Привет
.. ой – мысли нестройные, если кому покажутся бредовые
– нормально
В контексте темы «зависимости» хотела поразмышлять о времени – как оно «там» проходит? Есть ли там, в пребывании «в зависимости» (питие алкоголя, чтение книги и др.) жизнь?
«Уже изначально экзистенциальная философия по своему изучала вопрос времени, ставя акцент не на объективность, а на субъективность восприятия времени человеком. Далее экзистенциальная психология также акцентирует феноменологию времени как модус субъективного переживания бытия. Время в таком понимании трудно схватываема разумом, но она проживается, чувствуется. Время это жизнь, а жизнь либо есть, либо ее нет.» Римвидас Будрис . Будрис также рассуждает о мифологии петли времени. Так, время, вроде линейно, но субъективно – неоднородно (каждый знает - иногда час пробегает как 10 минут, а иногда 10 минут тянутся как час (ну и много других примеров)), а он еще говорит о неких «завихрениях» - или «петлях» (пример петли в природе – цикл – весна, лето, осень, зима – вроде линейно, но каждый раз по кругу). Петля времени (по Будрису) – один из образов лабиринта. (Будрис очень смешно говорит по русски – но все равно как-то понятно, так что процитирую его: «Зацикленность на чем-то, - из чего очень трудно выходить. Такие циклы приписывают некоторым привычкам, заисимостям, которые поддерживают внутренние важности. В зацикленности – во внутреннем плане – это более важное есть то, в чем зиждется наше основание, чувство собственной жизни – смыслах, что мы создаем, но и бывает не только создаем, а некоторое время оно движется как важность некоторая. И эти смыслы, важности имеют некоторые точки, которые можно сказать являются точками входа и выхода. Можно сказать – с чего начинается и чем заканчивается какой-то цикл этого смысла – смысл – как обозначение больше для себя. Все могут вспомнить, что было что-то интересное, важное, а потом раз – интерес вдруг пропал. В этой «петле» мы жили с этим смыслом, этой важностью, но потом, если что-то и унесли (вынесли) – но чаще всего – если ставить вопрос «почему это нас интересовало» - мы не знаем.»
«Именно чувство присутствия самое важное в экзистенциальном плане. Показателем неполноценного присутствия может быть многим известная забывчивость. Те кажущиеся важными события или результаты забываются, чуть ли не на следующий день.»
Так вот – каково «присутствие» в пребывании в зависимости? В принципе – бывает как – (приведу пример время проживания наших вебинаров – мое, субъективное, конечно) - время пролетает быстро, а вот те события, что были до вебинара – кажется, что были довольно давно (ну, давнее, чем 2 часа назад) – такой вот парадокс. Совершенно другое впечатление от просмотра легкого фильмеца – время в течение – зависит от фильма, а вот те события, что были до – как будто были только что – как и не было этих 2-х часов фильма.
Еще сейчас такая мысль меня не покидает, что характеристикой современного времени является интенсивность, а по сему человек сам может «специально» (в кавычках, поскольку специально, но неосознанно) создавать эти «петли» - как бы против уж слишком большой интенсивности, которая может не совпадать с его «внутренним временем».
....................
...........................