Александр Грин. Алые паруса.Любимый писатель, любимая сказка. Сказка,… сказка ли? и о чем она?
В ней нет ничего волшебного,… абсолютно. Самая простая обыденная история. Бродячий поэт – сказочник рассказывает маленькой девочке придуманную им сказку про ее жизнь. Девочка растет с нерушимой верой в нее и эта вера становится реальностью. Появляется Грей, который воплощает эту странную мечту о корабле с Алыми парусами. Вроде бы обычная история о бедной девочке, заслужившей счастье, благодаря своей красоте и внутренней чистоте. Вроде бы инфантильное желание всех и каждого из нас, чтобы то о чем мечтаем, воплощали и реализовывали другие. Вроде бы… если бы дело было только в сюжете. Сюжет непритязателен и прост только на первый взгляд. Но если вдумываться в текст сказки или точнее притчи, то… глубокие символы и смыслы там скрываются.
Говорить о сказке можно долго и много и очень надеюсь, что мы здесь о ней поговорим.
Кто такая Ассоль?
Александр Грин писал(а):
-- Как зовут тебя, крошка?
-- Ассоль, -- сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
-- Хорошо, -- продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. -- Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?
Странное имя девочки, которое ни с чем не ассоциируется, ни с каким образом, ни с каким персонажем, ни с какой известной героиней, ни с кем… и поэтому так легко было ассоциировать ее с собой. Очень легко, без всякого напряжения и фантастических подтасовок. Внутри была такая же Прекрасная Неизвестность, которая могла стать абсолютно всем, но главное она должна была стать пре-Красной, наполненной тем самым алым цветом. Только тогда неизвестность будет реализовываться другими.
Поэт сотворил Красоту, Ассоль приняла ее в свою душу и понесла по жизни, Грей воплотил. Все они служили Красоте и Гармонии, каждый на своем месте.
Александр Грин писал(а):
В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая -- живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое. Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка. Так, всматриваясь в предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением -- определенно человеческое, и – так же, как человеческое -- различное. Нечто подобное тому, что (если удалось)сказали мы этим примером, видела она еще сверх видимого. Без этих тихих завоеваний все просто понятное было чуждо ее душе. Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда -- и это продолжалось ряд дней -- она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности.
Ассоль – состояние внутреннего вдохновения, внутренней сосредоточенности, внутренней концентрации на главном, на тайне, на сокровенном. Видеть сверх видимого, не линейно, между строк – основное и главное состояние души Ассоль. И как было здорово это обнаруживать, и как было здорово в этом находиться.
Не знаю… Говорить можно много. Каждое слово этой притчи отзывается согласной радостью, пониманием и внутренним принятием.
Еще один отрывок.
Александр Грин писал(а):
Там, где дорога кончилась, переходя в глухую тропу, у ног Ассоль мягко завертелась пушистая черная собака с белой грудью и говорящим напряжением глаз. Собака, узнав Ассоль, повизгивая и жеманно виляя туловищем, пошла рядом, молча соглашаясь с девушкой в чем-то понятном, как "я" и "ты". Ассоль, посматривая в ее сообщительные глаза, была твердо уверена, что собака могла бы заговорить, не будь у нее тайных причин молчать.
Какая-то очень близкая картинка,… словесное описание последнего Аркана карт Таро – Шут (Дурак). Когда задумываюсь над этим Арканом, пытаюсь понять, почему в нашем фольклоре есть Иван – дурак, но нет женской героини такого уровня и направленности? Возможно Грин дополнил недостающее, рассказав о женской ипостаси этого образа.