Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Иосиф Бродский http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=294 |
Страница 3 из 7 |
Автор: | Селена [ 04 июн 2010, 13:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Сергей, спасибо за такие слова о Бродском. А вот это вообще так понятно и знакомо: Сергей писал(а): Читаю, читаю - и вдруг строфа по голове - баммм. И я - как колокол со звоном ее во мне.Недоумение,… остановка,… тишина,… и вдруг со звоном она внутри,… и знаешь почему,… и понимаешь её. Вот этой строфы не хватало,… вот здесь ее не хватало, в этом самом месте собственной души. И вздох благодарности и мир шире… А о том, что никто не встретил… А Ахматова?... Она стоила всего… Арины Родионовны, лицея, государя… она была всем. Встреча была,… она не могла не быть. |
Автор: | Иван Журавский [ 04 июн 2010, 14:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Земная писал(а): Ну почему же они не стыкуются? Место Встречи их - личность самого Поэта..Я не об этом. У поэта другая реальность, когда его посещает Бог. Когда в стихе соединяют то, что Пушкин позволяет себе в письме близкому другу и далее артистично рассуждают о прелестях чего то, это как- то напрягает воообще - то Это мне мешало очаровываться Бродским и когда я его прочем впервые и сейчас - перечитывая. Очаровываешься музыкой, смыслом, ритмом и вдруг бац по голове сленгом, а то Пушкин мата не знал и прочих сексуальных обозначений, но не позволял же это себе. А что, касается пессимизма, то, да, Лермонтова в это смысле Бродский далеко переплюнул, очень уж тоскливо становиться после некоторых его творений... Как иногда после перечитывания Чехова... |
Автор: | Эльмира [ 04 июн 2010, 14:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Да? А меня это не напрягает..Для меня - это жизнь в её цельности..многоэтажности..что ли.. Меня напрягает как раз когда есть РАЗ-дельность и РАС-щеплённость.. и эта расщеплённость требует поиска объяснений.. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 июн 2010, 15:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Здесь был пост, он пропал, когда я пыталась собрать цитаты из разных постов. Попробую повторить, хотя бы частично.. Земная писал(а): Да.. Стихи Бродского непросты.. на мой взгляд.. Но образность удивительная, сложная, многослойная .. Чего стОит только Дом, растущий на дрожжах, и.. "кольцеообразный стежок"!.Когда я читаю Бродского, то мне НЕПРИЯТНЫ те зрительные образы, которые возникают при чтении его стихов. Пример - "Дом, растущий на дрожжах". Большинство его зрительных образов диссонируют. Наличие неприятных образов, окрашенных негативными эмоциями, не позволяет читать и ждать, когда, наконец, у меня появится отклик на какие-нибудь строки. Если меня стихотворение сразу не захватывает, я его не читаю. Возможно, что его стихи в большей степени подходят аудиалам. |
Автор: | Эльмира [ 04 июн 2010, 16:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Бегущая по волнам Вчера несколько раз возвращалась к стихотворению "В горчичном лесу", вчитывалась в него несколько раз.. Не могу сказать, что оно понятно мне сразу оно побуждает в него вчитываться..но влечёт какими-то непонятыми смыслами.. *** "Поэзия Бродского - это рифмованные образы и рифмованные сны", - написала Селена.. Очень интересно.. я попробую теперь так его и читать.. |
Автор: | Эльмира [ 04 июн 2010, 16:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Д.Смит: “Он (И.Бродский) поэт мысли, если не сказать – умственной манипуляции, что по-русски условно называется философский поэт, а для англичан является трудным понятием, поскольку у нас философствуют философы, а не поэты” . Е.Эткинд: “Это поэт сильной философской мысли, которая сохраняя самостоятельность, выражена в синтаксической устремленности речи: спокойно прозаическая, по ученому разветвленная фраза движется вперед, не взирая на метрико–строфические препятствия, словно она существует сама по себе и ни в какой “стиховой игре” не участвует. Но это неправда, – она не только участвует в этой игре, она собственно и есть плоть стиха, который ее оформляет, вступая с нею в отношения парадоксальные или, точнее говоря, иронические” . Отсюда http://br00.narod.ru/10660208.htm По мнению Д.