Danilin писал(а):
Мне думается, что словосочетание Клода Штайнера (главного последователя Эрика Берна): "эмоциональная грамотность", точнее объясняет, что имеется в виду.
Это способность человека описывать свои чувства и понимать и описывать чувства другого человека.
Описывать свои чувства непросто. И этому действительно надо учиться.
Я обидчивый человек. Не знаю насколько чрезмерно, но это за мной есть (до сих пор). И это, пожалуй, первая эмоция, которую я начала исследовать и описывать. Насчет исследования конечно громко сказано. Но уже в детстве частенько слышала: опять обиделась,… ну что надулась, что опять не так,… обижаться нехорошо, тебе никто ничего плохого не сделал, … ну и все примерно в таком же духе… Т.е. внешний мир взрослых как-то по моему внешнему виду соотносил то, что я испытывала, с обидой. Но я-то считала по-другому. У меня были веские причины на подобное реагирование: несправедливость, невнимание ко мне, излишняя резкость или холодность по отношению к каким-то моим действиям. Впрочем это все сейчас оформляется в четкие слова. В детстве все было более размыто и еще более эмоционально, но был именно тот процесс, про который, по-видимому, и говорил А.Г., как опознавание чувства через эмоцию. Т.е. по реакции взрослых, указывающих мне на мое эмоциональное состояние, я, в свое оправдание (для себя, не для других), описывала чувства, которые вылезали из меня эмоциональной обидой. Правда первые такие попытки описания шли от обвинения других: … это они такие нехорошие, сами вон как со мной поступают,… но видимо это и был эмоциональный алфавит. Дальше уже и книги, и фильмы, и картины формировали слова и предложения подобного понимания. И это понимание сдерживало эмоциональные проявления.
“У тебя все на лице написано” – фраза, с которой я боролась. Честно говоря, мне не хотелось, чтобы написано было “все”, потому что … это-то как раз и не было “всем”. Я-то уже это понимала. Понимала, что все, что есть во мне, эмоции, те первичные реакции, вовсе не передают до конца. Значит эти первичные реакции нужно было чуть сдержать (до конца этому так и не научилась), чтобы не особо внимательные ничего не заметили.
Я не вижу себя со стороны во время собственных эмоциональных реакций, поэтому не знаю, эмоциональной или безэмоциональной кажусь собеседнику, но эмоциональную сдержанность ценю. В результате этого чуть сдерживаемого напора такая невероятная гамма чувств проявляется в мимике, в жестах, в интонациях собеседника, что они еще не названные и не определенные мной уже начинают меня волновать и вытаскивать из души собственные сложные реакции. Эмоционально-сдержанное общение дает мне гораздо больше, чем эмоционально-несдержанное. От несдержанных эмоций я очень быстро устаю.
P.S. Юля, замечательный ролик.
Где-то именно так в этом возрасте проговаривается обида. Здесь такая масса чувств на самом деле. Папа молодец. И то, что снимает, и то, что заставляет дочку проговаривать свое состояние – все это важно. Позже, пересматривая этот ролик, девочка о себе многое поймет.