Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Психодрама, Якоб Морено.
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2127
Страница 1 из 2

Автор:  Селена [ 11 май 2016, 17:25 ]
Заголовок сообщения:  Психодрама, Якоб Морено.

~ Джекоб Леви Морено (18.05.1889 - 14 мая 1974г.) ~
~ О судьбе Я.Л.Морено. ~
~ Что такое психодрама, ее роль и значение. ~


Изображение

Биография
Биографический очерк
Морено, известный склонностью к мифотворчеству, в своей «Автобиографии» так описывал историю своего рождения:

Я родился в бурную ночь на корабле, плывущем по Чёрному морю от Босфора к румынскому порту Константе. Это произошло на рассвете Субботы, роды закончились как раз перед началом молитвы… Никто не знает, какой это был корабль: греческий, турецкий, румынский или испанский. С этой неопределённости берёт начало неопределённость моей жизни и моего гражданства… Я родился гражданином вселенной, как моряк, скитающийся из страны в страну по разным морям.

Большинство последователей Якоба Леви Морено предпочитают именно эту версию его рождения. Однако, если строго следовать фактам, то Морено родился 18 мая 1889 года в Бухаресте (Королевство Румыния) в семье сефардских евреев из Оттоманской империи.

Отец Морено, Морено Ниссим Леви из Плевны (также Морену Нисим Леви, 1856—1925), был купцом, чьи родители в свою очередь перебрались в Плевну из Константинополя.

В 1925 году, вскоре после смерти отца и по прибытии в США, Якоб Морено Леви возьмёт имя отца в качестве фамилии, и станет известен миру под именем Якоба Леви Морено («Морену» по-еврейски означает «Учитель»). Мать Морено, Паулина Янку Вольф (1873—1933), происходила из Калараша. Морено был старшим из шести братьев и сестер. Разговорным языком в семье был ладино.

Как и рождение Морено, его детство окутано легендами, из которых примечательна одна, имеющая непосредственное отношение к психодраме. Однажды Якоб вместе с соседскими детьми забрались в подвал дома. Якоб предложил играть в Бога: «Я буду Богом, а вы — моими ангелами». Дети согласились, и общими усилиями соорудили из столов и стульев «небо». Якоб сидел на вершине этой пирамиды, а дети бегали вокруг него, махали руками и пели, изображая ангелов. Один из них спросил Якоба, почему он не летает. Мальчик попытался лететь, упал и сломал себе руку. Морено считал этот случай первым опытом психодрамы, и часто определял свой метод как «психотерапию павших богов».

В 1895 году семья переезжает в Вену (Австрия). После того, как родители в 1905 году переезжают в Берлин, 14-летний Якоб Леви остаётся в Вене, и больше никогда не живёт вместе с родителями. Примерно в это время Морено переживает некий мистический опыт, во многом определивший его судьбу. Морено описывает, как он стоит перед статуей Христа в небольшом немецком городке, и чувствует, что должен принять решение:

Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мной стоял вопрос, что я должен выбрать как моё: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошёл? И я выбрал вселенную — не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть. Моё решение означало, что все люди — это мои братья и сестры, что все матери и отцы — это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, — это мои дети, а все женщины — мои жёны, что всё имущество этого мира — моё имущество, и, напротив, всё что есть у меня, принадлежит всему миру.

Следствием этого озарения стало стойкое убеждение Морено, что «истинная психотерапия может быть только психотерапией всего человечества». Это высказывание Морено часто воспринимают как броскую фразу. В действительности же это — фундамент философии, методологии, теории и практики групповой психотерапии, социометрии и психодрамы.

В 1909 году Морено поступает в Венский университет, где изучает философию и медицину. На первых курсах Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14 году. Со студенческими годами связана ещё одна легенда, касающаяся встречи Морено и Фрейда. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг мэтра, и Фрейд спросил Морено, чем он занимается. Ответ был таким:

«Доктор Фрейд, — ответил я, — я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся…

В ответе самоуверенного молодого человека можно увидеть зачатки философии Встречи, лежащей в основе психодрамы. Односторонней полемикой с теорией Фрейда пропитано большинство работ Морено.

