Всем привет
!
Я напишу немного - слишком многое говорит фильм - тяжело все свести в один пост.
З.Фрейд «Печаль и меланхолия»
«При печали мы нашли, что задержка и отсутствие интереса всецело объясняются работой печали, полностью захватившей «я». Подобная же внутренняя работа явится следствием неизвестной потери при меланхолии, и потому она виновна в меланхолической задержке (Hemmung). Дело только в том, что меланхолическая задержка производит на нас непонятное впечатление, потому что мы не можем видеть, что именно так захватило всецело больных. Меланхолик показывает нам еще одну особенность, которой нет при печали, - необыкновенное понижение своего самочувствия, огромное обеднение «я».
При печали обеднел и опустел мир, при меланхолии - само «я».»
Ну что… ж… такой фильмец – многогранный… Напишу про Джастин.
В начале фильма Джастин мне показалась как бы в поисках – вернее – в обустройстве - как гворил А.Г. простого счастья – как у всех – муж, семья, работа. Но это ей тяжело – она же чувствует себя как «в путах из пряжи».
Джастин – невеста… невеста, свадьба – это некоторый обряд инициации – для прошлой жизни девушка как-бы «умирает» и рождается для новой . Тут я сначала подумала, что она не хочет «рождаться в новую, взрослую жизнь», а хочет остаться ребенком. Но потом я для себя решила, что поскольку Джастин – натура чувствительная, чувствующая, то она поняла, что не сможет жить в этом «простом счастье», и именно в эту жизнь «с простым счастьем» она не хочет. Плюс она чувствует (ну или знает – и доверяет этому своему чувству), что скоро «Армагедон»… и вообще не видит смысла в продолжении каких-то движений жизни, особенно неискренних, неподлинных… (Она между прочим пытается себя как-то вытащить – неосознанно – просто любовь к жизни - помню, нам говорили, что три самых сильных движущих энергии – энергия творчества, сексуальная энергия и агрессия – так вот ее секс и с женихом, и с мальчиком я читаю как желание жить – такое «метание». Потому же, я думаю, она убирает и картины Малевича и меняет их на Брейгеля, Караваджо и других - в картинах Малевича же каждый видит свое – и думаю, она видит свою тревогу пустоты, отсутствия смысла, тревогу смерти, она видит в них, может быть, «небытие», вот и меняет их на «бытие» Брейгеля). Джастин разрывает со всем – и с неинтересной работой, и с нелюбимым женихом. Она, кстати, пытается поговорить с близкими людьми – с отцом, с матерью, но мать прогоняет ее ледяным голосом «вот и ковыляй отсюда», а отец – уезжает …..
Я думаю, Джастин «поглощает» - если так можно сказать (экзистенциальная) тревога пустоты и отсутствия смысла, и как следствие – меланхолия (болезнь). Вернее будет сказать, с экзистенциальной точки зрения, что она – Джастин – выбирает на этом этапе «меланхолию» как болезнь – это ее реакция такая на тревогу – она выбирает «не быть» - все бесполезно – планета Меланхолия беспощадно приближается к Земле, надежды нет, она не может изменить ситуацию. Так она как бы смотрит «в себя»,… но как только она начинает смотреть «
из себя – вовне» – она начинает видеть рядом людей, которые так же беззащитны перед лицом смерти – Леонардо и Клэр, и которых она может поддержать – это так просто и одновременно очень сложно -
быть с ними полностью – она вся – для них. Она уже пережила поглощение меланхолией – и тогда они были рядом с ней, а теперь она будет рядом с ними.
Так я думаю, ею была проделана огромная внутренняя работа – может такая работа души. Мне это видится по тому, какое у Джастин в последних кадрах фильма очень красивое лицо, - такое, как как будто она поняла что-то про себя – если по приведенной цитате Фрейда – то вот это «обедневшее «я» - оно наполнилось, причем наполнилось осознанным смыслом. (у Джастин вообще очень выразительное лицо в фильме – очень хорошо читается).
"Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю." (В.Франкл)
Не удержусь: про мать
Остыв от жара собственных страстей,
Ослепнув от загара жирной копоти,
Преступно мы стремимся влить в детей
Наш холод, настоявшийся на опыте. (И.Губерман)
***************
Таак… и вот цитата Виктора Франкла: «Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно».