Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Вячеслав Иванович Ива́нов http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2104 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Селена [ 20 мар 2016, 11:33 ] |
Заголовок сообщения: | Вячеслав Иванович Ива́нов |
Вячесла́в Ива́нович Ива́нов (28.02.1866 - 16.07.1949гг.). К Международному дню поэзии 21.03. мы вспоминаем поэзию и идеи одного из крупнейших русских символистов. О роли символизма в русской культуре Серебряного века.
Биография
Вот что писал о творчестве Вячеслава Иванова Брюсов: «Вячеслав Иванов настоящий художник, понимающий современные задачи, работающий над ними. Его стих – живое, органическое целое, самостоятельная личность. Автор верно выбирает для него рифмы, придающие ему выражение лица. Он понимает удельный вес слов, любит их, как иные любят самоцветные каменья, умеет выбирать, гранить, заключать в соответствующие оправы, так что они начинают светиться неожиданными лучами... Вместе с тем Вячеслав Иванов истинно современный человек, причастный всем нашим исканиям, недоумениям, тревогам». В другом месте (1911) Брюсов продолжал: «Ему равно близки все времена и страны, он собирает мед со всех цветов. Он владеет сонетом с изысканностью итальянских мастеров, его создателей; он строг и силен в терцинах, свободен и классически ясен в гекзаметрах и элегических дистихах » http://www.v-ivanov.it/files/208/works/ ... a_2011.pdf Стихи Вячеслава Иванова http://slova.org.ru/ivanovviacheslav/index/ Здесь можно найти и его прозу http://az.lib.ru/i/iwanow_w_i/ |
Автор: | мирра [ 20 мар 2016, 20:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Добрый вечер,родные! Я люблю Серебряный век,поэтому с любопытством зашла в раздел со стихами этого Иванова.Пока ознакомилась только с несколькими,но уже приторчала и буду читать дальше;и передачу буду ждать с не меньшим любопытством. Сеньора, 6 раз за ссылку! Автор жжёт,что-то такое,вот какое-то такое...в общем,феерия просто.Меня вот это зацепило: Душа сумерек В прозрачный, сумеречно-светлый час, В полутени сквозных ветвей Она являет свой лик и проходит мимо нас — Невзначай, — и замрет соловей, И клики веселий умолкнут во мгле лугов На легкий миг — в жемчужный час, час мечты, Когда медленней дышат цветы, — И она, улыбаясь, проходит мимо нас Чрез тишину... Тишина таит богов. О, тишина! тайна богов! о, полутень! О, робкий дар! Улыбка распутий! крылатая вечность скрестившихся чар! Меж тем, что — Ночь, и тем, что — День, Рей, молчаливая! медли, благая! Ты, что держишь в руке из двух пламеней звездных весы! Теплится золото чаши в огнях заревой полосы; Чаша ночи восточной звездой занялась в поднебесье! — О, равновесье! — Миг — и одна низойдет, и взнесется другая... О, тишина! тайна богов! о, полутень! Меж тем, что — Ночь, и тем, что — День, Бессмертный лик остановив, Мглой и мерцаньем повей чело В час, как отсветом ночи небес светло Влажное стало В сумраке сонном ив! |
Автор: | Людмила [ 21 мар 2016, 10:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Вячеслав Иванов ? Символизм ? Ой ? ДАЛЕКО мы со всем ЭТИМ ПОЭТИЧЕСКИМ БОГАТСТВОМ нашей КУЛЬТУРЫ зайдем... Выйдем ли ? Северное солнце Севера солнце умильней и доле Медлит, сходя за родимое поле, Млеет во мгле... Солнце, в притине горящее ниже, Льнет на закате любовней и ближе К милой земле, — Красит косыми лучами грустнее Влажную степь, и за лесом длиннее Стелет узор Тени зубчатой по тусклым полянам,- И богомольней над бором румяным Светится детски лазоревый взор. Вяч. Иванов. |
Автор: | Anna Serediná [ 21 мар 2016, 12:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Вчера прочитала, воспроизведу своим языком: - Когда появляется доселе неведомое чувство, впечатление, вначале его описывают поэты, потом оно становится предметом религиозного культа, и затем за него берутся философы - Видимо, что-то невиданное почувствовали поэты начала двадцатого века, раз перестало хватать буквальных описаний реальности. Процесс пошел, только какой и куда... А за Вячеслава Ивановича большое спасибо! Пронзителен, искрист и очень родной. Вот это, например, ошарашивает до экстаза: Довольно! Ты сердцу близко, Солнце вечернее, Не славой нимба, краше полуденной, Но тем, что коней огнегривых К ночи стремишь в неудержном беге. «Помедли», — молит тучка багряная; «Помедли», — долы молят червленые: Мир, отягчен лучистым златом, Боготворит твой покой победный. И горы рдеют, как алтари твои; И рдеет море влажными розами, Сретая коней огнегривых: Ты ж их стремишь в неудержном беге. И мещешь в мир твой пламя венцов твоих, И мещешь в мир твой пурпур одежд твоих: Венец венцов тебе довлеет — Счастия легкий венец: «Довольно». |
Автор: | Людмила [ 21 мар 2016, 16:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
ПОНРАВИЛОСЬ ; Нисхождение — символ дара. Прекрасен нисходящий с высоты дароносец небесной влаги: таким, среди античных мраморов, предстоит нам брадатый Дионис, в широкой столе, возносящий рукой плоскую чашу, — влажный бог, одождяющий и животворящий землю амбросийным хмелем, веселящий вином сердца людей... "И только дар мил. Только для дара стоит жить"... Смех, эта "радость преодоления", — убийство, или земная пощада. Улыбка — пощада окрыленная. Улыбчива милостивая Красота. Восхождение — разрыв и разлука; нисхождение — возврат и благовестие победы. То — "слава в вышних"; это — "на земле мир". Восхождение — Нет Земле; нисхождение — "кроткий луч таинственного Да". Мы, земнородные, можем воспринимать Красоту только в категориях красоты земной. Душа Земли — наша Красота. Итак, нет для нас красоты, если нарушена заповедь: "Верным пребудь Земле". Оттого наше восприятие прекрасного слагается одновременно из восприятия окрыленного преодоления земной косности и восприятия нового обращения к лону Земли. Эти восторги в нас — как бы дыхание самой Матери, воздыхающей к Небу и снова вбирающей в свою грудь Небо. Тяжки ее вздохи, и легки вдыхания. Легка Красота. "Легкою стопой приближается божественное"... И в наши мгновения восторгов красоты, мы знаем: Крылья души над Землей поднимаются, Но не покинут Земли... (Вл. Соловьев) Так Красота, всякий раз снова нисходя на землю с дарами Неба, знаменует вечное обручение Духа с Душою Мира, являясь пред нами непрестанно обновляющимся прообразом и обетованием вселенского Преображения. Я ношу кольцо, И мое лицо — Кроткий луч таинственного Да. ("Кормчие Звезды") Явственно внутреннее тожество красоты и добра. Ибо скрытое начало добра — то же, что начало красоты; имя ему — нисхождение. Дух подымается из граней личного, чтобы низойти в сферу того личного, которое лежит уже вне тесного я. Божественное солнце как бы притягивает вверх влагу чувства, чтобы оросить ее истаявшим облаком землю. Это восхождение и нисхождение — психологическая основа добра; только справедливость направляется по горизонтальной линии, линии равенства, которую она излюбила. В нисхождении, этом принципе красоты и добра вместе, нет гордости. Напротив, восхождение, взятое как отвлеченное начало, имеет в себе что-то горделивое и жестокое. Доброе чувство и к сильнейшему и высшему — все же нисхождение. Тем и прекрасна доброта, направленная на могущество, что она все же нисхождение и предполагает предварительным условием возвышение слабейшего в сферу, высочайшую могущества. Allegretto Седьмой Симфонии Бетховена и из детских глаз исторгнет слезы. Но что это allegretto? Плач лито Бога над миром? Или--человека над Богом? Красота христианства — красота нисхождения. Христианская идея дала человеку прекраснейшие слезы: слезы человека над Богом. Прекрасен плач мироносиц... Эти восхождение и нисхождение — лестница, приснившаяся Иакову, и то взаимное тайнодеяние встречных духов, двигателей и живителей земной и горней сферы, обменивающихся водоносами мировой влаги, — которое Фауст созерцает в сокровенном начертании Макрокосма: "как силы небесные восходят и нисходят, простирая друг другу золотые бадьи!" Wie Himmelskräfte auf und nieder steigen, Und sich die goldnen Eimer reichen! Вяч. Иванов. |