Психодрама как метод психотерапии формировалась долгие годы. Её созданию в немалой степени способствовал растущий интерес Морено к театру. В студенческие годы Морено проводит несколько «стихийных психодрам», он организует детскую театральную группу, спонтанно разыгрывавшую импровизации в венском парке.

Важным эпизодом в развитии групповой психотерапии стала работа Морено с венскими проститутками (1913 год). Совместно с врачом В. Грюеном и журналистом К. Кальбертом он создал группы по 8-10 девушек в каждой, которые встречались 2-3 раза в неделю для обсуждения сложностей, возникающих в их жизни. Вот выводы, которые сделал Морено в итоге этой работы:

Уже тогда меня поразили четыре аспекта групповой психотерапии, позже они стали основами групповой психотерапии любого рода: 1) автономия группы; 2) у группы есть своя структура, и стоит о ней узнать как можно больше; групповой диагноз является предварительным условием групповой психотерапии; 3) проблема коллективности; проститутки представляли собой какой-то общий социальный порядок со своими паттернами поведения, ролями и т.д, что окрашивало любую ситуацию, независимо от отдельных участников группы и конкретной группы в целом; 4) проблема автономности и безымянности… В групповой терапии существует тенденция к безымянности её членов, границы между отдельными Эго ослабляются, важность приобретает сама группа как единое целое.

В 1915-16 годах Морено работает в Миттендорфе, в австрийском лагере для беженцев. Он приходит к выводу, что, если при распределении людей по баракам учитывать их национальность, вероисповедание, политические взгляды и проч., то можно сделать их жизнь более счастливой. Он даже пишет соответствующее письмо министру внутренних дел, в котором называет свой подход социометрией.

Параллельно с теоретическими взглядами Морено оформляются и его философские взгляды. В 1914-15 годах тремя книжками издаётся сборник «Приглашение к встрече», в общих чертах отражающий философию Морено.

В 1917 окончил Венский университет, получил диплом врача. С 1918 года начинает выходить журнал «Daimon», редактором, а затем и совладельцем которого стал Морено. В журнале публиковались самые известные люди Европы. Сам Морено в 1920 году обнародовал в этом журнале свою работу «Слова Отца», являющуюся, по мнению биографов Морено, итогом его развития, манифестом его ранней философии встречи и философии творчества.

В 1921 году Морено начинает систематически использовать психодраму, ещё не называя так свой метод и не считая себя психотерапевтом. Первый опыт связан, по-видимому, со случаем мужчины, решившего покончить с жизнью. Морено со своей подругой, Марианной Лорницо, предотвратил самоубийство, разыграв фантазии пациента. Но окончательное оформление психодрамы как метода психотерапии связывают со «случаем Барбары» (1922 год). К Морено обратился Георг, муж молодой актрисы по имени Барбара, игравшей в театре невинных девушек и прекрасных женщин. По его словам, дома, наедине с ним, она становилась настоящей фурией: грязно ругалась и бросалась на него с кулаками. Морено предложил Барбаре на публике, в экспериментальном театре, сымпровизировать роль проститутки, разговаривающей со своим сутенёром. Барбара ругалась как матрос, потом убегала от разъярённого сутенера, пока не была им «убита». Публика была шокирована, но Барбара чувствовала себя счастливой. После этого она стала играть роли проституток, преданных жён, озлобленных любовниц. Постепенно менялось её поведение и в быту: скандалы теперь если и происходили, то были кратковременными и не были столь страстными, как раньше. Через некоторое время они начали играть на сцене вместе с Георгом, сначала отыгрывая то, что происходило у них дома, а затем проигрывая воспоминания детства, фантазии и планы на будущее.

Через некоторое время мы с Барбарой и Георгом сидели втроём в театре. Они снова открыли самих себя и друг друга или, точнее, они открыли себя и друг друга впервые. Я анализировал ход их психодрамы, сессию за сессией, и объяснял им, как произошло их исцеление.

В этой работе присутствуют наиболее значимые элементы психодрамы: сцена, зрители; директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.

В том же, 1921 году, в венском Театре Комедии, состоялась первая социодрама. Это произошло 1 апреля, в День Дураков. Морено попытался вовлечь зрителей в разыгрывание сцены о политической ситуации в Австрии. Представление с треском провалилось, но этот день празднуется всеми психодраматистами мира как день рождения психодрамы. Морено же сделал из этого опыта вывод о необходимости разогрева зрителей, которых он хотел вовлечь в действие.

В 1924 году выходит книга Морено, названная автором «Театр спонтанности». В ней Морено выделяет 4 типа театра: театр конфликта (аксиодрама); непосредственный театр (театр импровизации), раскрывающий творческие способности с помощью воображения; терапевтический театр, в котором люди играют самих себя; театр творения, основанный на самоактуализации каждого человека.

Разнообразие интересов Морено подчёркивает тот факт, что в это же время он, совместно с братом своей возлюбленной, работает над проектом звукозаписывающего устройства, названного ими «Радиофильм». Это устройство явилось прообразом магнитофона — принцип магнитной записи позволял стирать в вновь записывать голос. Патент на «Радиофильм» был получен в Австрии и позже продан в Штатах.

В 1925 году, под давлением обстоятельств, перед Морено встаёт вопрос об эмиграции из Австрии. Морено рассматривал два варианта: США, где к тому времени уже жил его брат, и Советский Союз. Морено выбрал первый вариант.

Первые пять лет в Америке не ознаменовались заметными свершениями Морено, он обустраивается в новой для него стране. Заключив в 1928 году фиктивный брак с Бетрис Бичер, Морено получает американское гражданство.

1931 год — очень насыщенный год в жизни Морено. 5 апреля в театре «Гильдия» состоялось официальное открытие «Театра импровизации».
В это же время ему поручают провести исследование в тюрьме Синг-Синг. Использовав в качестве основного метода социометрию, Морено на заседании Американской психиатрической ассоциации представляет результаты исследования и предложения по классификации заключённых, с помощью которой в тюрьме можно было бы создать более здоровое сообщество. На этом заседании впервые в истории психиатрии Морено употребляет термин «групповая психотерапия».

После доклада Морено приглашён провести исследование в Нью-Йоркской государственной школе для девушек, располагающейся в городе Хадсон. В 1932 году Морено приступает к работе. Хадсоновский (его иногда ошибочно называют «гудзоновским») проект Морено длился два года и позволил осуществить основные идеи Морено: в Хадсоне использовалась социометрия, психодрама, социодрама и групповая психотерапия.

В 1934 Морено публикует основополагающую монографию «Кто выживет?», ставшую «Библией» социометрии (на русский язык ещё не переведена).
Морено был не только творцом, но и популяризатором своих идей. Ещё в 1931 году он основывает журнал «Impromptu», посвящённый спонтанному театру, однако вышло всего 2 номера журнала. С 1937 года Морено начинает издавать журнал «Социометрия: журнал межличностных отношений», в котором публиковались такие известные учёные, как Маргарет Мид и Гордон Олпорт.

В 1936 году в г. Биконе Морено открывает собственную психиатрическую лечебницу «Бикон-Хилл», которая становится одновременно лабораторией и учебным центром. Здесь собирались друзья и единомышленники, отсюда психодрама начала распространяться по всему миру.

В 1941 году в государственном учреждении — госпитале «Сент-Элизабет» официально открывается психодраматический театр и появляется официальная должность специалиста по психодраме. Со временем психодраматическая сцена становится частью психиатрических отделений многих госпиталей и психологических факультетов факультета. Так, в 1949 году, усилиями Генри Мюррея, театр психодрамы появляется при Гарвардском Университете. В 1942 году Морено создаёт в Нью-Йорке Институт социометрии и Театр психодрамы. В том же году Морено вместе со своей будущей женой Зеркой основывает Общество психодрамы и групповой психотерапии, которое издаёт журнал «Социатрия», а с 1947 года — «Социатрия, журнал групповой и межгрупповой терапии» (ныне — «Журнал групповой психотерапии, психодрамы и социометрии»). Кроме того, с 1943 года Общество проводит ежегодные конференции и разрабатывает стандарты обучения психодраме. Формальное обучение проводилось на базе психодраматических институтов.В 1946 году Морено выпускает книгу «Психодрама. Том 1».

С 1950 года Морено начинает путешествовать по всему миру. Он посещает Францию, Великобританию, Германию, Австрию, Испанию, Италию; также Морено рассылает по миру своих учеников в качестве преподавателей психодрамы. В течение 10 лет психодрама выходит на мировой уровень, и в 1957 году Морено становится первым президентом Международного совета по групповой психотерапии, а затем — Международной ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году Морено создаёт Всемирную академию психодрамы и групповой психотерапии. Первый международный конгресс по психодраме состоялся в Париже в 1964 году.

В 1959 году Морено приезжает в СССР, где посещает Институт психологии и Академию Медицинских наук в Москве, и Институт имени Бехтерева и Институт имени Павлова в Ленинграде. К этому времени его книга «Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе» была переведена на русский язык (в 2001 заново переведена). Однако посещение Советского Союза в то время не послужило толчком к развитию психодрамы в нашей стране.

Последним монументальным трудом Морено стала его автобиография, над которой он начал работать в 1971 году.

В 1974 году Морено перенёс серию инсультов. Поняв, что он не сможет вернуться к творчеству, Морено отказался от приёма пищи и пил только воду. 14 мая 1974 года Якоб Леви Морено умер. Эпитафия на его могиле, придуманная самим Морено, гласит: «Здесь лежит человек, который принёс в психотерапию шутку и смех».

Источник: http://psychojournal.ru/psychologists/3 ... .html#t20c
Свернуть

Психодрама
Психодрама
Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундаментальное значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивидуальных особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу.

Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.

Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я", подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.

Эмбриональная стадия. На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство (органическая плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды – это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.

Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.

Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.

Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.

Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностостной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных – к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте.

Теория и практика психодрамы оказали огромное влияние на многие другие виды групповой психотерапии. Метод психодрамы и лежащая в ее основе психодраматическая теория личности получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киллера и др.

Источник: http://psychojournal.ru/psychologists/3 ... .html#t20c
Свернуть

Автор:  shefnxr60 [ 11 май 2016, 21:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

[q

Автор:  Селена [ 11 май 2016, 22:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

О психодраме слышала, но так… поверхностно… Никогда не узнавала, что это за метод и из чего конкретно он состоит. И вот прочитав несколько интернетовских статей, поняла, что однажды (достаточно давно) принимала участие в тренинге, который, по-видимому, строился на основе психодрамы, вернее его пытались на этой основе построить.
Я не помню, как назывался этот курс (3 или 4 занятия). Всякие такие тренинговые группы еще были в новинку и мне было просто любопытно поучаствовать.
Вели занятия трое психологов (два молодых человека и девушка). Они видимо и сами еще плохо понимали, как все это надо проводить. Психологи пытались нас расшевелить, но в самих действиях участвовали несколько человек, в основном одних и тех же. А вся остальная масса скромненько сидела за столиками (тренинг проходил в небольшом кафе при Дворце Культуры, где у нас тогда проходили разные творческие встречи с поэтами, актерами, музыкантами). В общем, тем тренингом мой очный опыт групповых тренингов закончился. И когда обнаружила СН, я достаточно долго скептически относилась именно к тренинговой его части, считая все это пустыми играми. Однако цель таких игр, с точки зрения Якоба Морено, – это Встреча, Встреча с собой, Встреча с другим, Встреча с миром, Встреча с Богом.

“Психодрама «есть приглашение к встрече» — в игре. А встреча, будь то случайное знакомство, любовь или спор, означает соприкосновение с визави. Встреча — это участие (в сознании, чувствах и поступках) в живом бытии. Благодаря единству мышления, чувствования и действия во встрече психодрама конкретизируется как метод”.

Нашим Встречам все время что-то мешает, какие-то трещины и разломы, привычные шаблонные реакции, защитные механизмы, выстраивающие вокруг Я непроходимые стены. Все это и предлагает преодолеть психодрамма. Именно преодолеть, а не разрушить. Т.е. осознать, понять, увидеть через игру, через проигрывание сложных, непонятных, мешающих ситуаций и через последующий рассказ всех участников действия о своих чувствах и переживаниях во время игры, то, что связывает наши спонтанные реакции.

Психодрама – это театр импровизаций. Импровизации эти направлены на высвобождение спонтанной творческой энергии, которая связана в нас всем нашим предыдущим опытом.
“… спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия” – так определял ее Морена.
Адекватность/неадекватность, шаблонность/новизна – по-видимому, именно это и должно быть выявлено и осознано в процессе психодраматических игр. По крайней мере, мне бы очень хотелось, чтобы именно это случилось тогда в моем первом робком участии в психодраме.

Автор:  мирра [ 11 май 2016, 22:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Похоже,я 15 лет жизни прожила именно в психодраме,став там не только актрисой-арлекином,но и помощником режиссёра,и соавтором сценария.А все эти бутылки,летящие табуреты и пр. были её реквизитами...Реально,вышеописанное на мою тогдашнюю "работу" чем-то похоже.Берёшь и занимаешь бичика,когда он сам с разговорами пристаёт,даёшь ему роль,другие опции.И он этому сам и рад.) А если ещё и скандальчик предотвращается,т\к бичик вошёл в роль рассказчика и увлёкся ею-- здорово...
Сама я перескочила несколько этапов человеческого умственного развития.Это выходит мне боком.Ваш Якоб был прав.

Автор:  Бегущая по волнам [ 11 май 2016, 23:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

мирра писал(а):
Похоже,я 15 лет жизни прожила именно в психодраме,став там не только актрисой-арлекином,но и помощником режиссёра,и соавтором сценария.А все эти бутылки,летящие табуреты и пр. были её реквизитами...Реально,вышеописанное на мою тогдашнюю "работу" чем-то похоже.Берёшь и занимаешь бичика,когда он сам с разговорами пристаёт,даёшь ему роль,другие опции.И он этому сам и рад.) А если ещё и скандальчик предотвращается,т\к бичик вошёл в роль рассказчика и увлёкся ею-- здорово...
Сама я перескочила несколько этапов человеческого умственного развития.Это выходит мне боком.Ваш Якоб был прав.

мирра, а не было ли вам всё это ТЯГОСТНО?

Автор:  Людмила [ 12 май 2016, 00:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

И моя ВСЯ жизнь - психодрама. Да, ТЯГОСТНО бывает "заигрываться". Но...всегда ОТКРЫТ шанс НОВОЙ ИГРЫ.

Автор:  Галинка [ 12 май 2016, 00:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Я знаю о понятии психодрама весьма поверхностно (как и Селена), а в мероприятиях с таким названием участия не принимала.
Я вот поразмышляю так сказать "с колокольни незнающего человека" (хотя это и некорректно).
Я подумала - из чего состоит это слово: "психо" - от греч. psyche - душа; "драма" - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. ...имеет преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. (вик).
То есть, если совместить, и сказать коротко, то получится примерно так "жизнь души человека в обыденной реальности, ее проявления и противоречия".
Душа... - это необъяснимая все же штука ... вот все в человеке можно увидеть (я имею ввиду буквально - глазами), можно взять на анализ - из чего состоит, а душу - нет... вот воздух - вроде тоже увидеть нельзя, а взять химический анализ - можно... такая она загадочная душа... но ... мы же ее чувствуем ведь же ж в других, и в себе тоже - она, может так сказать, проявляется, и мы видим эти проявления... И здесь хочется вспомнить опять цитату Семена Франка: "Это - непостижимое, но постигаемое".
Какие слова мы применяем, когда говорим о душе? - душа добрая, душа красивая, душа большая, душа раненная, душа болит... Я вот что хочу сказать - когда я была маленькая, мама на каруселях решила покатать меня на "Чертовом колесе" (колесо обозрения) - и вот поднимаемся мы вверх, уже высоко, и мне как-то не по себе - мама спрашивает - что случилось? - я помялась и говорю - мне больно ... - такие дела - просто слова "страшно" я еще тогда не знала, и применила то, что знала... так это как-то так я хочу порассуждать о том, что не до конца понимая - какая она у нас - душа - мы пытаемся описать ее и может быть то, что с ней происходит известными словами, которые мы применяли к другим - понятным нам вещам. Вот пишу, и почему-то сейчас мне пришло в голову, что вот есть слово, которое я не могу применить к другому... м..м...м... предмету исследования, а к душе - могу - это "трепет".
Так, видимо, психодрама, помогает научиться чувствовать движение души, видеть проявления ее, замечать эти процессы и в себе, и в других...
........................... :du_ma_et: .............................

Автор:  Александр Белинский [ 12 май 2016, 06:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Если цель "психодрамы",обретение равновесия,мудрости и радостного исполнения должных быть, событий и занятий-то это замечательно,если же цель загнать человека в уныние,тупики и стать рабом от чего либо-то это отклонение,которое следует рассмотреть и откорректировать :-):

Автор:  Людмила [ 12 май 2016, 08:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Александр Белинский, эх. Полярность мышления - все-таки не совсем то, что определят ЦЕЛи, да и саму жизнь человека и его души.

Главное - что-то ИСПЫТАТЬ и ПОНЯТЬ. АНо потом, правда, думаешь ( почесывая затылок) и зачем испытывал и для ЧЕГО понял ? С опытом ПЕРЕЖИВАНИЯ ...по-разному.
Психодрама - инструмент стимулирования жизненного тонуса ? Не вчитывалась, сорри... это иногда цель и драмкружков ( для участников0. а режиссер - бог.

Автор:  Александр Белинский [ 12 май 2016, 12:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Агрессора раздражает трусливость и молчание жертвы,то есть тень у агрессора (трусливая и молчаливая),а жертву раздражает нахальство агрессора,то есть тень у жертвы (нахальная и агрессивная),отсюда следует-надо обменяться энергиями,путём хорошей потасовки,тем самым восстановится равновесие и будет вам счастье и может быть вы со временем научитесь "уверенному стилю поведения" :hi_hi_hi:

Автор:  Это Я [ 12 май 2016, 12:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Прочитала цитаты Селены. Ох, как всё не однозначно в этой психодраме. У нас в анастасиевском дискурсе обсуждается притча из книг В.Мегре. Если пересказывать своими словами, то смысл её таков. Жила Русь общинно-родовым строем, где не существовало вертикали власти. В каждом поселении были старейшины (главы семейств), решения принимались общим голосованием на Вече. Представители искусства вели передвижническую жизнь, постоянно странствуя. Представители учёного мира - отшельническую. Но вот в селениях появляются странные люди. Дальше цитата: "Представь, приходит группа благообразных старцев в дом, где счастливо живёт семья. Но не пытаются, они как прежде проповедовать, учить, как жить. Наоборот, вдруг преклоняются перед главой семейства, дары диковинные преподносят и говорят: «В стране далёкой на гору мы взошли высокую. Нет выше той горы на всей Земле. Когда стояли на вершине, что выше облаков, с небес нам глас явился о тебе. И было сказано о том, что всех мудрей ты на Земле. Один ты избран, и тебе за честь нам будет поклониться, дары преподнести, услышать слово мудрое твоё». И если видели, уловке поддаётся человек , — лукавую речь продолжали: «Ты должен осчастливить всех людей — нам на горе глас так сказал. Ты драгоценного не должен тратить времени на деяния другие. Людьми ты должен управлять, решать за них всё только тебе поручено. И вот тебе небесный головной убор». При этом, как величайшее сокровище, преподносился человеку драгоценностями украшенный головной убор. Поверившему в своё величье, избранность свою, на голову убор и водружался. И тут же все пришельцы ниц падали в почтении великом. И славить начинали небеса за то, что чести удостоены величью поклониться. Потом ему пришельцы строили дом отдельный, на храм похожий. Так появились первые князья в ведической Руси. Соседи на человека, в храме на трон севшего, шли как на диковинку взглянуть. Они смотрели, как пред ним склонялись чужеземцы, и угождали каждой прихоти, и разные вопросы задавали. Сначала, действа за игру заморскую приняв, соседи, кто из любопытства, а кто из жалости решили подыграть и чужеземцам, и соседу своему. Но втягивались люди постепенно в ту игру. И постепенно попадали в кабалу, и незаметно для себя от сотворенья мысли отвлекались. Немало усилий пришлось приложить посланникам жреца, чтоб зародились княжества. Сначала, больше сотни лет, попытки были безуспешны. И всё ж свершилось, наконец - ведическая Русь на княжества делилась. А далее пошёл естественный процесс: князья между собою за величье стали драться, в усобицы своих соседей вовлекая. Потом историки напишут, будто нашлись великие князья, что княжества разрозненные на Руси в могучее объединили государство. Подумай сам, Владимир, так ли это? И о каком объединении ведут историки речь? Ведь просто всё на самом деле. Один князь смог убить иль покорить других. Людей объединить может только культура, образ жизни. Установление границ всегда свидетельствует об отделении. Когда образовалось государство, основанное не на культуре жизни образа, а на искусственном величье одного иль нескольких людей и силе армий их, возникло сразу множество проблем: как удержать границы и, при возможности, расширить их - необходимость в армии большой возникла. Один не может государством управлять большим - приказчики, писцы тут появились, размножились и по сей год их больше с каждым днём. Князья, приказчики, писцы, торговцы и обслуга вся - это категория людей, оторванных от сотворений Бога. Теперь предназначенье их - искусственного мира сотворенье.". (глава «Жрец тактику менял», кн. 6 В . Мегре «Родовая книга»).

