Юлия, я не вижу в твоём рассказе гиперопеки... Я не очень огорчила?
Катя Сафонова писал(а):
Селена, я честно себе признаю, что у меня "гиперопека", потому что дочка моя "неженка", любое препятствие у неё вызывает слёзы, она очень часто плачет, не хочет ходить в школу (слава богу, это чувство у неё возникает не каждый день), когда мы с мужем попытались выяснить причины, то она говорит о чувстве тревоги, но с чем это тревога у неё связана, она не может сформулировать, в последнее время ей часто снится, что она спасает каких-то мальчиков (???). Очень боится, что в школе её будут ругать. Я обратилась за помощью к школьному психологу, будем выяснять причины, возможно они и в гиперопеке, хотя мы всё лето прожили на даче, а там, например, к уже существующей свободе, которая у нас, думаю, всё-таки присутствует в семье, мы предоставляем свободу передвижения: они гуляют без присмотра, ходят в гости к друзьям и пр. То есть проблема не в ограничении, а может быть в создании тепличных условий, малой строгости? Даже, не знаю.
Катя,не знаю - пригодится ли мой рассказ? У меня были похожие отношения со старшей дочкой..
Начну с того, что все мои дети - не детсадовские. Я столько хлебнула в своём детсаду, что всеми фибрами души противилась отдать детей в детсад...
Старшая дочка очень много болела конечно, так что воспитание на дому была ещё и вынужденным (с привлечением нянек и бабушек - я очень много работала).
Так вот старшая дочка, когда пошла в школу, каждый день требовала, чтобы я сидела за дверью её класса( и каждую перемену бегала смотреть - не ушла ли я)
Это моё послушное дежурство пресекла учительница дочери. Она просто отрубила: "Так делать нельзя! Нельзя и всё! Ваш ребёнок никогда не привыкнет к школе! Уходите домой!"
Тогда моя дочка стала меня слёзно упрашивать, чтобы я сидела в холле школы внизу и также точно бегала смотреть каждую перемену на меня.
Работала я в то время уже не так много и могла потакать дочкиной тревожности.. Но у меня был ещё один ребёнок (ей не было ещё и 3 лет), которого я скидывала на бабушку, и эта разлука с мамой уже активно не нравилась малышке..
Вообщем, я была в совершенном раздрае..
Видя такое моё "потворство" детской тревожности, учительница дочки пресекла её вылазки ко мне в холл. Она ей сказала, что директор запретил бегать в холл. А дочка была архипослушная.. И вот она, давясь слезами, выдержала день..
Помню, как учительница вышла и махнув мне рукой издали, меня освободила, на бегу рассказав про байку с директором..
Вот пишу сейчас и ржу над собой.. и поражаюсь выдержке и тонкому подходу первой учительницы моей дочери! Вот думала ж про меня, наверное, "Шальная мамашка досталась!"
На следующий день я в холле не осталась, дочери опять "Директор запретил".. и она опять в холл не выбегала..
Когда я её забирала из школы, я наконец-то допёрла, что не надо в разговоре с дочкой делать акцент на её страхах и моём бдении в холле.. Мы просто стали весело болтать про то, что у неё в школе в этот день было, чему её научили, какие девочки и мальчики с ней общались.. и как-то самом собой разговор оказался лёгким и приятным для нас обеих!
(Моя старшая дочка очень тянулась душой к другим детишкам)..
И вот в конце я вдруг дочку спрашиваю: "Видишь, ничего ведь страшного, что меня в холле не было? Тебе и так было чем заняться в школе"
Она, конечно, не сразу с этим доводом согласилась.. ротик-то скривился, готовый заплакать.. но против очевидности -то чего спорить?
Вообщем, мой вывод: я очень переживала за старшую дочку, моя тревожность передавалась и ей.. и я совершенно напрасно этой тревожности в нас обеих потакала..
Выход был - в переключении её внимания с потери (общения со мной) на приобретения (новых друзей, новые впечатления).. Но вот, если честно, до сих пор неуверена, что без байки про сердитого директора
мы бы в этой истории обошлись.
НО в этой истории я считаю с моей стороны не гиперопека.. а гипернепедагогичность..
***
Бегущая по волнам, я не согласна с Вами - на счёт гиперопеки в случае выключенного компьютера в поздний час..
Мне в это дело вмешиваться необходимо, потому что у меня не один ребёнок в комнате с компом.. И включённый комп мешает спать другой дочке.. В нашей семье правила "общежития" уже сами собой предполагают учитывать интересы не только одного ребёнка..Справедливости ради замечу, что по этому поводу вмешиваться приходится в редких случаях. Учёт интересов сестры идёт как бы на автомате..
Я ещё и жужжу - если старшая дочка зависла в инете и не готовит уроки..
И не считаю это гиперопекой!
Я комп не отключаю, мышь не отбираю (как я прочитала в одном журнале), я просто "напоминаю": "А уроки?"
На что мне, если честно в последнее время бывает ответ: "Сама знаю! Я самостоятельная!"
А потом встаёт в 5 утра - самостоятельная...
А вот на счёт того, чтобы сказать маме
N-Cognito, что всеми успехами дочь обязана ей.. я думаю - это у Вас, Бегущая по волнам - блестящая мысль!
Непременно стоит попробовать!
Я иногда утишаю так свекровь.. говоря, что сын её любит (только молча, без слов) ..как её любят и ценят внучки..(но дочки и сами бабушке о любви говорят!) Это действительно очень важно пожилому человеку,а указывать ей на ошибки и просчёты в педагогике - это претензии, которые никогда к хорошему повороту в отношениях не ведут..
Мне, если честно, очень стыдно за 2 таких разговора (очень давних!Мне было тогда один раз - 22 года, второй раз лет 25) с моей свекровью..
Ох! Она мне долго же некоторые слова вспоминала!Прямо поедом ела!
А сын ещё в позапрошлом году маме высказывал какие-то детские обиды.. И в результате я потом утешала её в течение нескольких месяцев..
Я тоже думаю: чего терзать пожилого человека уже? Она ведь жизнь не поправит свою уж теперь!
Негодующему на ребёнка родителю действительно нужно уважение и признание его заслуг..
НО жить при всём при этом - лучше всё же в РАЗНЫХ домах...