Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 17:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 май 2016, 17:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2220
Откуда: Москва
~ О роли личности А.Л. Волынского в русской культуре и психологии ~

Аким Львович Волынский
(3 мая 1861(3) — 6 июля 1926)
— литературный критик и искусствовед.
Изображение

Биография А.Л.Волынского
Аким Волынский (настоящее имя Аким Львович Флексер [21.IV(3.V).1863, Житомир -- 6.VII.1926, Ленинград]- литературный и театральный критик, историк искусства, философ. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже состоявшегося в школу импрессионизма и символизма.

Родился в семье владельца книжного магазина и страстного библиофила, учился в житомирской, а затем в 5-й Петербургской гимназии. Влечение к литературной деятельности, испытанное еще на гимназической скамье, побудило его переехать из провинции в Петербург. В старших классах, не поладив с начальством, вынужден был уйти из гимназии и экзамены на аттестат зрелости сдавал экстерном в 1882 г. В том же году поступил на юридический факультет Петербургского университета, благодаря блестящему аттестату -- на казенную стипендию.

Еще будучи студентом I курса, В. начал сотрудничать в русско-еврейской прессе (журналы "Рассвет" и "Еврейское обозрение", газета "Русский еврей"), подписываясь Homo или А. Ф., а на III курсе в журнале "Восход", где впервые стал подписываться Волынский.
В 1886 г., окончив курс университета, В. возглавил критический отдел журнала "Северный вестник" (основан в 1885 г.), культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта» («Северный вестник», 1889, книги VI, IX—XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма».

Этот критический идеализм вскоре стал лозунгом возродившегося к концу XIX века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар «перевёрнутому вверх ногами Гегелю», то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста).

В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идёт искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.

По натуре и по мировоззрению Волынский был убежденным пассеистом: в какую бы область он ни вторгался — критика, театр, искусствоведение, — он начинал с пересмотра руководящих идей, призывая вернуться к первоисточнику, очистить сложившиеся формы искусства от позднейших наслоений. Он всюду искал первооснову, и искал неистово. «Он умел трудиться с такой самоотверженностью, с какой молились древние отшельники», — писал о нем Константин Федин.

Аким Волынский был истинно книжным человеком: страстным собирателем книг, подлинным библиофилом и сочинителем. Как отмечает Вадим Гаевский, «меблировка его небогатой петербургской квартиры состояла главным образом из книжных шкафов и книжных полок. Старинные фолианты, гроссбухи и солидные тома окружали этого человека, читавшего на всех европейских языках и, казалось, вобравшего в себя едва ли не всю книжную премудрость. По типу культуры это был русский энциклопедист, а по внешнему облику он отдаленно напоминал образованного флорентийского монаха...»

«Он производил впечатление добродушного человека, не то большого ребенка, не то «напускающего на себя» доброго волшебника» — мнение музыковеда В. Богданова-Березовского.

Незадолго до революции стал мужем тогда ещё юной, будущей прославленной балерины Ольги Спесивцевой, оказавшим на неё огромное творческое влияние; брак, по всей видимости, был не оформленным, гражданским. После революционного переворота Ольга Спесивцева рассталась с ним.

Социально-философский импрессионизм влечёт Волынского то к культу Леонардо да Винчи, которому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПб., 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в «Северном вестнике», 1897—1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Ф. М. Достоевским («Книга великого гнева», СПб., 1904; «Царство Карамазовых», СПб., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПб., 1906; 2-е изд., СПб., 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь».

Широко образованный искусствовед, Волынский много внимания уделял театру, а после революции — особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд — «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, издание Хореографического техникума) — посвящённый обоснованию и защите так называемого «классического балета».

Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920—1924), председательствовал в коллегии «Всемирной литературы». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался верен до конца своей жизни, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.

В своих последних работах Волынский ставит во главу угла идею синтеза религий, превращения их всех в некую будущую возвышенную религию, религию света, религию солнца, религию гиперборейскую, о которой он мечтал много лет. Отстаивая перспективность экуменизма, Волынский полагал, что еврейство и христианство сольются в будущую общую религию и открыто провозглашал свои ожидания (параллель с Верой Бахаи).