Нас очень легко втянуть во что-либо через "игру", нами легко управлять через "психодрамы", которых бесконечное множество устраиваются в СМИ.
Я скажу такую абсурдную вещь, НАМ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА ПРАКТИКА ПСИХОДРАМЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТО БЫ ИЗЖИТЬ ЕЁ ИЗ СЕБЯ, ОСВОБОДИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ОТ НЕЁ.

Автор:  Александр Белинский [ 12 май 2016, 13:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Людмила писал(а):
Александр Белинский, эх. Полярность мышления - все-таки не совсем то, что определят ЦЕЛи, да и саму жизнь человека и его души.

Главное - что-то ИСПЫТАТЬ и ПОНЯТЬ. АНо потом, правда, думаешь ( почесывая затылок) и зачем испытывал и для ЧЕГО поняо ? С опытом ПЕРЕЖИВАНИЯ ...по-разному.
Психодрама - инструмент стимулирования жизненного тонуса ? Не вчитывалась, сорри... это иногда цель и драмкружков ( для участников0. а режиссер - бог.

Людмила,нельзя ли обойтись без режиссёра в образе "Бога",разве нам мало роли "Природы"выполняющей разнообразные задачи , цели и в тоже время звучащие как в едином оркестре,и не даром говорят-что природа творит с закрытыми глазами,то есть она полностью поглащена процессом и ей не нужна роль режиссёра "смотрящего со стороны"и это вовсе не значит что она творит бестолково и без плана.А роль "Бога" выдумали слабые,трусливые люди не способные взять на себя ответственность,риск , взлёты и падения на свои плечи.

Автор:  мирра [ 12 май 2016, 19:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

Бегущая по волнам писал(а):
мирра, а не было ли вам всё это ТЯГОСТНО?

Что именно,камеди клаб в 3-д или то,что я перескочила несколько этапов развития? :du_ma_et: Второе-да,очень,мне так хочется стать тупее и заземлённее,ведь я вижу счастливых невежественных гопников и вою от своего этого интеллекта.Замкнутый круг--я не могу быть одной из них, не могу предаться их порочным милым радостям,иду читать книжки..и развиваюсь умственно ещё больше,и пропасть между ними и мной--ещё больше :-( :hi_hi_hi:
А если первое...бывало.Но я человек больной, на всю голову и не только, во многих человеческих аспектах--калека,заслуживала ли я лучшей жизни? :du_ma_et: Сансару нужно откручивать до конца-а),а опыт,каким бы он ни был,никогда нельзя получить из вторых рук.Возможно,я её так крутила, чтобы всего этого не испытал кто-то другой,куда более важный и ценный работник и хороший человек...сейчас уже не важно.
Мне дальше надо жить,после всего этого,вот что.Учусь каждый день.Но плохо.

Автор:  shefnxr60 [ 12 май 2016, 19:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

[q

Автор:  мирра [ 12 май 2016, 19:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Психодрама, Якоб Морено.

shefnxr60 писал(а):
Цитата:
В каждом человеке в той или иной степени противодействуют две силы: потребность в уединении и жажда общения с людьми.
/Владимир Набоков/

Блин,ну если сам автор "Лолиты" сказал,значит,реально мудрый совет.:a_g_a:
А так...график между первым и вторым составлять надо,вот чего.Если сумею это сделать,как следует--половина успеха в кармане. С остальной надо будет приложить старания,на что я готова.Но это тема уже другой программы)))),круглюсь.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/