Не сочтите за нескромность,но вот нашла из того ДОКЛАДА кусочек :
"...Бывают дни, я голову в такое пекло всуну, Что и Судьба попятится ,испуганна ,бледна,- Я как-то влил стакан вина для храбрости в Фортуну - С тех пор ни дня без стакана..."("Песня о судьбе",431,1) . Как человеку своей во многом обделенной информацией (прежде всего, гуманитарной) эпохи Высоцкому часто не хватает философского знания, мировоззренческой опоры. Ни христианство, ни ницшеанство, ни экзистенциализм не имеют в Советской России официального признания. С «умными книжками» Камю, Сартра, Бердяева, Набокова знакомятся опять же подпольно. Отсутствие философской подоплеки лишает "пьяненькие" или "бредовые" исповеди мятежного барда содержательной глубины. Заметим, что часто он может поделиться со слушателями даже не словом, а хрипом, криком отчаяния. Мир Высоцкого в содержательном отношении , конечно же, беднее мира Достоевского. Это не нужно специально доказывать. В стихах Владимира Семеновича, как в произведениях многих его талантливых современников, место Бога вакантно. И потому душа поэта мучается; вопросов в раздвоенном сознании больше, чем ответов …Как в свое время Сергей Есенин, Высоцкий искренне готов к покаянию, но… Но в чем? Перед кем? Приход к вере , христианству для Высоцкого – человека своего времени- еще, ох, как проблематичен . В вопросах религии поэт склоняется к ироническому тону: «На бога уповали бедного, /Но теперь узнали, нет его - /Ныне. Присно и вовек веков! ( - "Песня космических негодяев" , 100,1). Мир героев Высоцкого сравним с миром персонажей Достоевского : и там , и там идея божественного промысла подвергается сомнению, человеческие связи рвутся. И потому - неотвратимо душевное одиночество. Оставшись наедине с самими собой, «подпольщики» ощущают себя в нравственном тупике. Теряют способность различать «добро» и «зло». Лирический герой Высоцкого , как, допустим, Мармеладов или парадоксалист из "Записок из подполья", вынужден открывать душу перед первым встречным, выплескивать жизненную тоску в залихватской песне – своего рода дневниковой "записке ". Причем без малейшей надежды быть когда-либо опубликованным. Стихотворные монологи Высоцкого напоминают - излюбленные героями Достоевского речи в жанре "последнего слова" .В них проявляется ничем неодолимое желание «висельников» хоть в одной «минуточке» да по "своей глупой воле пожить". Усугубляется трагизм бытия «подпольного человека» , и Гостем становится уже не легкомысленный Черт , а не в меру разговорчивый Палач . За ночным чаепитием он недвусмысленно дает понять своей очередной жертве ( не опознанный Палачом по невежеству Пугачев ,к примеру), что специально затянет казнь .Важно, чтобы поэт успел высказаться перед смертью ведь "приговоренный обладает как никто свободой слова - то есть подлинной свободой". Человек, делающий ставку на выживание , из инстинкта самосохранения будет помалкивать, притворяясь покорным. Только обреченный на смерть имеет право и на плевок, и на ругань. Жизнь предполагает трусливое прозябание, смерть дает раскрепощение и свободу : "И лопнула во мне терпенья жила". В такие "минуточки" рокового приближения к пропасти крайнего человеческого падения, оскорбления, насилия - смерти, наконец,- герои Достоевского напрямую соприкасаются с тем, что и является настоящей жизнью. В ней есть шанс «по своей глупой воле пожить» Но вот Бога и его воли - божьей! – воли в такой жизни нет. Во всяком случае, она не ведома атеистам.. Не об этом ли сам Достоевский в размышлениях о сущности "подпольного человека" : "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сущность. Трагизм состоит в сознании уродливости. (...) Только я один вывел трагизм "подполья",состоящий в страдании ,в самоказни , в сознании лучшего невозможности достичь его и , главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы .Что может поддержать исправляющихся? Награда? Вера ? Награды -не от кого, веры - не в кого ! Стало быть, не стоит и исправляться . Еще шаг отсюда - и вот крайний разврат, преступление (убийство). Тайна." (Ф.М. Достоевский, Предисловие для "Подростка"). Близость Высоцкого к Достоевскому значительно глубже, чем она может показаться на первый, поверхностный взгляд. В его творчестве отразилось именно "подпольное" состояния духа в советском обществе, не предполагающем свободы ни в каком из ее проявлений. Дефицит правды о "времени и о себе" в социуме сказывался на каждом шагу. Песни Высоцкого эту правду обнаруживали. Корявую, искаженную, «подпольную» правду о мучающемся безверием человеке. Языком Высоцкого в несвободной по определению стране разговаривал советский андеграунд . Через Высоцкого общество так или иначе реализовывало свой духовный потенциал. Чем далее, тем более Высоцкий становился выразителем взглядов немотствующего… большинства. По сути – народа. Его стилистически несовершенные , но предельно искренние и метафорически красноречивые песни -исповеди «присваивались» ( как это принято говорить в театре) практически всеми в нашей стране. Многие способны были ощутить себя таким вот "плохим хорошим человеком", каким умел предстать перед публикой негласный лидер 70-х годов. Он пел, как ругался и пел, как плакал...И то, и другое - ругань и плач - были необходимы людям для очищения души от подлости и убожества жизни. Сам вынужденно существующий по двойным стандартам , Высоцкий падал в бездну безверия в стремлении победить мрак искренностью порыва. Вся жизнь, личность, сама природа его таланта глубоко трагичны. Сегодня в этом уже не приходится сомневаться. Причем, трагизм этот глубок. В нем – философское содержание сродни шекспировскому. Самой эпохой Высоцкий просто вынужден был по -г амлетовски сопротивляться насилию цинизма, пошлости. Причем, не только вне, но и внутри самого себя.. И ежесекундно решать для себя этот вечный вопрос : «Быть или не быть?». А если БЫТЬ,то каким и зачем? Формой сопротивления становились издевка, насмешка, ирония, экзистенциальный бунт одиночки. Наконец, даже истерика. И тд.
Последний раз редактировалось Людмила 21 июл 2010, 23:10, всего редактировалось 1 раз.
|