Фильмы – сны и сны как фильмы. Этот особенно похож на сон, потому что все действия там происходят ночью, потому что он не просто насыщен символами, он пересыщен ими, потому что некоторые из них так назойливо лезут в глаза, что хочется отмахнуться и сказать: ну конечно, это вот о чем. Однако вебинары о телах сновидения уже давно доказали, что все не так, что за всякой очевидностью скрывается глубина и чем ярче очевидность, тем глубже ее двойное дно.
Итак, что мне упорно лезло в глаза.
Мир настолько испортился, что вымирают даже вампиры. Кровь людей, которых они считают зомби, приводит к интоксикации, отравлениям, болезням и смерти. Пить им приходится очищенную донорскую кровь. Нет ее, в любом случае – смерть, либо от отравления, либо от голода. Отсюда сам собой напрашивался вывод: все, дожили, мир настолько плох, развратен, гнил, что в нем вымирают даже вампиры.
Главных вампиров двое: Адам и Ева, супруги-любовники. Первые люди. Интеллектуальные, начитанные, утонченные… Они вампиры, но вроде бы по-настоящему только они и есть человеки, а остальные так, никто, зомби. Так и напрашивается, что это снобистское презрение неординарного ко всему обычному, низкому, бытовому.
Белое с черной точкой, черное с белой точкой, ну кто же сегодня не знает самую известную буддистскую концепцию. Гармония Инь и Янь, мужского и женского приводит к гармоничным отношениям. Ну да, отношения супругов очень гармоничны, можно было и не напоминать этими символами.
Ну а если попытаться, как и при рассмотрении сна, собрать фигуры в другие комбинации. Похоже вампиров в этим гнилом мире осталось всего четверо: Адам и Ева, старый Кристофер Марло и младшая сестра Евы Ава, которая очень напоминает девочку-подростка. В общем-то семья: старик-отец, супруги и их дочь. Современная семья. Все живут в разных городах, а то и странах, но все равно связаны друг с другом. Чем? Чем еще до сих пор связан наш мир. Родная кровь, говорит Ева о своей сестре, хотя видеть ее не хочет, не особо рада ее приезду, и не особо противится, когда Адам ее выгоняет. Но все-таки какие-то остатки заботы и сочувствия у нее остаются. “Ты осторожна? (все в этом мире сейчас так опасно для жизни), ты предохраняешься? (не стоит пить все без разбору), ты находишь подходящую пищу?” – забота старшей сестры о младшей, но не мамы о дочери. А взрослые дети едут к родителям все за тем же, за чистой вкусной кровью.
И если фильм – сон, то и смыслы в нем должны быть символические. А кровь один из древнейших и важнейших символов всех народов. Он – символ души, жизненной силы, некоего нематериального начала. И вот эта самая жизненная сила, нематериальное начало либо безнадежно испорчено, либо стерильно. Стерильное безопасно, но нет у него никаких контактов с современностью, удалены из его состава все вредные вещества и примеси. Старые книги, старая музыка, старые вещи, старые фотографии – все дорогое и ценное собирается в комнатах Адама и Евы и запирается там. Собрать для себя, чтобы твое хрупкое, непонятное, неизвестно где живущее нематериальное начало имело пищу и могло жить, творить, создавать новое. Только вот выпускать в мир это сотворенное Адам не желает. Все равно все поймут не то и не так. Все равно там, за стенами комнаты одни зомби-фанаты, а не чувствующие и думающие люди. Порочный замкнутый круг, который не разорвать ничем. Попытки воскресить в мире романтические старомодные идеалы оказываются бесплодными. Вампиры бесплодны и они уже никого не могут обратить.
Почему такое происходит? Ведь Адам и Ева чудесная творческая гармоничная пара. Эту гармонию, эту Инь-Янь Джармуш все время рисует в кадре. Все так и все не просто. И не сразу соображаешь, что светлое – это мужское начало, а темное – женское. Но именно Ева принимает решения и начинает действовать. А Адам пассивен и следует за ней. Да, сами по себе они гармоничны. В Еве есть нежность и теплота. Адаму хватает разума, чтобы арт-проект под названием “самоубийство” не довести до конца, до окончательного конца, оставить на стадии арт-проекта (“пиф-паф” вместо выстрела). Но союз этот бесплоден. В нем роли подменили друг друга. И только романтическая влюбленность осталась живой силой, связывающей их квантовой запутанностью. А ведь романтика – это пожалуй единственная живая и здоровая кровь молодости. Именно в ней еще кипят и жизненные силы, и нематериальное начало. Однако она очень быстро испаряется из нашей крови. А современность ее высушивает еще быстрее. Есть ли она сейчас? Старомодный мир Джармуша гибнет. Умирает Кристофер Марло. Где-нибудь окончательно сопьется Ава, отравившись чужой кровью. Единственное живое чувство, в котором еще сохранилась подлинная жизнь, это влюбленность. Да, выжить-то она любовникам поможет. Только вот… они же мертвы… они вампиры… и это не их чувство… они его выпивают из других… А впрочем … это же сон…
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|