Автор: | мирра [ 21 мар 2016, 18:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Фрау,а я не хочу выходить,если зайду.Значит,моё место там,и работать над собой и обживать пространство я буду там.:) Я полюбила эти стихи,с первого прочтения,я списала себе уже две штуки (выше приведена одна из них),и нахожу для себя в них большое утешение в это нелёгкое для меня время "зима,пора весна,но нет весны ни хрена,а только холод,страх и снег кругом".А вот то,про душу сумерек--это как на гностической мистерии побывать,честное слово! Передачу услышу в среду в повторе.Жду с терпением и нетерпением. |
Автор: | мирра [ 21 мар 2016, 19:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Вот,ещё кое-что из феерично-пронзительно-гностического: На башне Л. Д. Зиновъевой-Аннибал Пришелец, на башне притон я обрел С моею царицей — Сивиллой, Над городом-мороком — смурый орел С орлицей ширококрылой. Стучится, вскрутя золотой листопад, К товарищам ветер в оконца: «Зачем променяли свой дикий сад Вы, дети-отступники Солнца, Зачем променяли вы ребра скал, И шепоты вещей пещеры, И ропоты моря у гордых скал, И пламенноликие сферы — На тесную башню над городом мглы? Со мной — на родные уступы!..» И клекчет Сивилла: «Зачем орлы Садятся, где будут трупы?» Я даже знаю,где этот город мглы находится и что это за башня...Новосиб,ул.Ватутина,одноимённая остановка --автобусов,троллейбусов...) |
Автор: | Селена [ 21 мар 2016, 20:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Читаю Вячеслава Иванова, читаю стихи, читаю прозу. Его имя в моем сознании крепко накрепко перевязано с Серебряным веком. И мне всегда казалось, что я его читала, что я его знаю. Нет. Оказывается я впервые открываю для себя его творчество. Так откуда же взялась такая уверенность, что я его знаю? Возможно ее источник – “башня” Иванова. В начале прошлого века, наверное, вся тогдашняя петербургская интеллектуальная элита перебывала на знаменитых Ивановский средах, в доме с башней. Кого здесь только не было: поэты, писатели, музыканты, художники, мистики, философы, эзотерики, теософы… В общем, огромная разношерстная масса народа находила здесь, в этой башне, общие темы для обсуждений. “Башня” Иванова, как символ, словно бы противостояла вавилонской башне, при строительстве которой люди вдруг перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле, образовав разноязыкие племена и народы. Иванов же, соединяя в своей “башне” разноязыкую культурную среду (разноязыкую в смысле использующую разные символьные языки), словно бы пытался найти точки соприкосновения, чтобы добраться до подлинной реальности, которая пытается прорваться к нам через эти разные символьные языки. И судя по всему, отчасти ему это удалось. Музыка перетекает в цвет, цвет в музыку. Философия насыщается поэзией, поэзия философией. И во всем этом то прорывается субъективный индивидуализм, то мистическое единство. Впрочем, все это атмосфера того времени. Только вот в “башне” Иванова эта вся разреженная атмосфера сгущалась как в алхимическом тигле, кипела и зарождала что-то новое, что потом взойдет в совершенно разных творческих пластах. В общем, с Вячеславом Ивановым я оказалась знакома косвенно через других поэтов, писателей, философов, которые и в работах своих, и в воспоминаниях ссылались то на его творчество, то на встречи с ним, то на знаковые для них встречи там, в его знаменитой “башне”. Ну а из сегодняшних моих встреч с его творчеством вот весеннее… Весенняя оттепель Ленивым золотом текло Весь день и капало светило, Как будто влаги не вместило Небес прозрачное стекло. И клочья хмурых облак, тая, Кропили пегие луга. Смеялась влага золотая, Где млели бледные снега. … сегодня у нас очень солнечный день. И еще… Вечная память Над смертью вечно торжествует, В ком память вечная живет, Любовь зовет, любовь предчует; Кто не забыл,— не отдает. Скиталец, в даль — над зримой далью Взор ясновидящий вперя, Идет, утешенный печалью... За ним — заря, пред ним — заря... Кольцо и посох — две святыни — Несет он верною рукой. Лелеет пальма средь пустыни Ночлега легкого покой. … вчера в рамках Международного музыкального фестиваля “Мир, Эпоха, Имена” в нашем городе звучал Реквием Верди. Большой и сложный концерт, в котором участвовали наш симфонический оркестр, Магнитогорская хоровая капелла, солисты Геликон-оперы и Большого театра. Сегодня, читая философские работы Иванова, вспоминала вчерашний концерт. “Хор сам по себе уже символ -- чувственное ознаменование соборного единомыслия и единодушия, очевидное свидетельство реальной связи, сомкнувшей разрозненные сознания в живое единство. Хор не может возникнуть, если нет res, общезначащей реальности вне индивидуального и выше индивидуального”. Вяч. И. Иванов. Две стихии в современном символизме Символы, объединяющие индивидуальности, – они лежат в основе символического реализма, к которому стремился Вячеслав Иванов в своем творчестве. |
Автор: | Daria Ngray [ 21 мар 2016, 23:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
.... |
Автор: | Селена [ 22 мар 2016, 18:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Daria Ngray писал(а): Текст умный, неожиданный, но самое главное, я в нем ощущаю радость диалога.Вот здесь можно прочитать… Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон. ПЕРЕПИСКА ИЗ ДВУХ УГЛОВ Переписка потрясающая. Главное – она взаимоплодотворна. Каждый рассказывает о позиции своего угла и бросает взгляд на угол противоположный. И с каждым письмом эта позиция разворачивается, уточняется, обрастает все большей глубиной. Диагонально противоположные полюса обозначают пространство всевозможных достоинств и недостатков единого на самом-то деле мира, мира их общей культуры. Они говорили о разном, … но так и чувствовалось, что об одном, потому что … комната-то одна. Они остались каждый при своем мнении, потому что каждый взгляд на культуру был прав, взвешен и обоснован. Их разные мнения обогащали и дополняли одну общую проблему – проблему культурной памяти. В.И. Иванов. Но сама культура, в ее истинном смысле, для меня вовсе не плоскость, не равнина развалин или поле, усеянное костьми. Есть в ней и нечто воистину священное: она есть память не только о земном и внешнем лике отцов, но и о достигнутых ими посвящениях. Живая, вечная память, не умирающая в тех, кто приобщаются этим посвящениям! М.О. Гершензон. Есть паутинные сети умозрений, из стальной паутины, сотканной вековым опытом: они пленяют ум неощутимо и верно; есть торные пути сознания, куда незаметно вовлекается лень; есть рутина мышления и рутина совести, есть рутина восприятий, трафареты чувств и бесчисленные клише речений. Все есть в нашей культуре. Но главное в этом диалоге – Гершензон и Иванов два чутких магнита, умеющих не только глубоко почувствовать вот эти два угла культурного пространства, но и невероятно точно и аргументировано донести не только друг до друга, но и до нас, читателей. Только вот, часто ли эта переписка нами читается? Каково оно, сегодняшнее культурное пространство наших душ? Есть ли в нем вот эта комната, в которой диагональные взгляды могут вести плодотворную беседу, а не враждовать? “И потому я думаю, что в доме Отца нам с вами приуготовлена одна обитель, хотя здесь, на земле, мы сидим упрямо каждый в своем углу и спорим из-за культуры”. М.О. Гершензон – В.И. Иванову. |
Автор: | Галинка [ 23 мар 2016, 00:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Спасибо огромное за передачу и за творчество Вячеслава Ивановича Иванова ! Его стихи очень хорошо почитать на той скамеечке, что нужна человечеству, чтобы присесть на нее и подумать (о которой говорил Эйнштейн)... они (стихи) как бы останавливают поток мыслей... и тогда можно услышать самые "тихие" мысли... СПАСИБО |
Автор: | Это Я [ 28 мар 2016, 14:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Вячеслав Иванович Ива́нов |
Спасибо за передачу. Об Вячеславе Иванове я когда-то более-менее узнала из работы Эткинда "Эрос невозможного", вот рекомендую:
Религия Диониса
|
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |