диалог-поединок Хорхе и Вильгельма. Порядок и хаос. Страшась хаоса, мы уповаем на порядок. Создаем его, с трудом поддерживаем, не замечая, что силы эти становятся все более авторитарными и диктаторскими. Слепой Хорхе охранял порядок. Порядок, воздвигнутый на страхе. Самое опасное для этого порядка не насилие и разные человеческие грехи (они-то как раз этот порядок защищают, точнее, становятся его оправданием), самое опасное для такого порядка смех над истинами, лежащими в его основе. И желание, страстное желание спасти этот порядок от смеха рождает антихриста. «Хорхе. В этом лице, иссушенном ненавистью к философии, я впервые в жизни увидел лик Антихриста. Он не из племени Иудина идет, как считают его провозвестники, и не из дальней страны. Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине. Как еретик рождается из святого, а бесноватый – из провидца. Бойся, Адсон, пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда – еще до того, как отдать свою. А иногда – вместо того чтоб отдать свою. Хорхе совершил дьявольские деяния потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто все позволено тому, кто борется с неправотой. Хорхе боялся второй книги Аристотеля потому, что она, вероятно, учила преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, – учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина – что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине».Но самое интересное, что Вильгельм тоже защищал свой порядок, свою истину. И что в результате? «Я никогда не сомневался в правильности знаков, Адсон. Это единственное, чем располагает человек, чтоб ориентироваться в мире. Чего я не мог понять, это связей между знаками. Я вышел на Хорхе через апокалиптическую схему, которая вроде бы обусловливала все убийства; а она оказалась чистой случайностью. Я вышел на Хорхе, ища организатора всех преступлений, а оказалось, что в каждом преступлении был свой организатор, или его не было вовсе. Я дошел до Хорхе, расследуя замысел извращенного и великоумного сознания, а замысла никакого не было, вернее сказать, сам Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу, а потом началась цепь причин побочных, причин прямых, причин противоречивых, которые развивались уже самостоятельно и приводили к появлению связей, не зависящих ни от какого замысла. Где ты видишь мою мудрость? Я упирался и топтался на месте, я гнался за видимостью порядка, в то время как должен был бы знать, что порядка в мире не существует».Существует только ошибочный порядок, как предположил Адсон. Но и тот нужно отбрасывать, когда он исчерпан. «Ты сейчас очень хорошо сказал, Адсон, спасибо тебе. Исходный порядок – это как сеть, или как лестница, которую используют, чтоб куда-нибудь подняться. Однако после этого лестницу необходимо отбрасывать, потому что обнаруживается, что хотя она пригодилась, в ней самой не было никакого смысла. …»«Трудно смириться с идеей, что в мире не может быть порядка, потому что им оскорблялась бы свободная воля Господа и его всемогущество. Так свобода Господа становится для нас приговором, по крайней мере приговором нашему высокомерию», – говорит Вильгельм. Книга заканчивается словами… Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus – Роза при имени прежнем – с нагими мы впредь именами (лат.)Книги горят, библиотеки уничтожаются, исходный порядок – всего лишь лестница, которую следует отбросить, когда поднялся. Так что же остается? Возможно только обнаженная подлинность, скрытая прежними именами. Но чтобы к ней прикоснуться, надо научить истину смеяться.P.S. Написала небольшое эссе о своей встрече с творчеством Умберто Эко. viewtopic.php?p=122531#p122531
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|
|