Ну, хорошо, предположим,что я завидую белой завистью, то есть мне бы тоже хотелось скажем обладать чем то, чем обладает другой, но я не испытываю ненависти к этому другому, понимая,что это бессмысленно, а к,ак мы выражаемся: "по хорошему завидую".
Но ведь ЗАВИДУЮ же, суть то понятия не меняется, на мой взгляд, от того, что мы прилепили к этому понятию другой эпитет. Белый или черный автомобиль, это же все равно автомобиль, суть то остается. Ну не может авто быть одновременно и черным и белым, Зависть или есть или нет, совесть или есть или нет. Это первоосновные понятия, дальше ничего нет... Говоря, я завидую по белому, мы как бы хотим откреститься от того, что мы в сущности то завидуем, индульгенцию себе выдаем... И еще, не есть ли это хитроумное изобретение русского ума? Почему то уверен, что на другой язык это может быть и переводимо, но будет ли понятно, большой вопрос, в том смысле, что нет у них понятия для нашей выдумки про белую зависть. Хотя возможно и ошибаюсь. Знатоки английского, просветите
Зависть, на мой взгляд, порождается сравнением собственного положение с положением другого. Сравнил не в свою пользу - и как итог: позавидовал. Здесь конечно играет роль осознание собственной самодостаточности и самоценности. Если я уверен в наличии у себя этих качеств, то мне, вероятно, завидовать кому то или чему то не имеет смысла по определению. Чему завидовать, если я знаю себе цену и знаю, что моя стоимость зависит только от меня и на данный момент она меня устраивает. И как только я пожелаю ее увеличить за счет других, мгновенно на горизонте появляется зависть. Рассчет на себя и на высшее в себе, видимо исключает зависимость от зависти. И, видимо, эта зависимость тем больше, чем меньше мы хотим нести ответственность за собственную жизнь и чем более мы отказываемся от нравственного закона в себе, от этой самой кантовской альтернативы: "поступай с другими так, как хочешь.,чтоб они поступали с тобой".
О причинах распостранения зависти я пытался что - то обозначить в предыдущем посте, коротенько повторюсь, что общество потребления как раз и эксплуатирует зависть для роста потребления
Может ли зависть даваться нам? На мой взгляд только приобретаться из детского опыта в семье, в школе...
Вертикаль, на мой взгляд, это скорее символ соединения человека со своим истинным бытием, самостояние на нравственном законе, самодержание себя в этом состоянии , но вся штука в том, что это нельзя сделать раз и навсегда, это непрерывное самодержание, в чем и трудность поддержания себя в вертикальном (самоотдающем себе отчет в том, что происходит, как происходит, где ты находишься, отдавать отчет в своем положении) бодрствующем состоянии. Быть непрерывно в этом состоянии невозможно, но пытаться,наверно, вполне по человеческим силам
Ведь, что такое мусульманский намаз? Религиозная попытка держать себя вот в этом самом вертикальном состоянии или его подобии, хотя бы пять раз в день, А сколько мы таких попыток делаем хотя бы за год?...потому и вертикаль порой обращается в точку на горизонтали повседневного существования.. Она, конечно и так точка, если смотреть с небес, но наша вертикаль образается в точку на горизонтали сливаясь с ней, будучи неотличимой от нее, потому и зависть нам кажется то белой , то черной, с вертикали, на мой взгляд, она одного цвета - черного...
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|