Как обычно, махаю кулаками после драки.
В процессе просмотра возникло впечатление, что линия Кобба и Мол - аллюзия на "Солярис". Только как бы "Солярис" наоборот. Там Хари возникает помимо воли Криса и, узнав о своей "ненастоящей" природе, пытается покончить с собой - как из чувства неполноценности, так и ради Криса, чтобы не вносить искажения в его "настоящую" реальность. В Inception, напротив, "призрачное" существование Мол поддерживатеся усилиями Кобба, которого она старается утянуть в реальность сна. И - если говорить в первую очередь об экранизации Содерберга - концовки тоже диаметрально противоположны: Крис остаётся на Солярисе с Рэей (Хари), пусть даже и сотканной из его воспоминаний, а Кобб отпускает жену и возвращается к реальным детям. Хотя, упал ли в конце концов волчок, остаётся неизвестным и, по словам Нолана, уже не имеет значения. То есть можно сделать вывод, что месседж фильма таков: не заморачивайтесь вопросами реальности или нереальности происходящего - радуйтесь жизни такой, какая она у вас есть, и любите тех, кто находится рядом с вами. В конце концов, что изменится, если волчок не упадёт? Для Кобба, который уже сделал выбор в пользу _этой_ реальности, ровным счётом ничего.
Селена писал(а):
Очень понравилась мысль о пятом уровне сна, в который нас с неизбежностью погружает всякое произведение искусства, внедряя спящим собственные идеи.
Только вчера, после передачи, прочитал, но уже успел забыть, где именно, чьё-то высказывание о том, что обсуждение Коббом и "архитектором" деталей конструируемого сна очень напоминает реальные диалоги режиссёра фильма с декоратором. Так что сравнение кино с ещё одним уровнем сна небеспочвенно. С другой стороны, можно продолжить цепочку уровней и в обратную сторону. Например, если "реальная" реальность - это нулевой уровень, то почему не может быть минус первого, а за ним минус второго и так далее? Т.е. наша реальность - это сон кого-то, кто спит в некой надреальности, а его реальность - сон по отношению к надреальности ещё более выского уровня. Таким образом получается бесконечная цепочка снов (или реальностей). И понятие объективной реальности опять теряет всякий смысл.
Кстати, уже, вроде, упоминалось, что фильм очень напоминает видеоигру. У меня во время просмотра тоже возникла такая ассоциация. В частности, "снежные" сцены напомнили аналогичные эпизоды из игры Metal Gear Solid - весьма похожая атмосфера. Но главное - обезличенные проекции, которые атакуют героев, напоминают типичных противников в какой-нибудь игре жанра action. Они ведут себя не как люди: просто тупо, механически выполянют заложенный в них алгоритм. Ещё и поэтому убийство противников в игре сложно соотнести с убийством реальным. Они не похожи на живых людей, поэтому воспринимаются не более "очеловеченными", чем мишени в тире.
Лично меня фильм "не зацепил". Хотя не могу сказать, что мне не понравилось, как он снят, или как играли актёры. Просто не нашёл в нём ничего особо нового для себя. Про осознанные сновидения я знал раньше, да и в кино эта тема уже использовалась: например, в фильме "Клетка" с Дженнифер Лопес в главной роли. Ну а вопрос, насколько реальна реальность, - вообще в последнее время особенно популярен. Взять хотя бы ту же "Матрицу".
И по поводу разницы в скорости течения времени между сном и реальностью. Насколько я помню, Лаберж (один из наиболее авторитетных специалистов по осознанным сновидениям) пишет: исследования показали, что время во сне течёт с той же скоростью, что и в реальности. Учитывая это, думаю, впечатление об ускоренном течении времени во сне связано с отрывочностью снов: мы как бы перескакиваем от одного эпизода к другому, не замечая этого, но при выстраивании целостной картины сна после пробуждения нестыковки подсознательно сглаживаются ощущением длительности происходящего.
Spicanew писал(а):
Фильм не видела) Действительно ли там присутствуют аллюзии на Борхеса? По впечатлениям как-то не улавливается.
Нолан в интервью упоминал, что черпал вдохновение в том числе в произведениях Борхеса.
navi писал(а):
Удалось вчера удерживать иную реальность в цвете несколько более часа...
Не та ли это реальность, из которой писатели (поэты, художники, режиссёры, композиторы...) берут сюжеты своих произведений?