Текст эфира " Почему пил В.Высоцкий" (Сокращенный)
Почему человек на вершине славы страшно пил и кололся? Чего ему не хватало?
Песня о Судьбе
Куда ни втисну душу я, куда себя ни дену, За мною пес - Судьба моя, беспомощна, больна, - Я гнал ее каменьями, но жмется пес к колену - Глядит, глаза навыкате, и с языка - слюна.
Морока мне с нею - Я оком грустнею, Я ликом тускнею И чревом урчу, Нутром коченею, А горлом немею, - И жить не умею, И петь не хочу! Должно быть, старею, - Пойти к палачу... Пусть вздернет на рею, А я заплачу.
Я зарекался столько раз, что на Судьбу я плюну, Но жаль ее, голодную, - ласкается, дрожит, - Я стал тогда из жалости подкармливать Фортуну - Она, когда насытится, всегда подолгу спит.
Тогда я гуляю, Петляю, вихляю, Я ваньку валяю И небо копчу. Но пса охраняю, Сам вою, сам лаю - О чем пожелаю, Когда захочу. Нет, не постарею - Пойду к палачу, - Пусть вздернет скорее, А я приплачу.
Бывают дни, - я голову в такое пекло всуну, Что и Судьба попятится, испуганна, бледна, - Я как-то влил стакан вина для храбрости в Фортуну С тех пор ни дня без стакана, еще ворчит она:
Закуски - ни корки! Мол, я бы в Нью-Йорке Ходила бы в норке, Носила б парчу!.. Я ноги - в опорки, Судьбу - на закорки, - И в гору и с горки Пьянчугу влачу. Когда постарею, Пойду к палачу, - Пусть вздернет на рею, А я заплачу.
Однажды пере-перелил Судьбе я ненароком - Пошла, родимая, вразнос и изменила лик, - Хамила, безобразила и обернулась Роком, - И, сзади прыгнув на меня, схватила за кадык.
Мне тяжко под нею, Гляди - я синею, Уже сатанею, Кричу на бегу: "Не надо за шею! Не надо за шею! Не надо за шею, - Я петь не смогу!" Судьбу, коль сумею, Снесу к палачу - Пусть вздернет на рею, А я заплачу!
А Г - Ходасевич писал: " Истина не может быть никакой. Потому, что нет ничего выше истины. Пушкинскому возвышенномму обману,хочется противопоставить нас., возвышающую правду. Надо учиться и чтить и любить замечательного человека со всеми его слабостями, а порой даже, за самые эти слабости.. Такой человек не нуждается в прикрасах. Он от нас требует гораздо более трудного - полноты понимания" Вот о полноте понимания.
- Официального признани желал. Такова судьба творческой личности в условиях СССР
А.Г. Да только ли в условиях? Можно ли представить себе в сущности более творческую самореализацию? Песни были все на магнитофонных кассетах. Почему то этой реализации хотел. И Пушкин хотел. Можно ли было унизать Пушкина больше, чем присвоить ему звание коллежского ассесора, самого низкого в табели о рангах. Высоцкому хотелось заслуженного, но почему? Что это за странная тяга такая?
- Справедливости хотел
А Г - Да справедливость то в чем? Он что не видел фанатичной любви к нему целого народа? Знал? Знал. Видел? Видел. Откуда в человекет вот это желание официального признания? Тиражи, звания. К зарплате и доходам ничего не прибавляло. Неравенство то в чем он испытывал? Кто то ему завидовал, а он то им - чем?
- Мне непонятно стремление к официальному признанию
А Г - А ведь это вопрос. Вопрос вопросов..Нельзя себе представить человека... народная пословица: с жиру бесится. Пьет с жиру, колется с жиру... Есть проблема пьянства и наркомании и у богатых. Она ничуть не меньше, чем у бедных.Если человек снюхивает тонны кокаина курит оппиаты, пьет водку запоями, то это ведь признак какой- то неудовлетворенности... Нельзя пить со счастья, ну чем был неудовлетворен Высоцкий?
- Может быть потому, что человек одинок
А..Г Последний его запой не был связан с одиночествам, а с попыткой отказаться от наркотиков...ВОкруг было столько людей, которые для него готовы были достать все, что угодно.... Он чувствовал себя каким угодно человеком,но не одиноким... Хотя, вот эта проблема внутреннего одиночества.... в ней есть некий третий смысл... Когда человек не чувствует себя одиноким?
- Когда он внутренне наполнен, самодостаточен
А Г - О, когда он чувствует, что его поддерживает бог, правда? Нельзя больше представить, сколько любили и поддерживали Владимира Семеновича, так мне кажется... Он мог себя чувствовать внутренне одиноким, но почему?
- Не хватало ему бога, смысла жизни,который он искал и не мог найти
А Г - То есть как? Как можно сказать о великом поэте, о певце, которого слушали миллионы о том, что он не имел смысла жизни?
- Не имел. И это было главной причиной того, что с ним случилось
АГ. - Вот. Удивительная вешь, но смотрите, смысл это что - то другое, это не творчество, не знания и не одиночество
- Это была творческая натура, которая требовала какого то внутреннего допинга. Он чувствовал себя увереннее
А Г Да куда уверенней то. Это творчество в последние годы... Чем больше он кололся и пил, тем больше выступал. С точки зрения допингов для бесконечных концертов, это да, возможно.... Но писал то он все меньше и меньше... Смотрите, смысл жизни был, признание было полным и абсолютным как ни у кого. Одинок ни в коем случае не был. Сила характера..... Если бы Высоцкий с его невероятной способностью собратьсся и выйти на сцену как это было в последних концертах, на грани смерти и с его колоссальной силой воли...Если он захотел,то никакие друзья бы его не споили. Друзья в кавычках могли в том случаем манипулировать, когда они делали то, что ему хотелось самому. Потому, что когда творческий человек против, то пить не будет. Что хотел ВЫсоцкий?..В чем был смысл его песен? Конечно он хотел, чтоб мы стали свободнее и вот одна из последних баллад его творчества она как бы своеобразный текст про то, что он пытался пробудить
Торопись - тощий гриф над страною кружит! Лес - обитель твою - по весне навести! Слышишь - гулко земля под ногами дрожит? Видишь - плотный туман над полями лежит? - Это росы вскипают от ненависти!
Ненависть - в почках набухших томится, Ненависть - в нас затаенно бурлит, Ненависть - потом сквозь кожу сочится, Головы наши палит!
Погляди - что за рыжие пятна в реке,- Зло решило порядок в стране навести. Рукоятки мечей холодеют в руке, И отчаянье бьется, как птица, в виске, И заходится сердце от ненависти!
Ненависть - юным уродует лица, Ненависть - просится из берегов, Ненависть - жаждет и хочет напиться Черною кровью врагов!
Да, нас ненависть в плен захватила сейчас, Но не злоба нас будет из плена вести. Не слепая, не черная ненависть в нас,- Свежий ветер нам высушит слезы у глаз Справедливой и подлинной ненависти!
Ненависть - пей, переполнена чаша! Ненависть - требует выхода, ждет. Но благородная ненависть наша Рядом с любовью живет! 1975
А Г - есть одно крайне важное обстоятельство.Он ведь рвал жилы для того, чтобы нас переделать.Сразу здесь на месте, на концерте, чтобы человек изменился и стал другим, Захотел свободы, захотел себя реализовать и ничего не получалось. И это конечно одна из причин потому, что силы были непомерные и амбиции непомерные.. А вот - бога не было Что получается из этого уравнения?
- Поэт в россии больше, чем поэт. Преломляя себя как в линзе судьбу людей, судьбу страны для которых он пел и играл. Смерть его стала жертвоприношением
А Г - То есть такой замечательный аргумент. Пил потому, что пили все, был вместе со страной и тем самым приносил себя в жертву...Меня всегда это удивляло. Это есть ощущение в наших сильно пьющих людях. Они постоянно приносят себя в жертву. Но кому? Вот, если водку убрать, то, что ж это за жертва такая?
- Высоцкий талантливый проводник... если исходить из посыла, что бог вездесущ,то он и Высоцком присутствовал. А раз он присутствовал и действовал через него то, что он пел и высказывал для всех, то это можно назвать - гласом свыше..Та ноша которая была на него свалена она требовала расходных сил, которые требовали...
А Г Но вот пьянство то тут причем? Проводник проводником. но .... Понять пытаемся и все ходим где то рядом (цитата из поста Людмилы) Снова мы приходим к одному предельно простому вопросу и предельно простому ответу... Возможно, он был гласом божьим в нашем времени, но сам бога не признавал. Возможно, он хотел принести себя в жертву,, Он хотел,как всякий творец, изменить, переделать мир, сделать это с помощью своей гитары, своего хриплого баритончика, с помощью своего творческого усилия. И так как эта амбиция не может быть исполнена - он пил. И тут есть одна тайна, которая на мой взгляд, связана с пьянством российским. Если вы задумаqтесь о всем здесь сказанном, задумаетесь и поймете : водка и наркотики, которым приносил себя в жертву Высоцкий ровно заменяли ему Бога.. В России пьянство стало молитвой без Бога. Водка заменила процесс веры. Ну, кому приносить себя в жертву? Ведь это можно сделать только богу или человечеству, опять же по божьему промыслу, по призванию его...Ведь от этого так старался уклониться пророк Иона, когда услышал это призвание.. Очень хочется изменить мир, но вечно не хватает даже гениальных сил, даже когда этих сил отпущено бесконечно много.. И тогда водка оказывается вместо молитвы: "Господи, дай мне силы", поскольку именно божественные силы нужны для того, чтобы переделать мир. Мне кажется, это началось в России после раскола. В конце 17 века, в начале 18 века появились и стали владеть нами крепкие напитки. Протопоп Аваакум, во время церковного раскола объявил,что весь мир за пределами раскольнических скитов,он, как бы принадлежит Антихристу. Смотрите, истовая борьба Высоцкого, практически борьба с Антихристом и это значит, что в ней пьянка и наркотики становятся молитвой, черной молитвой, вывернутой наизнанку, но молитвой человека, который не верит в Бога и не способен обратиться к нему за силами.. Когда вы будете задумываться о пьянстве своих близких и о том почему они это делают, обратите внимание, , они это делают как раз в тех ситуациях, когда должны были бы обратиться к богу, чтобы он дал им сил бороться за несправедливость. может это всего лишь предположение, но мне кажется, что у Владимира Сеновича это было именно так Пьянка заменяла Бога, который должен был дать силы и наверное дал голос и талант...но чего то не хватило.. Пьянка не смогла заменить веру и в какой то момент и в какой то момент он видимо почувствовал свои усилия как бессмысленные.. Давайте задумываться об уроках тех, кого мы ценим и любим...
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю — погоняю, — Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом: пропадаю! Пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, — И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, Я куплет допою — Хоть немного ещё постою на краю!
Сгину я, меня пушинкой ураган сметёт с ладони, И в санях меня галопом повлекут по снегу утром. Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони! Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Не указчики вам кнут и плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, — И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, Я куплет допою — Хоть немного ещё постою на краю!
Мы успели — в гости к Богу не бывает опозданий; Что ж там ангелы поют такими злыми голосами? Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий? Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне попались привередливые... Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!
Я коней напою, Я куплет допою — Хоть немного ещё постою на краю!
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|