Уолкотта интеллектуальная энергия поэзии Бродского вызывает смятение даже у читателей-поэтов, В.Полухина в своей монографии показывает, что лингвистическая направленность его поэзии не уступает философской, отмечая, что смерть в его произведениях часто ассоциируется со временем и “в оппозиции к ним мы находим веру, любовь, память, поэзию и язык”. Понимание того, что стихотворение может рассматриваться как цитадель против времени, приходит из собственных высказываний И.Бродского о поэзии как важном хранителе и защитнике культуры. В одном из таких высказываний напрямую связывается поэзия, культура и память: “Нет любви без памяти, нет памяти без культуры, нет культуры без любви. Поэтому каждое стихотворение – это факт культуры, так же как и акт любви и вспышка памяти и – я бы добавил – веры” [6].[/quote] |
Автор: | Эльмира [ 04 июн 2010, 16:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Вот оттуда же: Цитата: А.Ранчин [7] назвал главу монографии, посвященной изучаемому автору, “Философские интертексты”, отдельно рассмотрев философскую традицию поэта, идущую с Платона, и религиозно–философские мотивы его поэзии. Поэзия Бродского имеет особое философское измерение, и философичность обозначается ее отличительной чертой. Склонность поэта к философским и квазифилософским суждениям отражает сущность его поэтики, он видит общее через частное, конкретное, за единичными вещами и ситуациями “здесь и сейчас”, прозревая их схемы и модели. Д.Бетеа [8], назвавший Бродского стоиком перед лицом случайности мирового порядка (или беспорядка), меланхолическим (временами едко-скептическим) критиком “человеческой природы”, отмечает, что поэт страстно верил в онтологическое первенство языка как единственной вещи (отметим это слово) в человеческом универсуме, которая сопричастна божественному глаголу. Лирический герой Бродского соприкасается непосредственно с миром понятий, концептов: Человека, Времени, Империи, Пространства, Смерти, Бога. Эмоции лирического героя не спонтанные, прямые реакции на частные, конкретные события, а переживание собственного места в мире, в бытии. Это своеобразное философское чувство личное и всеобщее одновременно. Отношения “я” к бытию у Бродского напоминает мировидение экзистенциалистов, не случайно он ценил и выделял творчество Л.Шестова и С.Кьеркегора. У них отстаивается право на признание в качестве безусловной ценности индивидуального мира человека, уникальности и несводимости к всеобщему его места в объективном мире. Это и его лейтмотив. Одна из основных тем Бродского – пересечение границ: государственных и иных. В числе иных – граница смерти, что также соотносится с экзистенциальными представлениями. Стихотворения Бродского – последовательная система интимно прочувствованных категорий, выражающих основы мироощущения поэта. Особенно его интересует идея об ограниченности человеческого восприятия того, что в классической философии называют априорными формами познания – тенетами объективности, сотканными из понятий времени и пространства. Мышление Бродского “логоцентрично, его литературно–критические взгляды представляют собой самостоятельную эпистемологическую систему” , требующую своего описания и осмысления. Поэзия, по Бродскому, метафизична, ибо язык – ее материал – метафизичен. Стихотворение – не описание, а событие, поэзия – средство познания не в меньшей степени, чем философия, ибо “стихосложение – колоссальный ускоритель сознания…”. Художественное мышление уравнивается с мышлением рационально-понятийным, а порой и заменяет его. Слово, речь есть реальность более изначальная, чем понятие рационалистического мышления. Бродский идет от слова (что, впрочем, закономерно для поэта и писателя): для него не мысль облекается в слово, а само слово порождает мысль, то есть иными словами, “речь порождает метафизику” . Бродский, отзываясь о своих стихах памяти