Умер Аким Волынский 6 июля 1926 года в Ленинграде, в возрасте 65 лет.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://az.lib.ru/w/wolynskij_a_l/text_0020.shtml
http://www.peoples.ru/science/history/akim_volinskiy/
Свернуть

Цитата:
"Иван Толстой : ...Богофил. Забытый и неизвестный Аким Волынский. Литературная фигура, которую сто лет назад знали все, читали многие, но даже те, кто не открывал его книг, понимал, что речь идет о современном гуру, одном из центральных персонажей Серебряного века.
Аким Волынский, Хаим Лейбович Флексер, родился в 1861 году и скончался в 1926. В его творческой биографии были годы, когда он заявлял о себе громче, были годы тихие, но трудно себе было представить, что наступят десятилетия забвения.
Елена Толстая: Аким Волынский - это тот человек, благодаря которому иерархия литературных имен, в которой мы воспитаны, начинается все-таки Пушкиным, далее следует Толстой, Достоевский, Чехов, а все остальное - фигуры второго ряда. Когда-то это было далеко не так, и это изменилось на наших глазах. Нормальная (та, что кажется нам нормальной и естественной) литературная иерархия была установлена на протяжении 1950-60 годов, но тем не менее, она восторжествовала гораздо раньше, чем убралась со света советская иерархия, советская идеология. Нам нужно помнить, что эту иерархию утвердил, за это очень сильно пострадал биографически Аким Волынский наряду с Дмитрием Мережковским, вот такая парочка не разлей вода. Друг друга они вначале любили, потом ненавидели, всю жизнь любили и ненавидели...
Полный текст программы: "Богофил. Забытый и неизвестный Аким Волынский" http://www.svoboda.org/content/transcript/25060527.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 май 2016, 00:56 
...


Последний раз редактировалось Daria Ngray 16 сен 2016, 15:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 май 2016, 11:39 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Аким Волынский… для меня не только его произведения, но и имя это новое. К своему стыду ничего даже не слышала об этом человеке. Хотя люблю читать не только авторов Серебряного века, но и их дневники и воспоминания. Но это имя либо не встречала, либо не обращала должного внимания.
Прочитала мало чего, поэтому несколько первых впечатлений.

В своем интервью Елена Толстая говорит:
“Если Волынский какие-то очки у читателя заработал, начался его возврат к литературе, то после революции опять все пошло насмарку (революция 1905 года имеется в виду – прим. мое), потому что ему припомнили все те провинности, за что и раньше он отлучен от литературы, за то, что он считался не прогрессивным, а наоборот был на стороне ужасных вещей, не прогрессивных, как религия и идеализм. И опять второй раз. Но тут не получилось, потому что у него была постоянная подпитка, постоянно общество вокруг него собиралось, и он был теневой гуру русской литературы”.

Тень, теневой гуру … – он при всем своем невероятно пристальном и внимательном взгляде на произведения (художественные и философские) и наверное благодаря именно этому пристальному и внимательному взгляду, отмечал то, что остается в тени читательской души. Отмечал и вытаскивал наружу тень, отбрасываемую произведением.
В “Литературных заметках” он пишет о новых рассказах Чехова “Палате №6” и "Рассказ неизвестного человека".
"Палата No 6" своею внутреннею, скрытою тенденциею дает прекрасное освещение нашим словам. Пред нами все выдающиеся достоинства и недостатки г-на Чехова. Ни у одного из других наших молодых писателей мы не встретим такого великолепного сочетания резких красок и художественной простоты, такого тонкого психологического анализа, таких потрясающих драматических подробностей. В целом рассказе нет ни одной крикливой ноты, все штрихи расположены с удивительною симметриею, все диалоги проникнуты сдержанною логической силой. Все от начала до конца выдержано по стилю, все детали, рисуясь в мягком, ровном, поэтическом освещении, ни на минуту не раздражают вас никакими неожиданными, банальными эффектами. Легко узнать г-на Чехова: ярко, смело, просто, не ворочая безумными глазами направо и налево, не угождая никому, не пригибаясь ни к каким искусственным требованиям, г-н Чехов ведет свой рассказ умно и талантливо.
И тем не менее идея "Палаты" нам кажется узкою и фальшивою.


Фальшивость идеи Аким Волынский видит в том, что Чехов тонкими намеками дает нам понять, что Громов и Рагин – сумасшедшие, хотя они всего лишь по иному чувствуют и думают. Но это все не так, с ярой страстью утверждает Волынский. И доказательно и ярко обосновывает свою правоту… словно бы не замечая, что этим самым оттеняет и подчеркивает правоту Чехова. Ведь потрясающее мастерство Чехова именно в этом, в способности своим блестящим пером несколькими точными мазками передать не только свет, но и тень.
Теневая сторона присутствует в любом гениальном труде. Не столько буквально явленной, сколько подводно-теневой стороной трогают наши души великие произведения искусства. Они вытаскивают наружу то, что мы прячем от себя. Но это вытаскивание чаще всего ограничивается суммой неясных ощущений, от слабо уловимого неприятия (зачастую непонятно чего и кого) до внутреннего, тоже зачастую непонятно чем и кем вызванного, восторга. Аким Волынский все это, и восторг, и неприятие, очень чутко улавливает и описывает.

Критика Волынского наверное не совсем критика. Это скорее философское размышление над прочитанным. Он невероятно глубоко погружает свою душу в творчество писателя или философа. Погружает ее настолько, что оказывается в состоянии понять и увидеть ее мельчайшие оттенки и нюансы. Но при этом он и сам остается автором. Он не просто разъясняет и уточняет понятое им, он еще и непременно возражает и не соглашается с тем, что противоречит его мировоззрению.

Красота и трагичность мира форм, противопоставление индивидуального идеально-мировому – об этом его размышления в эссе “Аполлон и Дионис”.
“Два начала стоят перед глазами, требуя правильного логического сочетания в одном цельном мировоззрении: начало индивидуальное, временное, земное, и начало безличное, бесформенное, божественное. Одно -- реальное, другое – идеальное”.
Как найти компромисс между этими вечными началами в человеческих душах? Как их правильно сочетать? И возможно ли это?... Мне кажется именно эти вопросы и пытается раскрыть своим творчеством Аким Волынский. (Впрочем, возможно ошибаюсь. Уж очень малую часть его эссе успела прочесть).

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 май 2016, 11:42 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 3137
Откуда: Москва
Daria Ngray писал(а):
Я не понимаю и не люблю классический балет. Смотрела несколько раз живьем самые лучшие и именитые его образцы, но глууууухо. Кажется, теперь у меня есть отличный проводник. Если Волынский и его «Книга ликований» не помогут, разойдутся наши пути с классическим балетом навсегда. :cry_ing:


Замечательная книга Волынского обязательно поможет!
Это же поэма...
Ведь именно эта книга помогла всей стране поверить, что "даже в области балета мы впереди планеты всей".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 май 2016, 18:17 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Люди, а не могли бы вы поделиться ссылочкой на инет-текст А.Волынского? Или такого не существует в природе? Просто я что-то не нашла..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 май 2016, 18:32 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Эльмира, вот здесь можно почитать некоторые его критические статьи http://az.lib.ru/w/wolynskij_a_l/
А здесь можно скачать “Книгу ликования”. http://roobinio.ru/item/850023.html

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 июн 2016, 12:56 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Спасибо за передачу об Акиме Волынском! @->-- Тоже ничего не знала об этой фигуре. Похоже, что личность просто универсальная, обязательно почитаю что-нибудь из его сочинений.

Только мне не очень понятно про балет. Как-то я не нашла в статьях про него упоминаний о том, чтобы он сам серьёзно занимался какими-нибудь танцами или имел хорошую хореографическую подготовку. А без этого ведь не заложишь «основы классического балета», это же всё надо чувствовать в первую очередь на себе. Может, он их закладывал с помощью кого-то, кто такую подготовку имел? Или я чего-то не понимаю? :du_ma_et:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Аким Волынский
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 июн 2016, 19:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Вероятно потому, что на том этапе балету нужен был знаток в алгориттмах, в алгоритмах знаков.

Видео
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 57


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.110s | 21 Queries | GZIP : On ]