Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 11:59

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 100 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 09:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 23 авг 2010, 05:52
Сообщения: 35
Откуда: Санкт-Петербург
Как-то у меня с этим не было проблем. Это от педагога, видимо, зависит. Один отбывает урок, другой творит урок и помогает созиданию души ученика в этом вся разница.
Убивают педагоги, но классику не убить. Я например, знала "Евгения Онегина" наизусть.
И все старательно читала, что рекомендовалось и не рекомендовалось.
И советскую и западеную классику. В 9 классе была очарована сонетами Шекспира, тогда
не входящими в программу, но я и тогда бы их любила, если б они были включены


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 10:32 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
maska писал(а):
Как то у меня с этим не было проблем. Это от педагога видимо зависит. Один отбывает урок, другой творит урок и помогает созиданию души ученика в этом свя разница. Убивают педагоги, но клаасику не убить. Я например, занала "Евгения Онегина" наизусть. И все старательно читала, что рнекомендовалось и не рекомендовалось. И советскую и западеную классику. В 9 классе была очарована сонетами Шекспира, тогда Не совсем правильная методика не входящими в программу, но я и тогда бы их любила, если б они были включены

У меня анализ литературных произведений на уроках литературы часто вызывал нежелание возвращаться потом к произведениям классики. Мне здесь видится две причины (хотя их может быть больше).

- Слишком агрессивный и подробный анализ произведений, которые в данный момент не вызывают у учащегося душевного отклика.
Так у меня было с произведениями, которые были для меня "далекими". Например, я так и не смогла вернуться и перечитать "Войну и мир" Льва Толстого. И если бы её в школе не проходили и не долбили "образы", то, наверное, повзрослев, прочла бы. Те произведения, которые трогали душу (напр., "Герой нашего времени" Лермонтова) или ум ("Горе от ума" Грибоедова) были и остались любимыми. К Евгнению Онегину я все же вернулась значительно позже, когда стала понимать и чувствовать Пушкина.

- Чрезмерное следование "методике преподавания", когда всякое живое движение души - не поощряется и в результате - убивается.
Я не согласна с maska'ой, что дело в том, что "один педагог отбывает урок... , а другой...". Несомненно кто-то отбывает, но что про них говорить?!. Я говорю о добросовестных учителях...

По своим наблюдениям могу провести сравнение. У нас литературу и русский язых преподавали в разных классах два учителя. Оба - прекрасные специалисты. Но один (которого в конце взяли в РОНО) строго следовал методическим разработкам. Если вспоминать уроки русского языка - лучшего учителя найти сложно. Но литературу он преподавал как-то суховато, если сравнивать с другой нашей учительницей. У неё тоже, конечно, давали характеристику образам, но не это было главное. Она умела вызвать в классе интерес к произведениям и проявить разные точки зрения и разные оценки. А после начинались дискуссии и споры. Это было интересно и ЖИВО. Она никогда не снижала оценки, за мнение, расходящееся с учебником литературы. Смог мнение сформулировать и как-то объяснить и защитить - вот тебе пятерка. До сих пор помню её уроки. Возможно, если бы на время её преподавания пришелся бы роман "Война и мир", то может быть у меня не осталось о нем такого занудного впечатления.
Никогда летом не могла ничего прочитать по программе. Так это мне было скучно. Приходилось читать уже по ходу их "прохождения".

Мне кажется в США более приемлемая форма преподавания литературы (сужу по фильмам и литературе), когда ученики выбирают понравившееся произведение и уже по нему пишут эссе (или не знаю, как назвать, что они там пишут). А с остальным просто знакомятся. Позже человек сам прочитает то, что его заинтересовало. Они получают общий взгляд и учатся самостоятельно мыслить, читая произведение.
------------------------
Дополнение, ответ на реплику Земной в следующем посте.
P.S. Дети выбирают книги для анализа из базового списка. И возможно по каждому автору предлагается выбор произведений.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Последний раз редактировалось Бегущая по волнам 31 авг 2010, 14:55, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 13:45 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Ой.. не знаю.. Спорно это - дать выбирать книжки для чтения только детям..
Неужели в Штатах нет базового списка классиков? Ну хотя бы совсем малюсенького? Или они выбирают по желанию всё же из предложенного учителем списка?
А то, если дать на откуп всё детям - некоторые из них кроме комиксов и читать ничего не станут!
Ну ещё Гарри Поттера. наверное...Потому что он раскручен..
Наши - может, "Таню Гроттер" захватят..
О преподавателях литературы.
Это ведь искусство. Как и другие виды искусств. К этому нужно талант иметь, и развивать его всю жизнь в себе...
Настоящий учитель от БОга - это всегда Артист с большой буквы.
Он и просто текст должен уметь озвучить так, чтоб захватить всё внимание учащихся.. чтоб они боялись выдохнуть от восхищения и восторга перед настоящим ТВОРЕНИЕМ.. чтоб прошило их художественным словом насквозь так, что они бы поняли - какая Красота обалденная в мире существует! Какое небо звёздное над их головами огромное! И как это можно всё увидеть и выразить словом! И чтоб захотелось прибежать домой, достать книжку и самому всё скорее дочитать!
У меня было 3 учителя литературы в школе.
Одна была очень спокойная мудрая уравновешенная женщина. У неё уроки проходили плавно..
Вторая учительница была откровенно слабым педагогом. Она была прекрасным человеком, с возвышенной душой, но детей она в классе не чувствовала, мальчишки на её уроках откровенно бесились, играли в карты.. и разговаривали..
Мне, для того, чтоб её расслышать приходилось садиться на первую парту и буквально вытягиваться в трубочку.. Но и это не помогало.. Я не всегда могла разобрать её слова..
А вот третья учительница - была искусница во всех смыслах этого слова..
Загадочная, с лукавой искринкой, она умело чередовала все необходимые элементы урока, эмоциональные всплески и "размышлизмы".. Она тоже иногда устраивала диспуты.. но они не всегда ей удавались в нашем классе.. У нас были откровенно слабые мальчики. Они даже у такой учительницы не хотели ничего читать.. Ну о чём с ними можно говорить? Какой диспут? А вот когда я ходила на открытый урок в другой класс - это было что-то!...


Последний раз редактировалось Эльмира 31 авг 2010, 13:51, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 13:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
В США во второй половине дня учащиеся (по крайней мере, старших классов) занимаются в, обзовём допустим, кружкам по интересам. В зависимости от направленности школы и "качества" ученического контингента - дополнительные кружки по интересам включают и азы литературного мастерства, и театральные студии.
Вот тогда и предлагается творческие задания (эссе, пьесы, постановки и т.п.)

Уроки литературы я ненавидела, если честно. Могла, естественно, накарябать "правильное" сочинение, если тематика меня не интересовала (тот же "производственный роман" или "правильная литература социалистического реализма"). Но, если правильный положительный герой вызывал отрицательные эмоции, тогда как? (Каюсь, Саня Григорьев из "Двух капитанов". терпеть таких правдивчиков не могу; или какая-то героическая "тупость"... Нуууу... А, вот. "Как закалялась сталь". Скажите, чего ради сидеть комсомольцам, невооружённым, голодным и холодным, ради 2х-3х метров колеи, которую ночью бандюки и разберут? Почему бы не создать там действующий мобильный отряд, хорошо вооружённых людей? И что такого хорошего, допустим, отдать свою ЖИЗНЬ, чтобы спасти небольшое горящее хлебное поле? Анатолий Мерзлов. Да больше зерна по дорогам просыпается, чем он спас тогда... А кто потом его мать в старости содержал? А как жена или... Не помню уже. И т.д.)
Впрочем, это я уже недавно узнала. Я думала, что только чуток поцапалась с литераторшей, а на самом деле был даже педсовет по мою грешную душу!!! Что у меня НЕПРАВИЛЬНОЕ восприятие жизни. Не понравилось, оказывается моё сочинение о героизме. Когда я заявила, что это эпоха варваров рождает героев. А цивилизация воспевает поэтов, художников, скульптроров... на примере Спарты и Древней Греции. И что героизм одного - это разгильдяйство другого. или преступная халатнасть. И ничего хорошего, когда "вся-то наша жизнь есть борьба).
И, вообще...

Пошла плакать! Вспомнила,
что на уроке литературы я читала какую-то книжку под партой. А сзади её читала Ира Грицук, подглядывая из-за моего плеча. Нас застукали. ДО ЭТОГО, мне удавалось отбрыкиваться от одноклассников дать почитать стандартной отговоркой: "мама не разрешает уносить книги из дома". Не знаю, почему так Диккенс пленил Ирину, но она самым нехорошим образом позвонила сама моей маме... Которая даже представления не имела, что стала своего рода "пугалом". Но если Ира мне честно вернула потом книги, то Светка Яковлева так и зажала американскую пьесу... И кто у меня упёр португальскую новеллу, я и знать не знаю: по моё отсутствие мамочка расстаралась, и даже не записала, кому дала!!!!!!!!

Ага... Есть базовый список, и рекомедуемые к прочтению...

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 14:00 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Юля! Текст :co_ol:
Да.. Задала ты перца своей литераторше.. :-D
Ей бы отбубнить урок, научить всех правильным мыслям.. а ты вздумала развивать свободу слова в одном отдельно взятом классе! )))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 14:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Между прочим, моё "фэ" мне стОило золотой медали...
А по русскому языку, между прочим, я ей 3 или 4 первых места по району принесла. По русскому у нас было полное взаимопонимание...

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 14:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 581
Откуда: Йошкар-Ола
Любое «изучение» литературного произведения гасит интерес к нему. Даже его прочтение. Много ли людей из прочитавших «Войну и мир» прочитали его ещё раз? Рискну предположить, их в процентном отношении столько же, сколько прочитавших один раз ко всем учившимся в российской школе.
Помню возмущение «Дети смотрят экранизацию литературного произведения и само произведение не читают!» В непрочитанной книге всегда содержится какая то тайна, независимо от автора. Если эту тайну кто то выдаст – читать становится неинтересно.
К сожалению в школе учат поверхностному литературоведению. А надо учить воспринимать, получать удовольствие от стиля, музыки слова, игры смыслов. С этим и после исчерпания интереса к содержанию, мы будем возвращаться к талантливой книге снова и снова.
Литература рассматривается в школе как отрасль знания, а не как направление искусства. Многие ли «возвращаются» к математическим теоремам? К экономическим характеристикам государств южной Африки? К уравнению Ван-Дер-Вальса? К революции в Мексике? Разве что только по работе. Срабатывает рефлекс отторжения ненужного, перегружающего знания.
- Теорема Пифагора нужна? – нет! Война и мир? – то же нет!
Происходит печальное смешивание предметов знания и предметов искусства. Предметы знания конечны – это их необходимое свойство. Предметы искусства – бесконечны.
Классическая литература – это как погреб со старинными винами, не склад стеклопосуды. Мы в школе привыкаем к тому, что это – аптека с лекарствами (нужная иногда вещь!), вкус которых мы запомнили навсегда.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 14:58 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Земная писал(а):
А вот когда я ходила на открытый урок в другой класс - это было что-то!...

Открытые уроки готовятся заранее и даже рептируются.
Это не показатель обычного урока.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 15:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:57
Сообщения: 245
Жутко не любила читать в школе программные произведения. Читала их со скрипом, потому что потом надо было писать сочинение. Такое ощущение, что в школе мы именно "Проходим" произведения. Прошлись по ним и пошли дальше. Пожалуй все книги, которые читала в школе не вызывали у меня интереса, никак не откликались во мне. Я никогда не представляла себя в качестве какого-то героя в книге. А мир в книгах был для меня каким-то бесцветным, никаким. Возможно это связано именно с тем, что после каждой прочтённой книги мы должны были писать сочинение. И писать сочинения, которые должны были понравится учителю. Была простая связь "прочёл книгу - написал сочинение", а вот думать как-то не входило в планы ни учителей, ни учеников. Думать совершенно не хотелось, хотелось просто открыть критику какого-нибудь умного человека и списать оттуда все мысли. Сам процесс думать отсутствовал. Не учат в школе думать, не развивают в детях эту способность. Учителя превращают мир в книгах в какую-то пустыню, ты по ней просто бредёшь и думаешь когда же она закончится.
С удовольствием прочла в школе только "Преступление и наказание", и то это удовольствие было только до разбора этого произведения на уроках. А сочинения это такое наказание было %) После одного моего сочинения мне даже учительница сказала, что я потеряна для общества.
Сейчас иногда перечитываю некоторые школьные произведения. Хочется узнать какие же они на самом деле.

_________________
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,понимать, а не ждать понимания,любить, а не ждать любви.
Ибо, кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тому простится...
Молитва Св. Франциска Ассизского


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 15:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1083
Откуда: Москва
Не люблю тему школы в СН..грустно и безнадежно.
Чтобы ответить на этот вопрос надо понимать что такое СОВРЕМЕННАЯ средняя (в смысле самая обычная) школа..каков он учитель литературы,преподающий ету самую классику?
Что в его душе означает классика?
Проходим..пробегаем..убиваем..думать некогда план,программа..слова нашего директора на последнем педсовете"преобладает репродуктивный стиль обучения"..разжевали..дали..глотайте..дык у многих ,извините ,рефлекс рвотный..мимо души подростка все мимо..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 16:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 14:44
Сообщения: 392
Ольга писал(а):
Проходим..пробегаем..убиваем..думать некогда план, программа..


Я в школах работала мало и почасовиком , но присутствия на нескольких педсоветах и даже небольшого общения с учителями хватило ... :-(
Замордованность учителей ... жуткие , нелепейшие программы и их якобы свободный выбор ... ненужные , в первую очередь родителям , дети ... нежелание прикладывать хоть какие-то усилия и нежелание думать ...
Не знаю , камня не брошу ... :-( И маниловского моста , чтоб с него можно было б видеть даже Москву , строить тож чего-то не хочется . :-(


Как преподавали литературу в моей школе - не помню .
Сначала училась в самом отпетом классе , в который собирали всех второгодников и малолетних бандюганов микрорайона . К 8 классу примерно треть моих соучеников читала вслух по слогам . :hi_hi_hi:
Учительница литературы ненавидела наш класс такой лютой ненавистью , что урок означал 45 минут непрерывного ора " Верки " : "твари-ублюдки-скоты-колония по вас плачет ". Когда голос у неё срывался , то приходила завуч и визжала примерно то же самое .
Так что моя любовь к чтению и преподавание литературной классики существовали в параллельных мирах .
Говорила ли "Верка" что-то про образы литературных героев - не помню . Абсолютно . Може и говорила . :du_ma_et:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 16:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
То есть ничего сделать невозможно.. надо оставить всё как есть, потому что то, что есть - это всё, на что человек в звании учитель способен?
Но почему тогда - у одних учителей есть всё же ученики, которые с радостью воспринимают их уроки, а у других учителей получается в лучшем случае только учебную дисциплину поддерживать на своих занятиях ...и то, прилагая титанические усилия?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 16:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
У меня знакомая, обладая незаурядными актерскими способностями, при любых установках и программах превращает ну пусть не каждый урок, ну пусть через раз в захватывающий спектакль. Любит она литературу и эту любовь вливает в учеников, не смотря ни на что

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 16:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:57
Сообщения: 245
Наверно, такая система обучения ещё в самом начале показывает, что главное не качество, а количество. Когда ребёнка заставляют читать как можно больше слов в минуту. А ведь в это время ребёнок совершенно не понимает что именно он читает, просто старается прочесть быстрее.
Интересно, вот почему сейчас классику читать не модно, а вот какую-нибудь книгу А.Малахова (из "Пусть говорят") модно?
Может быть родители могут развить в ребёнке желание читать, но тогда возникает вопрос зачем вообще учителя и школа?

_________________
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,понимать, а не ждать понимания,любить, а не ждать любви.
Ибо, кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тому простится...
Молитва Св. Франциска Ассизского


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 авг 2010, 16:52 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Земная писал(а):
Но почему тогда - у одних учителей есть всё же ученики, которые с радостью воспринимают их уроки, а у других учителей получается в лучшем случае только учебную дисциплину поддерживать на своих занятиях ...и то, прилагая титанические усилия?

У меня есть очень небольшой опыт преподавания в школе (очень небольшая практика в студенческие годы).
Я вела биологию во всей параллели девятых классов, среди них был и спецкласс и обычные классы разной силы. В спецклассе я успевала в два раза больше сделать за урок, т.е. еще и дополнительную литературу использовать, да ещё и закрепить, новый материал. А в самом слабом - успевала только-только дать необходимое по уроку.
Но зато в обычных класах я смогла некоторых троечников довести до пятерок.

Так, что чрезвычайно многое зависит от контингента учащихся. А не только от учителя.
Nebel писал(а):
Может быть родители могут развить в ребёнке желание читать, но тогда возникает вопрос зачем вообще учителя и школа?

Но в школе учатся не только читать... Не все родители, даже с высшим образованием способны преподать все необходимые предметы. Кроме того для ребенка важен опыт социализации (умения находится в коллективе), хотя в ряде случаев - это очень тяжелый опыт.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 100 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.077s | 19 Queries | GZIP : On ]