Danilin писал(а):
Какое отношения традиция материнской гиперопеки в нашей стране имеет к нашему разговору о Сергее Есенине?
Точнее говоря: имеет ли отношение "Письмо к матери" к (субъективным) выводам о связи судьбы и личности Есенина с судьбой и личностными проявлениями нашего народа в ХХ веке?
"Письмо матери", я думаю, не могло быть написано в равнодушии. Значит, внутри что-то трепетало и волновало. И пусть сына и мать разделяли расстояния, ничего не изменялось в душе ребёнка, (возможно народа, возможно поэта). Ему по-прежнему так не хватало привычной заботы и опеки-мамы.
Поэтому в первой строке прямо напрашивается неуловимая причинно-следственная связь:
"
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!..."
Пока жива старушка-жива душа её ребёнка, который именно ребёнком остаётся и для неё и соответственного для себя самого. Он привязан к опеке и, оставаясь в одиночестве, лишь сталкивается с чувством опустошения и потери-тоски. А тосковать без причины невозможно, так же, как немыслимо сожалеть ни о чём...
"...
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом..."
Не удалось, не получилось найти остров самого себя в мире "чуждом". И дом-он наш, это же не свой дом...
Хотя в передаче про С. Есенина несколько раз упоминалось, что произведение "Письмо матери" относится к противоположной, "доброй" (если так можно выразиться) стороне творчества поэта, но всё-таки по-моему внутри сюжета совсем не меньшее характерной противоречивости... может, лишь менее заметной, скрытой:
"...Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Здесь два абсолютно разных видения мира, сливающихся в единую тоску-тревогу. Мама в своих мечтах (или, как заметила
Земная,-визуализации) ждёт опасность. Она в душе не находит защиты, на которую можно опереться, которой можно довериться. Косвенно, она же и олицетворяет жестокость, от которой чувствует тревогу, бессилие измениться вместе с действительностью. И слова стихотворения напоминают:
"...
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне...".
То есть-остаёшься в том времени, "как и восемь лет назад", и ПЕРЕживаешь за сына, живя практически две жизни. Я понимаю,следующие строки отношения сюда прямого не имеют, но всплывают слова знаменитой песни:
"....Живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой - горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Все зовет меня его голос,
Все звучит во мне его песня..."Родство душ ребёнка и родителя, оно бесспорно естественно, вечно и постоянно. Ни время, ни траектории жизненного пути, ни ссоры, ни трудности, одним словом- ничто не способно его разрушить...и наверное прекрасно, что это так, иначе бесконечность не могла бы существовать, не имея переходов. Только постепенно, не разрывая глубоко психологической связи, человек становится самостоятельным (в идеале, но не в русском похоже менталитете). Он в себе взращивает чувство основательности, ценности или истиной веры.
Как раз того и не осуществится в стихотворении Сергея Есенина. Так и останется мучение:
"
Себе, любимому,
Чужой я человек."
И вот, (возвращаясь к противоположностям) противоречие, стоящее на том же самом фундаменте: сын успокаивает маму, видя себя бессмертным... пока есть родитель, пока жива тревога за него. Ведь получается- он не надеется на судьбу. Не правду описывает действительную, а раскрашивает иллюзию в собственных глазах. А потом сам же подтверждает:
".
.. И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет..."Как говорится: "свято место пусто не бывает". По-видимому, в этом стхотворении, и в душе его героя, оно занято мамой, а точнее- надеждой, что она есть и всегда будет, всегда выручит, спасёт и поможет.