Урок, учеба… - это внутренняя остановка, попытка концентрации на… главном, важном, интересном, собирание рассеянной по всем кусочкам души и тела энергии и перенаправление её на… опять же… что?... в каждом случае по-разному… объект, предмет, учителя, себя… Перемена… броуновское движение детей в школьном дворе, коридоре, рекреации… Звонок, урок,…. Тишина, строгие ряды парт, собранность душ и тел, внимание на то единственное, что интересно и важно… Это в идеале, конечно же,… потому что и после звонка почти никогда нет ничего интересного и важного там впереди, где доска и учитель. Если и есть интересное, то оно где-то там, за окном, или раскрытая книга на коленях под партой, так было для нас,… для современных детей, наверное, сотовый телефон интереснее того, что говорит учитель. Классическая литература потому и классическая, что это отобранный временем важный рассказ о нас самих. Это зеркало, в которое надо уметь смотреться и видеть то, что тебе надо увидеть сейчас, в данный момент. По-моему это и есть главная, основная и сложнейшая проблема. Каждый в тексте увидит свое, нечто иное, отличающееся от других. Все попытки учителей рассказать, что именно там надо видеть, бессмысленны и бесполезны. В лучшем случае учитель интересно расскажет о том, что увидел сам, и тогда ученик запомнит учителя, а не литературный текст. Лично я ничего из рассказов своей учительницы литературы не помню. Хотя нет, помню,… помню знаменитую фразу Ленина “Лев Толстой, как зеркало русской революции”. Собственно на этом и застряло преподавание нашей литературы. Все попытки использовать ее, литературу, как рассказ о социальных зеркалах, как возможность показать ребенку толпу, в которой он не различает себя, не видит, и как правило считает, что его там нет, приводят к тому, как мне кажется, что каждый из нас создает свой собственный миф о себе самом. И потом не знает, что с этим делать и как с этим жить. Что в результате? Внутренняя комната - клеть души – личности забивается зеркалами разной формы, размера и качества… Разные, маленькие, большие, кривые, тусклые, чистые, с потрескавшейся амальгамой и новенькие… они висят внутри везде… на стенах, на полу, на потолке, под разными углами и в разных комбинациях. Но в комнате есть еще окна и двери. И никто нигде и никогда не учит вот этому важному и главному: различать, где зеркало, где дверь, где окно. Как рассмотреть себя в зеркалах,… они ведь разного качества и разной сложности, как увидеть других сквозь окно, где дверь для того, чтобы выйти? И мы рассматриваем в зеркало себя, считая, что это другой, бьемся в оконные стекла, пытаясь выйти, разбивая в кровь руки и души, и проходим слепо мимо закрытых дверей, не зная, что всего лишь протянуть руку, толкнуть ее и мир можно будет не только рассматривать, но и чувствовать. Что со всем этим делать я не знаю. Но только научившись самим все это различать и обо всем этом рассказывать можно передать это другим, своим и чужим детям. А школьные учителя… Они делают, что могут, одни хорошо, другие плохо. Но там, в школе, судя по всему такой задачи никогда не стояло и никто ее не ставил, и видимо не поставит. Поиск внутренней индивидуальности дело рук самой индивидуальности, а не общества. У общества иные задачи, создать управляемые потоки людей для общего строительства. Остаться самим собой, но и не вываливаться из общественной жизни,… этому, судя по всему, каждый должен учиться сам.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|