Ахматовой “Закричат и захлопочут петухи” говорил, “начало у стихотворения беспомощное <…> А конец хороший. Более или менее подлинная метафизика” . То есть именно метафизика оказывается едва ли не основным критерием оценки художественного качества. Для Бродского потрясающим оказывается первое чтение великого поэта, потому что происходит столкновение не просто с интересным содержанием, а прежде всего – с языковой неизбежностью. Критики, в частности, говорят об “онтологической неуютности” поэзии Бродского. В “Послесловии как завещании поэтам нового века” Бродский писал о том, что биография поэта – не в обстоятельствах места и времени, но в качестве его слуха, который первый определяет поэтом этим произносимое. Выбор слов всегда выбор судьбы, а не наоборот, ибо определяет сознание – читающего, но еще в большей мере пишущего; сознание, в свою очередь определяет бытие. Сам поэт ставит перед собой задачу – передать словами то, что принадлежит всеобщему опыту. Тем более знаменательно, что в поэзии Бродского наиболее реальным оказывается как раз то, что так и не произошло; однако, посредством языка все превращается в действенность и актуальность. По воспоминаниям современников даже в том, как поэт вел себя, казалось, присутствовало страстное желание удержать уходящее время, почти насильно наполнить его собой и быть Бродским, то есть поэтом, короче говоря, максимально включаться в бытие, осознавая свою миссию. Возможно, поэзия есть наивысшая степень синкретизма сознания и в каждом своем последующем шаге отягощенная всем энергетически богатым, подобно виду химической связи, опытом культуры. Когда человек решается познакомиться с другим, он начинает говорить. Когда человек решается познакомиться с миром – он ищет особые слова и находит их в поэзии или в философии, рожденных людьми, но ставших на особом положении. Поэт связывает внутренний монолог с миром его окружающим, сам, замолкая, дозволяет говорить языку. Открытие этого равно откровению. Поэзия и философия близки меж собой, обращаясь к предельным основам бытия. Поэт, как и философ, не просто познающий субъект, как бы созерцающий бытие, а активный участник бытийного процесса самораскрытия. Будучи искусством “безнадежно семантическим”, поэзия по интенсивности порождающих смыслов опережает и науку, и философию, и остальные искусства. Бродский писал: “Можно сказать, что поэзия – это наивысший род семантики, наиболее сфокусированный, энергичный, законченный вид семантической деятельности” [13]. Для поэта важен принцип непреднамеренности письма, собственной воли текста. При этом написанное оказывается, как правило, более нравственным, нежели думает о себе сам автор. Это аргумент к тому тезису, что движущим началом является этическое начало. Пишущий не только получает непредвиденный результат – сам образ автора, резко разнится с образом реальный человек. Об этом неоднократно предупреждает Бродский: “Рано или поздно – и скорее раньше, чем позже – пишущий обнаруживает, что его перо достигает гораздо больших результатов, нежели душа. Это открытие часто влечет за собой мучительную душевную раздвоенность, и именно на нем лежит ответственность за демоническую репутацию, которой литература пользуется в некоторых широко расходящихся кругах” (5, 118) [14]. Ой.. А вот в последнем выделении - реплика И.Бродского на разговор в форуме о раздвоенности.. http://br00.narod.ru/10660208.htm |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 июн 2010, 16:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
.............................. |
Автор: | Эльмира [ 04 июн 2010, 17:18 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освящает кровлю и посуду и честно двери делит пополам. В деревне Он - в избытке. В чугуне Он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне, подмигивает мне, как очевидцу. Он изгороди ставит. Выдает девицу за лесничего. И в шутку устраивает вечный недолет объездчику, стреляющему в утку. Возможность же все это наблюдать, к осеннему прислушиваясь свисту, единственная, в общем, благодать, доступная в деревне атеисту. |
Автор: | Эльмира [ 04 июн 2010, 17:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
ЛЮБОВЬ Я дважды пробуждался этой ночью и брел к окну, и фонари в окне, обрывок фразы, сказанной во сне, сводя на нет, подобно многоточью, не приносили утешенья мне. Ты снилась мне беременной, и вот, проживши столько лет с тобой в разлуке, я чувствовал вину свою, и руки, ощупывая с радостью живот, на практике нашаривали брюки и выключатель. И бредя к окну, я знал, что оставлял тебя одну там, в темноте, во сне, где терпеливо ждала ты, и не ставила в вину, когда я возвращался, перерыва умышленного. Ибо в темноте — там длится то, что сорвалось при свете. Мы там женаты, венчаны, мы те двуспинные чудовища, и дети лишь оправданье нашей наготе. В какую-нибудь будущую ночь ты вновь придешь усталая, худая, и я увижу сына или дочь, еще никак не названных,— тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну уже, не вправе оставить вас в том царствии теней, безмолвных, перед изгородью дней, впадающих в зависимость от яви, с моей недосягаемостью в ней. |
Автор: | Селена [ 04 июн 2010, 17:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Бегущая по волнам писал(а): В-третьих, поскольку все это слова, а сравнивать надо на какой-то общей базе, то и возник вопрос об IQ.Бегущая, никого ни с кем не надо сравнивать. Ни по любви или не любви к поэзии или отдельным поэтам, ни даже по IQ. Понятия не имею, какой у меня IQ. Также не интересует меня этот самый IQ у всех тех, кто рядом. Собственно оттого, что они не любят Бродского, а некоторые даже и поэзию вообще, они для меня ни ниже, ни тупее не стали. Как не станут и другие. Мы все РАЗНЫЕ. И для меня замечательно, что есть люди, любящие то, что не люблю я. И не страшно, что они не любят то, что люблю я. И здесь никто и ничего не пропагандирует. Мыслями и чувствами делимся,… и все. Ну, правда, не близок и не дорог Вам Бродский, ну и не любите его, не надо. Хуже от этого Вы для меня не станете, ну, правда же. Надеюсь я, с невысоким IQ, для Вас тоже не стану хуже. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 июн 2010, 17:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
.......................................... |
Автор: | Ольга [ 04 июн 2010, 18:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Я тоже стихи Бродского не люблю.. Не трогают и не цепляют.. Согласна с Бегущей..делить на интеллектуалов и нет абсурдно.. |
Автор: | Белый орел [ 04 июн 2010, 20:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Селена писал(а): В-третьих, поскольку все это слова, а сравнивать надо на какой-то общей базе, то и возник вопрос об IQ. Не надо никого ни с кем сравнивать. Ни по любви или не любви к поэзии или отдельным поэтам, ни даже по IQ. Понятия не имею, какой у меня IQ. Также не интересует меня этот самый IQ у всех тех, кто рядом. Собственно оттого, что они не любят Бродского, а некоторые даже и поэзию вообще, они для меня ни ниже, ни тупее не стали. Как не станут и другие. Мы все РАЗНЫЕ. И для меня замечательно, что есть люди, любящие то, что не люблю я. И не страшно, что они не любят то, что люблю я.И здесь никто и ничего не пропагандирует. Мыслями и чувствами делимся,… и все. Ну, правда, не близок и не дорог Вам Бродский, ну и не любите его, не надо. Хуже от этого Вы для нас не станете, ну, правда же. Надеюсь мы, с невысоким IQ, для Вас тоже не станем хуже. А не вспомнить ли нам всем замечательного кота Леопольда? "Ребята, давайте жить дружно!" "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" Собрались, надеюсь, для того, чтобы Мир стал лучше и добрее! Кто против? |
Автор: | Ольга [ 04 июн 2010, 20:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Иосиф Бродский |
Белый орел,привет)) Каждый понимает,.."чтобы Мир стал лучше и добрее" по-своему. А в посте Селены содержится очень даже явный укол в сторону Бегущей.. Селена,будьте добры поясните Вы о себе часто во множественном числе говорите? интересно сколько вам лет? |
Страница 3 из 7 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |