Очень замечательный фильм. Веселый, смешной, сатирический и с надеждой. Я его смотрела несколько раз. Попадался он мне в разные периоды и конечно же отмечались разные его пласты.
Я хотел как лучше – это говорит Дынин, уезжая из лагеря. Там вообще полно фраз ушедших в народ. А че это вы здесь делаете? А? Кино-то уже кончилось. ... Здесь зрители аплодируют. Аплодируют, аплодируют. Кончили аплодировать! ... Стоп, стоп, стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? – Веселее. ... Ты лучше посмотри, что у тебя в отряде творится. У всех привес — а 3 отряд на месте топчется. С чем приехали — с тем и уехали. А в других отрядах, что ни день — 100 грамм! Что ни день — 100 грамм. А то и 150! ... Понятно говорю?
Конечно фильм смешная сатира на усердное забюрокрачивание всех и всяческих процессов. Страх инициативы, следование инструкциям, плакаты, лозунги, речевки, графики, граммы, привесы… – все это стремление справиться со сложностями жизни простыми технологичными решениями. Вчера с удовольствием посмотрела фильм еще раз. И подумалось вот о чем. А ведь этот фильм, в том числе, о структуре нашей души.
Фильм начинается с предисловия: Это фильм для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми. Потом приветливая надпись в виде арки на фоне неба: Добро пожаловать. И сразу же, ниже, на запертых воротах: … или… Посторонним вход запрещен. А дальше забор, забор, забор, … глухой забор на фоне которого идут титры. Но вот кто-то отрывает доску и мы попадаем внутрь. Там внутри строгая дисциплина и контроль. Те, кто нарушает эту дисциплину – изгоняются. Это они становятся посторонними, это им запрещен вход туда, куда приглашает гостеприимная вывеска. Нарушившие дисциплину могут принести заразные бациллы… эпидемия, болезнь, опасность… Товарищ Дынин – наш внутренний контролер с набором самых простых и понятных правил. В начале фильма он стоит на холме и в бинокль обозревает окрестности. Нарушитель, Костя Иночкин, обнаружен и выгнан. Но он возвращается и живет нелегально под сценой-трибуной, с которой так любит выступать товарищ Дынин.
Мне кажется, возвращаясь к нашим недавним разговорам, – это и есть наша искренность, спонтанность, подлинность. Наш внутренний контролер, состоящий из простых истин, всегда боится ее. Боится, потому что наша искренность очень часто разрушает его планы. А планы его такие не со зла. Он ведь и правда хочет как лучше, а вот получается… обычно получается как всегда… И только когда другие внутренние силы помогают уберечь и освободить искренность, она … он, Костя Инночкин, возвращается в огороженный лагерь на комбайне в костюме кукурузы и конечно рушит все планы товарища Дынина. Дынину приходится уехать, а все взрослое и детское население лагеря бежит купаться, … свободно купаться в водах своего бессознательного. А Инночкин, тот вообще совершает прыжок на остров, волшебный остров нашей души. Там, на нем и живет наша спонтанность, наша искренность, наша подлинность, наша творческая активность.
Вожатая Валя в отчаянии говорит: “Ну как человеку можно объяснить, что, например, детей любить надо?” Элем Климов просто потрясающе точно ответил на этот вопрос: надо снять фильм “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен” и показать его нам. А нам надо его посмотреть, посмеяться и непременно полюбить. И тогда к усилиям и стараниям своих товарищей дыниних мы будет относиться с легкой иронией. И отыскивать по разным подвалам собственную искренность. И позволять ей время от времени отправляться на волшебный остров. А обиженный товарищ Дынин хотел ведь как лучше. Он еще вернется и будет возвращаться в наш личный лагерь. Нашей личности не обойтись без этого простого контролера, но абсолютную власть ему доверять нельзя. И фильм вот так смешно и добро помогает найти компромиссы между внутренними частями нашей души.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|