Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
«Садко», А.Птушко http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2120 |
Страница 1 из 3 |
Автор: | Селена [ 17 апр 2016, 09:34 ] |
Заголовок сообщения: | «Садко», А.Птушко |
~ Былина и фильм "Садко" Александра Птушко, как образы отечественной души. ~ И. Репин. Садко Фильм Садко, реж. Александр Птушко
Садко (былина)
|
Автор: | Эльмира [ 17 апр 2016, 13:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
А здесь можно почитать текст былины "Садко": http://www.byliny.ru/content/text/sadko |
Автор: | Людмила [ 17 апр 2016, 15:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Эх. Не люблю я былин. |
Автор: | Djuley [ 17 апр 2016, 19:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Часа, буквально, два назад была мысль предложить тему рыбалки. Захожу сюда, а здесь уже сидят. |
Автор: | Людмила [ 17 апр 2016, 19:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Djuley, ага. Ловим, Крестник, сакральный смысл. |
Автор: | Djuley [ 17 апр 2016, 21:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Крёстная, угу, сокрытый во тьме вод. |
Автор: | Djuley [ 18 апр 2016, 06:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
[pleer]577136xJxC[/pleer] |
Автор: | Это Я [ 18 апр 2016, 13:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Расскажу о своих впечатлениях к фильму. Но начну издалека, а чтобы не запутаться начну с себя. Меня периодически на протяжении жизни мучат воспоминания о бывших парнях, которым пришлось давать отворот-поворот. Хорошие, простые парни. И вот однажды я опять мучаюсь воспоминаниями и эти мучения переносятся у меня в сновидение. Передо мной оказалась какая-то бабушка (согласно прошедшему вебинару это символ мудрости), я ей плачусь: "Это не я жестокая, это они виноваты, что влюбились. Ведь я не особая красавица. Что их так во мне привлекло?". На что бабушка отвечала: "Их привлекало твоё сложное устройство головы". Я потом смотрела в этимологические словари, что означает слово "сложный", ведь к нему близки: "сложить/выложить", "ложь", "слог" и пр. Оно означает: составной, трудный, запутанный. Вот эти слова о "сложном строении головы" я адресовала бы фильму А.Птушко "Садко". И не потому что фильм и былина трудна в усвоении, разве могут быть сказки и былины сложными? Они рассчитаны, как на взрослых, так и на детей, они легки в восприятии. Я бы не сказала, что фильм сложен психологически. Скорее он рассказывает о сложном строении русской головы [души]. Вот посмотрите сколько в фильме всего выстроено и выложено. Начинается всё с Новгорода, с его непростой социальной жизни, где есть князья, купцы, мастера, простой люд, скоморохи, нищие... В этом фильме также показано сложное строение внутреннего мира человека, где есть земной мир, а есть подводный, морской мир, это мир бессознательного. И эти миры разрывают человека, как главный герой разрывается между двумя своими любовями; земной женщиной - Любавой и морской - Ильмень-царевной... На вебинаре мы говорили, что море олицетворяет женственность и чувственность. А вот город, в сказке это торговый Новь-град, это мужская ипостась, разумная структура реальности, наполненная многообразием форм, которую выражают купцы с их товарами, мастера, кузнецы, плотники... Избыток форм мы видим в пиршестве, где столы ломятся от яств, а купцы хвалятся своими богатствами... Но не смотря на это изобилие в городе есть нищие. И Садко пытается эту несправедливость победить революционным способом, который хорошо известен каждому русскому человеку. Этот принцип озвучил булгаковский герой "Собачьего сердца" словами: "взять всё и поделить". Но даже после того, как всё раз дадено, появляются в городе нищие, убогие и калечные люди. Трифон (скоморох) говорит Садко: "Роздал ты лавки, роздал товар красный, все роздал, что имел. А счастье дал немногим" Ну, очень антисоветская мысль. Ведь главным посылом пролетарской диктатуры было всё раздать рабочим и крестьянам, что повлекло ещё большее обеднение страны. И я не понимаю, как эту фразу в фильме допустила цензура? Ещё одна сложность этого фильма - это путешествия по сложному ландшафту разных культур. Садко приплывает к скандинавам, викингам, он и плавает в Индию, в фильме мы также видим декорации Китая и Египта. Не плавал он лишь в Америку, о которой тогда не знали и в Западную Европу, но представителей западной культуры мы тоже встречаем, в самом Новгороде, где по ярмарке идут венецианские купцы. То есть Птушко в фильме объединил всё: западную, восточную, северную культуры... Россия всегда стояла на пересечении разных культур. Она всё в себя впитала, поэтому русский человек может путешествовать в духовном пространстве своей души, даже не пересекая границ и морей. Не будем забывать, что год создания фильма 1952, времена "железного занавеса". Но фильм показывает устройство русской души, для которой неприемлема изоляция от других культур, только бы построить корабли, являющимися одним из символов души. |
Автор: | Селена [ 18 апр 2016, 16:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Былину прочитала впервые. Фильм... словно тоже первый раз смотрела. В общем, если я его и видела в детстве, то не очень-то запомнила. Больше всего о Садко запомнилась картина Репина. Вот она первая, что вспоминается при этом имени. В общем, что сказать,… былина мне понравилась больше, несмотря на некоторую архаику языка и соответственно некоторые непонятные слова. Былина о Садко – это миф об индивидуации, если рассматривать его с точки зрения аналитической психологии. Вначале Садко – гусляр, шут на княжеских пирах. Когда его не зовут на пиры, он начинает скучать и идет на берег Ильмень озера, и там играет на гуслях с утра до вечера. Играет так, что озеро начинает волноваться, бурлить. Это очень пугает Садко и он уходит в город. Только на третий раз решается Садко остаться на берегу озера и тогда встречается с водяным царем. Число “три” – очень важное число в былине. Там все случается на третий раз. И помнится, что в передаче по сказке о трех поросятах было сказано, что число три и есть условие становления индивидуального сознания. Морской царь приносит Садко важные знания о его индивидуальности. На пирах все хвалятся тем, что выдает их главные индивидуальные черты: ум, глупость, силу, молодецкую удаль,… Садко может похвастаться уникальными знаниями. Он знает, что в Ильмень озере есть рыбы золотоперые. Судя по всему, морской царь – это Самость, добравшаяся до порога сознания и разбудившая в Садко его прагматичную интуицию. Он выигрывает спор и становится удачливым купцом. Теперь у него есть все, и палаты белокаменные, и молодая жена, и он сам собирает пиры, и теперь и он может похвастаться своим могуществом: он готов выкупить все новгородские товары. Я думаю, что “хвастать” здесь не употреблено в каком-то уничижительном или осуждающем контексте. В мифах вообще нет нравоучений. Так здесь дана возможность герою поведать о своих достижениях. Садко себя переоценил. Опять три дня скупал он товары. И на третий понял, что не скупит все. Вовремя остановился и отдал проигранный залог. И вот это умение смирять свое самолюбие, признавать поражение, вовремя останавливаться в каких-то азартных начинаниях очень ценилось. Герой мифа потому и добивается успеха, что обладает этими качествами. И еще одно непременное условие индивидуации. Со своей Самостью, с морским царем, иногда надо встречаться. Как только Эго окончательно теряет контакты со своим бессознательным, так сразу же в душе начинаются шторма и бури. Морской царь требует дани. И снова три раза откупался Садко. Не откупился. Живая душа должна туда пойти. Но и сейчас Эго, понимая опасность подобной инфляции, пытается других вместо себя послать. Три раза брошен жребий. Все одно выпадает: Садко должен идти к морскому царю. И он идет и теряет свою волю. Теперь Садко принужден играть на гуслях. Это не он хочет, это морской царь его вынуждает. И в результате этой его игры непрерывная буря на море, корабли тонут и люди стали молиться Николе Можайскому. Никола Можайский – это древний деревянный образ Николая Чудотворца.
Никола Можайский
А и теперь как он после этого А и повыгрузил он со караблей А как все свое да он именьицо, А и повыкатил как он всю свою да несчетну золоту казну, А и теперь как на свою он несчетну золоту казну А и как сделал церковь соборную Николы да Можайскому, А и как другую церковь сделал Пресвятыи Богородицы. А и топерь как ведь да после этого А и как начал Господу Богу он да молитися, А и о своих грехах да он прощатися. А как боле не стал выезжать да на сине море, А и как стал проживать во своем да он во городи. А и теперь как ведь да после этого А и тому да всему да славы поют. И Садко по возвращению уже не просто купец, он стоит церкви, кается в грехах и исполняет заповеди Божьи. За это ему и поет былина славу. Фильм мне показался гораздо проще. Это не совсем миф, это скорее мечта. Мечта о герое, который думает сначала о других, о родине, а потом о себе. Знаменательные слова были вложены в уста Садко: “Все бы мне как получше хочется. А подхватит меня и как волной понесет”. (“Хотели как лучше, получилось как всегда” – было сказано много лет спустя). Счастье для всех, которое они ищут, оказывается сном. Только во сне можно каждому нашептать то, о чем он желает, чем грезит. В реальности счастье у всех разное и дороги к нему ведут разные, индивидуальные. Не счастье нужно искать, не путь к нему указывать, можно только признаки этого пути показать, как это показано в былине. Фильм “Садко”, на мой взгляд, просто сказка, сказочный сон, из тех снов, что напевала птица Феникс. Фильм красивый, герой идеальный, но он мне не запомнился. И только после прочтения былины этот образ обрел для меня реальные черты. |
Автор: | Квагга [ 18 апр 2016, 19:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
В детстве из фильма запомнила страшную птицу счастья- Феникс. Хотя, в фильме никакой не Феникс, там- Сирин. В. Васнецов, "Сирин и Алконост". (Сирин-слева). Садко отправился с побрательниками за моря в поисках счастья, торговые операции во славу Ново Града- не главная цель похода. Искали- и нашли. Но птица счастья оказалась фальшивой. Садко посадил страшненькую птичку в мешок и она сослужила мореходам добрую службу, усыпив войско князя. Садко- русский Одиссей. Морская Царевна- всё равно что покровительница Одиссея Афина, а Любава- русская Пенелопа. |
Автор: | Галинка [ 19 апр 2016, 00:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Здравствуйте . Я посмотрела фильм и прочла былину. По мне они – разные, хотя и то и другое о поиске счастья, о поиске себя. Согласна с Ирой – былина глубже. Ира – очень здорово написала . По фильму согласна во многом с Катей – особенно в части «счастья для всех». Юля – классные сравнения с Одиссеем, Афиной и Пенелопой. Я тоже думала «в эту сторону», правда кроме Юлиной – до Одиссея я не дошла. Добавить можно мало что – но тогда я немного попробую с «другой стороны». Если рассмотреть этот фильм как бы «в общем» про частное так сказать… Как о путешествии внутри себя как бы…. Сначала человек пытается «создать себя» с помощью внешних проявлений – одежда, достаток. Так, по эпизоду «сделать всех счастливыми, дав всем достаток» - можно сказать про человека «сколько денег не дай (или не зарабатывай) – всегда не хвать будет» - ну это о том, что с годами человек понимает, что не в деньгах счастье. Тогда человек начинает исследовать свои внутренние миры, свою душу (ну в смысле больше как исследовать, действуя во внешнем мире, но при этом "заостряя" на внутренний). И это мужская часть (Анимус) – как по фильму – викинги – это воинственный, завоевательный, жесткий мужской мир. И пребывание только в нем не приносит счастья. Индия – женская часть (Анима) – обволакивающая, гипнотизирующая – такое пребывание в покое… - и этот мир как единственный тоже не есть счастье… морское царство? – вот не знаю – это может «бессознательное» - оно непонятно, но дает подсказки (такое осуществление трансцендентной функции - по Юнгу)… Но вот только совершив это «внутреннее путешествие» - можно приблизиться к себе, понять свои ценности. Да и путешествие было в фильме - для 1952 года! - захватывающее. Р.S. Все же прочитав былину, скажу что в фильме мне не хватило этой линии сюжета былины со строительством храма Николе Можайскому. |
Автор: | Это Я [ 19 апр 2016, 08:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Юля говорила, что самым запоминающимся персонажем из фильма была птица-счастья. Да, я смотрела фильм в детстве и запомнила только эту птицу с человеческой головой. Голову играла Лидия Вертинская. Я была очень впечатлена типом её лица, где гармонично сочетаются азиатские и европейские черты. Актёрская игра главного мужского персонажа, меня заинтересовала только тогда, когда я в одной из передач узнала, что Садко играл Сергей Столяров (я его с бородой не узнала), который был популярен в СССР, особенно после его роли в фильме Александрова "Цирк". Его работа в роли Садко была отмечена: 40-летний Сергей Столяров в своей звёздной роли стал одним из самых популярных актёров страны. В Венеции за исполнение роли Садко он причислен к лучшим актёрам мира за полувековую историю кино. Фильм А. Л. Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев». А вот ещё интересная и противоречивая информация о том, что прототипом американского кинематографического образа Синдбада был русский Садко: Картина была замечена Роджером Корманом, куплена для проката в США в 1963 году. Корман с успехом, но небольшим числом экранов прокатывал её в США под названием «Волшебное путешествие Синдбада». Сценарий для английской версии написал 23-летний Фрэнсис Форд Коппола. Так русская былина стала американской сказкой. |
Автор: | Djuley [ 19 апр 2016, 09:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Вчера решил ещё раз посмотреть Садко, минут тридцать посмотрел. На мой нынешний киноглаз кино очень качественное, на уровне топовых голливудских и никакого ощущения кино-архаики. |
Автор: | Эльмира [ 19 апр 2016, 10:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Есть ещё опера Римского-Корсакова "Садко". Вот её краткое содержание http://www.music4good.ru/sadko-opera/ Её либретто написано на основе множества былин о Садко. Садко мне тоже напомнил Одиссея. А его морская царевна (Анима) - Ундину Фуке и Русалочку Андерсена. Цитата: Склонившись над спящим Садко, Волхова поет ему прощальную колыбельную песню. По велению Старчища Могуч Богатыря дочь Царя Морского жертвует собой ради счастья Садко и его родного города: Волхова рассеивается утренним туманом и превращается в реку.И - вот дальше: Цитата: Садко, пробуждаясь, слышит голос Любавы. Чары подводного царства развеяны. Радостно встречает Садко жену. По реке бегут корабли Садко. Изумленные новгородцы приветствуют Садко и его дружину.Может, вообще все свои путешествия Садко совершил во СНЕ? Морская Царевна – Волхова (прекрасная волшебница, колдунья) из сна, в который Садко погружается через звуки гуслей, дарит Садко прикосновение к Тайне – трёх золотопёрых рыб, которые превращаются потом в драгоценные каменья (кристаллизованные мысли, знания, добытые из глубин подсознания?) Что означают золотопёрые Рыбы? Мы много раз обращались к этому символу. Вот ссылка на материал о символике Рыб. Боги и Богини многих народов имели Рыб в качестве атрибута или же сами принимали облик Рыб…Подробнее здесь: http://www.newacropol.ru/alexandria/symbols/fish/ |
Автор: | Эльмира [ 19 апр 2016, 10:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: «Садко», А.Птушко |
Важно ещё сказать о Гуслях. Гусли – это волшебный инструмент. С помощью них Садко повелевает Морским Царём и Царицей, заставляя представителей подводного мира (царства мёртвых?) плясать и вызывая бурю в море, которая топит корабли. Нашла в инете интересную работу о Гуслях. (Г.Н.Базлов "Русские гусли. История и мифология") Всю её, к сожалению, не могу осилить за недостатком времени. Кину cюда небольшие выдержки из неё,показавшимися мне интересными: Цитата: Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли — инструмент гармонизации вселенной», который был прочитан в Санкт-Петербурге 22 ноября 2009 года[1], обратила внимание коллег на тождество славянского слова «гусля», что значит «струна, тетива, нить» санскритскому — «гу?на», означающему «нить, верёвка, струна».Цитата: В древнеиндийской натурфилософии слово «гу?на» обозначает не только ряд понятий, связанных с нитью, верёвкой или струной; «гуна» используется как философское понятие. Гу?на — санскритский термин, который в более широком смысле означает «качество, свойство, нить, первооснова, элемент, признак».Цитата: Гуны выступают как субстанции-силы и первооснова материи (пракрити), как энергетические или информационные потоки. Сплетаясь, они образуют бесчисленное множество качеств, определяющих характеристики материальных объектов. Гуны находятся между проявленным и непроявленным. С ними связано все живое и неживое. В непроявленном состоянии гуны пребывают в равновесии, которое нарушает только присутствие вселенского духа (Пуруши). Когда вселенский дух приводит гуны в волнение, то они порождают объекты, чувства и идеи. Затем гуны возвращаются в состояние покоя.Цитата: С.В. Жарникова в упомянутом выше докладе, опираясь на древние арийские воззрения на устройство вселенной, дала такое описание назначению гусельной игры в представлении древних: «Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит, из звука «гу» и движения «гу» созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия»[12].Вот она - струнная модель Вселенной! Цитата: У русских сохранилась древняя песня, рассказывающая о сотворении воинским сословием (князьями и боярами) гуслей из чудесного древа[13], растущего посреди чистого поля. Фактически посреди мира, на «пупе земли».Цитата: Описание это очень похоже на то необыкновенное древо, что росло посреди библейского рая. Или же на легендарную яблоню, называемую Джамбо, мировое дерево из арийских преданий, растущее в центре мира на склоне мировой горы Меру. Русская песня описывает его как: тонкое, высокое, с глубоким корнем, с широкими листьями. Древо это находится далеко, за горами, за долами, до него нелегко добраться. Но в назначенный день к древу собираются князья и бояре. Они думают и гадают (бросают жеребей?), как срубить древо и сделать из него гусли. Воины подрубают древо под корень, разрубают его на четыре части и делают звончатые гусли. На этом часть повествования о гуслях заканчивается и дальше уже поётся о призывании «батюшки родного», которого забавляют игрой на только что сделанных гуслях. Но остановимся на рассказе о сотворении гуслей. Легенда живо напоминает древнее ведическое предание о первосуществе — Пуруше, которого расчленили на четыре части и принесли в жертву ему же самому. Из его частей (по убеждению ведических ариев) был сотворён весь видимый мир.Цитата: Это обстоятельство наводит на мысль, что древнее русское предание о сотворении гуслей является вариантом древней арийской легенды о сотворении мира из тела первосущества Пуруши, только в нашем варианте из него ещё сотворяются и гусли, которые князья со боярами унесли из центра мира «на все четыре стороны», образовав символический крест, находящийся в центре мира и в основе горизонтального пространства. Все четыре части древа стали четырьмя гуслями и распространились по миру. Учитывая то, что рассказывалось выше про «гуны» и родство этой натурфилософской концепции с теми фрагментами древних воззрений славян, которые сохранились в русском фольклоре, станет очевидно, что это очень древние предания. Народные представления бытовали некогда не только в виде легенд, но и являлись мифом старинной натурфилософской традиции, описывающей в поэтических образах создание мира и то, как следует этот мир сохранять и поддерживать игрой на гуслях. Есть в песне и черты поминального обряда: гуслями призывают в гости предков. Гусли, о которых поётся в песне, были сделаны из дерева, растущего в центре мира, фактически из ядра поэтически осмысленной Вселенной. И эти гусли были — по устойчивому выражению стиха о Голубинной книге — «Всем гуслям мать». Распространившись на «все четыре стороны», гусли своей игрой освятили пространство и, согласно учению о гунах, поддержали мировое устройство. |
Страница 1 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |