Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 16:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 288 ]  Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 20  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 14:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
СН 2007.11.14 Марина Цветаева
http://www.4shared.com/audio/R2R3VNH3/_ ... 4____.html

Spicanew писал(а):
Держать или отпускать - все одно.
Никто нам не принадлежит.

Хоп!
И исчезло три четверти мировой литературы, если не вся..
Хоп!
И воцарился утерянный Эдем и в человецах благоволение....
Хоп!
И не услышвали бы
"О вопль женщин всех времен:
- Мой милый, что тебе я сделала!...!

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 14:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 19:00
Сообщения: 602
Откуда: Новомосковск
Бегущая по волнам писал(а):
...Хотя мне не понятно, что значит "отпустить"? Любимый как собачка на привязи что-ли? Он такой же человек. И волен уйти в любой момент.
Вообще, слишком общё. Ситуации могут быть разные.
Иногда ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ будет именно - отпустить.

Конечно, не собачка. Я всё же понимаю так, что отпускаем мы себя. Ту частицу себя, которая в нём, в другом. Вот думала над тем, что тут сказано и вспомнила, как отпустила я, при том, что ушла сама. Однажды ночью было физически плохо, я проснулась от этого, не поняла, в чём дело. В груди было что-то тяжёлое. Потом я вдруг поняла, что к этому тяжёлому в груди привязан какой-то канат или верёвка. Я это реально почувствовала. И почувствовала, что на другом конце - он. Передо мной встал, в ту именно минуту выбор: резать-не резать. Я долго мучилась и отрезала воображаемую верёвку воображаемыми ножницами. И всё! Вот эта тяжесть в груди полетела, мне даже в момент её отрыва от моего тела было больно. Никакого Данилина А.Г я тогда, примерно в 97-м году, и близко не знала, равно как и ничего ТАКОГО вообще. Потом я уснула легко, а проснувшись поняла: ОТПУСТИЛА. А ещё, благодаря тому, что ВЫ сподвигли меня к этому воспоминанию, я поняла, как придумалось мне одно моё упражнение, уже сейчас, два года назад, которое я описывала в другой теме. Представляю боль в теле верёвкой и вытягиваю её, а потом - сжигаю. Нет, исключительно полезная штука - общение. СПАСИБО ВАМ, дорогие девочки и не менее дорогие, но малочисленные мужчины. :ro_za: :ro_za: :ro_za: :son-ce: :son-ce: :son-ce: :uch_tiv:

_________________
Ушла в себя...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 14:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2010, 14:41
Сообщения: 368
Откуда: Нижний Новгород
navi)) снова - к бренной конкретике?)
не только литература, вся культура человеческая целиком посвящена этой идее)

_________________
Коктейль "Горячий ирландский идиот"


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 15:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Spicanew писал(а):
navi)) снова - к бренной конкретике?)
не только литература, вся культура человеческая целиком посвящена этой идее)

Хоп!
И исчезла бренная конкретика...
И чем жить будем? И чем жить будут?
В мире, где только мусульманство показывает свою истовую живучесть, если не считать иудеев..

Страдания - хлеб наш насущный, иначе не вырастает человек в Человека в мире сем, а поводу другого мира, есть стойкие убеждения в его проблематичности, если не считать убеждения, что "царство Божие внутри нас"... Только вот отыскать его в себе, увы, не каждому удается, если удается...

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 15:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2010, 01:17
Сообщения: 2379
N-Kognito писал(а):
Бегущая по волнам писал(а):
...Хотя мне не понятно, что значит "отпустить"? Любимый как собачка на привязи что-ли? Он такой же человек. И волен уйти в любой момент.
Вообще, слишком общё. Ситуации могут быть разные.
Иногда ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ будет именно - отпустить.

Конечно, не собачка. Я всё же понимаю так, что отпускаем мы себя. Ту частицу себя, которая в нём, в другом.
Спасибо, Наташа.. :hea_rt:
вот всё же не перестаю этому удивляться и радоваться, что всегда подтверждается жизнью именно то, что естественное понимание НА УРОВНЕ ЧУВСТВА случается...
С уважением. Изображение

_________________
Единого Дыхания связующая нить...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 15:10 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Добрый день Доктор :bra_vo: и все :-) ,
О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЦВЕТАЕВОЙ

«...все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце —
хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги,
и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги»

Могу привести отрывки из большого исследования Ирмы Кудровой о Цветаевой – в основном, отрывки из писем, многое говорящие о её внутренней природе.

Внутреннее одиночество
Иосиф Бродский, характеризовавший жизненную позицию Цветаевой как стойкий отказ от примирения с существующим миропорядком, считал, что по этой стезе отказа «Цветаева прошла дальше всех в русской и, похоже, мировой литературе.
В её автобиографической прозе есть рассказ «Чёрт», где она описывает очень странный образ, привидевшийся ей ещё в детстве в виде серого дога. Это был образ её мироощущения. Она была влюблена в этот образ и обращалась к нему: «Ведь если я о тебе сейчас пишу он, то ведь это потому что я о тебе пишу, не тебе! В этом вся ложь любовного рассказа. Любовь неизменно второе лицо, растворяющее - даже первое. Он есть объективизация любимого, то, чего нет. Ибо никакого он мы никогда не любим и не любили бы; только ты, - восклицательный вздох! И - внезапное прозрение - по-настоящему, до дна души исповедоваться - во всем тебе во мне (для ясности: во всем «грехе» твоего присутствия во мне) - во всей мне - я бы могла - только тебе! ...Не тьма - зло, а тьма - ночь. Тьма - все. Тьма - тьма. В том-то и дело, что я ни в чем не раскаиваюсь. Что это - моя родная тьма!». И главная черта этого чёрта – одиночество. «Если ты, по Писанию, и «отец лжи», то меня ты научил - правде сущности и прямоте спины. Ты обогатил мое детство на всю тайну, на все испытание верности, и, больше, на весь тот мир, ибо без тебя бы я не знала, что он - есть. Тебе, кроме столького, я еще обязана бесстрашием своего подхода к собакам (да, да, и к самым кровокипящим догам!) и к людям, ибо после тебя - каких еще собак и людей бояться?
Это ты разбивал каждую мою счастливую любовь, разъедая ее оценкой и добивая гордыней, ибо ты решил меня поэтом, а не любимой женщиной. Это ты оберег меня от всякой общности - вплоть до газетного сотрудничества, - нацепив мне, как злой сторож Давиду Копперфильду, на спину ярлык: «Берегитесь! Кусается!» И не ты ли, моей ранней любовью к тебе, внушил мне любовь ко всем побежденным - последних монархий, последних конских извозчиков, последних лирических поэтов. Ты - автор моего жизненного девиза и могильной надписи: Ne daigne! («Не снисхожу!» – фр.)чего? Всего: ничего не daigne.
Тебе я обязана зачарованным, всюду со мной передвигающимся, из-под ног рождающимся, обнимающим меня как руками, но как дыханием растяжимым, всё вмещающим и всех исключающим кругом своего одиночества.
И если ты когда-то в виде серой собачьей няни снизошел до меня, маленькой девочки, то только затем, чтобы она потом всю жизнь сумела одна: без нянь и без Вань. Грозный дог моего детства - Мышатый! Ты один, у тебя нет церквей, тебе не служат вкупе. Твоим именем не освящают ни плотского, ни корыстного союза. Твое изображение не висит в залах суда. Ты в присутственных местах - не присутствуешь. Ни в церквах, ни в судах, ни в школах, ни в казармах, ни в тюрьмах, - там, где право - тебя нет, там, где много - тебя нет. Нет тебя и на пресловутых «черных мессах», этих привилегированных массовках, где люди совершают глупости - любить тебя вкупе, тебя, которого первая и последняя честь - одиночество. Если искать тебя, то только по одиночным камерам Бунта и чердакам Лирической Поэзии».
«Одной вещи мне Чёрт никогда не отдал – меня».

Влюбчивость
В ее биографии поражает чуть ли не непрерывная череда влюбленностей, и не только в молодые годы, но и в возрасте, что называется, почтенном. Банальная странность, можно было бы сказать — если бы речь шла о мужчине, — и все выглядит иначе, если мы говорим о женщине. Традиционная мораль неодобрительно сдвигает брови, и успехи эмансипации ни на йоту не смягчают ее оценок. Можно, правда, напоминать об особенностях «творческих» женщин вроде Жорж Санд, например, однако сколько-нибудь серьезно это делу не помогает. Изученность биографии Цветаевой уже сегодня позволила бы составить нечто похожее на её «донжуанский список».
Из цветаевской прозы — «Дом у Старого Пимена»: «Когда я все дальше и дальше заношу голову в прошлое, стараясь установить, уловить, кого я первого, самого первого в самом первом детстве, до-детстве, любила, — отчаиваюсь, ибо у самого первого (зеленой актрисы из «Виндзорских проказниц») оказывается еще более первый (...), а у этого самого — еще более самый (...) и т.д. и т.д.(...), когда оказывается, по слову поэта:

Я заглянул во столько глаз,
Что позабыл я навсегда,
Когда любил я в первый раз
И не любил — когда? —
а я сама — в неучтимом положении любившего отродясь, и до-родясь: сразу начавшего со второго, а может быть, с сотого...».
Из письма Сергея Эфрона Максимилиану Волошину: «М. — человек страстей. Отдаваться с головой своему урагану стало для нее необходимостью, воздухом ее жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая — все обращается в пламя. Дрова похуже — скорее сгорают, получше — дольше. (...) Мой недельный отъезд послужил внешней причиной для начала нового урагана. Узнал я случайно. (...) Нужно было каким-то образом покончить с совместной жизнью, напитанной ложью, неумелой конспирацией и пр. и пр. ядами(...) О моем решении разъехаться я и сообщил М. Две недели она была в безумии. Рвалась от одного к другому (на это время она переехала к знакомым). Не спала ночей, похудела, впервые я видел ее в таком отчаянии. И наконец объявила мне, что уйти от меня не может, ибо сознание, что я нахожусь в одиночестве, не даст ей ни минуты не только счастья, но просто покоя.
М. рвется к смерти. Земля давно ушла из-под ее ног. Она об этом говорит непрерывно. Да если бы и не говорила, для меня это было бы очевидным...»
«Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила — которые меня любили — или не любили». Это признание записано в январе 1940 года сорокасемилетней Цветаевой.
Молодая цветаевская поэзия щедро и виртуозно, на все голоса, славит земную любовь. В эти годы она не просто славит любовь — в ее поэзии упоенно восславлено именно многолюбие.

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я — серебрюсь и сверкаю.
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я бренная пена морская...
И если декларируется в молодых цветаевских стихах верность, то это особая верность — собственному сердцу:
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны — то есть
Как сами себе верны.
Даже в тяжкие для нее годы — первые годы революции — она напишет немало бесшабашно-веселых стихов в духе Омара Хайяма:
Шампанское вероломно,
А все ж наливай и пей!
Без розовых без цепей
Наспишься в могиле черной.

Ты мне не жених, не муж,
Моя голова в тумане.
А вечно одну и ту ж
Пусть любит герой в романе!
В «Повести о Сонечке» Сонечка — почти что аltеr еgо автора. Главное качество Сонечки - это больше всего другого — неуемная жажда любви. «Как я люблю — любить!» — повторяет Сонечка не однажды. Замечателен в «Повести» рассказ о Сонечке-гимназистке, которая всем предметам предпочитала географию. Потому что на этом уроке особенно легко было вообразить, как много на свете городов и островов, — и «на каждой точке этого земного шара (...) тысячи, тысячи тех, кого я могла бы любить. (...) Благословляю того, кто изобрел глобус (...) — за то, что могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар — со всеми моими любимыми!»
«Сонечкино любить было — быть, (...) сбыться». «Быть» в цветаевском лексиконе — важное слово, означающее полноту самоосуществления личности.
Отрывок из письма Цветаевой к Ариадне Черновой: «Всякая жизнь в пространстве — самом просторном! — и во времени — самом свободном! — тесна. Вы не можете, будь у вас на руках хоть все билеты на все экспрессы мира — быть зараз и в Конго, (...) и на Урале, и в Порт-Саиде. Вы должны жить одну жизнь, скорей всего — Вами не выбранную, случайную. И любить сразу, имея на это все права и все внутренние возможности, Лорда Байрона, Генриха Гейне и Лермонтова, встреченных в жизни (предположим такое чудо!), Вы не можете. В жизни, Аденька, ни-че-го нельзя — nichts — riеn. Поэтому — искусство(...) Из этого — искусство, моя жизнь, как я ее хочу, не беззаконная, но подчиненная высшим законам, жизнь на земле, как ее мыслят верующие — на небе...».

Ненужность взаимной любви
Была у Цветаевой еще одна странность, особенно неожиданная в женщине. В самые разные периоды своей жизни Цветаева говорит о ненужности для нее взаимной любви, а также о нежелании совместной жизни с человеком, которого она любит.
«Мне пару найти трудно — не потому, что я пишу стихи, а потому, что я задумана без пары, состояние парой для меня противоестественно: кто-то здесь лишний, чаще — я...» Все дело, продолжает Цветаева, «в несвойственности для меня взаимной любви, которую я всегда чувствовала тупиком: точно двое друг в друга уперлись — и все стоит».
Она убежденно говорила о трагической невозможности «из любви устроить жизнь, из вечности — дробление суток». Однако не расходятся ли эти признания с жизненной практикой самой Цветаевой, ведь она прожила в замужестве всю свою жизнь? Нет, не расходятся. Может быть, даже подкрепляются, хотя Сергей Эфрон с первых же дней их совместной жизни добровольно принял лидерство жены в семье и проявлял чудеса терпения и выдержки почти все годы их совместной жизни.

Но тесна вдвоем
Даже радость утр...
Оттолкнувшись лбом
И подавшись внутрь,

Над источником —
Слушай — слушай, Адам,
Что проточные
Жилы рек — берегам:

Ты и путь и цель,
Ты и след и дом.
Никаких земель
Не открыть вдвоем.
..................................

«Человек задуман один, — это повторит она снова и снова. — Где двое — там ложь». Со всей откровенностью она напишет об этом Пастернаку в 1923 году: «Как жить с душой — в квартире? В лесу может быть — да. В вагоне может быть — да...»
Соединение судьбы с Эфроном, что произошло в 1911 году, уже к середине 20-х годов Марине представлялось ошибкой. Прочтем ее запись в сокровенной тетради: «Личная моя жизнь, т.е. жизнь моя в жизни (т.е. в днях и местах) не удалась... Думаю, 13-летний опыт (ибо не удалась сразу) достаточен. Причин несколько. Главная, что я — я. Вторая: ранняя встреча с человеком из прекрасных — прекраснейшим, долженствовавшая быть дружбой, а осуществившаяся в браке».

Любовь на расстоянии
И на что же горячее всего откликается муза Цветаевой? Тут царят безраздельно две ипостаси любви: ее зарождение — и боль разлуки. Что до осуществления — разве что мрачная строка: «середина любви — пуста».
Но сильно выражено в цветаевских текстах желание встречи с любимым. Но странным образом тут же отчетливо ощутима неизменно сопутствующая желанию опаска. Едва встреча приобретает более или менее реальные очертания, Цветаева от нее явственно уклоняется. Причины оттяжки высказываются самые разные, и как раз это-то и выдает одну, главную: страх. Чего же? Того, что встреча будет не та, о которой мечталось. Помешает быт — обстановка — или чужие люди, соглядатаи. Тогда она уже не сможет быть собой: свободной, на себя похожей, такой, какова она в письмах. И вся высота отношений тут же рухнет. «Я не люблю встреч в жизни — сшибаются лбами. Две глухие стены. (...) Так не проникнешь. Встреча должна быть аркой, еще лучше — радугой, где под каждым концом — клад...» «Чем дальше основы арки, тем выше арка. Для нужной нам высоты нам нужно отойти очень очень очень далеко...» А рядом с этим создаются стихи, исполненные тоской разминовения и горчайшей горечью разлуки!
Блаженны длинноты,
Широты забвений и зон.
Пространством как нотой
В тебя ударяясь, как стон

В тебе удлиняясь,
Как эхо в гранитную грудь
В тебя ударяясь:
Не видь и не слышь и не будь
В повседневной жизни она ходит на рынок, учит с сыном уроки, штопает чулки и бывает в гостях, но все это в той внешней реальности, которая — при всей ее осязаемости и очевидности — гораздо менее значима для нее, чем другая — внутри, непрестанно движущаяся по совсем иным рельсам.
Пастернаку: «Вы у меня в жизни не умещаетесь, очевидно(...) Вы в ней не(...) живете. Вас нужно искать, следить где-то еще(...) Вы точно вместо себя посылаете в жизнь свою тень, давая ей все полномочия».

Истинная любовь
Изредка она высказывается о том, как представляет себе истинную любовь. Цветаевское понятие «быть» весьма отличается от просто «жить», ибо означает следование человека его глубинным потенциям, без оглядки на мнение и оценки других людей. Быть собой, всей собой, как пишет Цветаева неоднократно, пусть даже остаться непонятой в желаниях, реакциях и поступках; быть непонятой, но не осуждаемой любящим человеком — вот идеал отношений.
«Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил, так хочу ему помочь, «пожалеть», что он пугается — или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит и что расстроится его семейная жизнь. Этого не говорят, но мне всегда хочется сказать, крикнуть: Господи Боже мой! Да я ничего от Вас не хочу. Вы можете уйти и вновь прийти, уйти и никогда не вернуться — мне все равно, я сильна, мне ничего не нужно, кроме своей души!».
Я серафим твой, радость на время...
Да не смутит тебя сей — Бог весть —
Вздох, всполохнувший одежды ровность.
Может ли на устах любовниц
Песня такая цвесть?..
«Не любовницей — любимицей» — вот кем она всегда хотела стать для тех, кто ей был дорог.
«Не ревновать и не клясть!» — таков был ее идеал.
И она умела «перебарывать» в себе не слишком высокие чувства. В стихотворении, обращенном к юному Мандельштаму:
...Когда и как и кем и много ли
Твои целованы уста —
Не спрашиваю. Дух мой алчущий
Переборол сию мечту.
В тебе божественного мальчика
Десятилетнего я чту...

В переписке Цветаевой с Рильке: «Моя любовь к тебе раздробилась на дни и письма, часы и строки. (...) Ты живешь, я хочу тебя видеть. Перевод из Всегда в Теперь. Отсюда — терзание, счет дней, обесцененность каждого часа, час — всего лишь ступень — к письму. Быть в другом или иметь другого (или хотеть иметь, вообще — хотеть, едино!). Я это заметила и смолкла. Теперь это прошло. С желаниями я справляюсь быстро(...) Такова любовь — во времени. Неблагодарная, сама себя уничтожающая...».

«Любите не меня, а мой мир»
«Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтет мне березу(...) Неужели вы не понимаете, что небо — в тысячу раз больше меня, неужели вы думаете, что в такой день я могу думать о любви — вашей или чьей бы то ни было!».
«Что Марина — когда Москва?! «Марина» — когда Весна?! О, вы меня действительно не любите! Меня это всегда удушало, эта узость. Любите мир во мне, не меня в мире. Чтобы «Марина» — значило — мир, а не мир — «Марина». (...) Я, живая, не должна стоять между человеком и стихией. Марины нет — когда море! Если мне, через свою живую душу, удастся провести вас в Душу, через себя — во Всё, я буду счастлива. Ведь Всё — это мой дом, я сама туда иду, ведь я для себя — полустанок, я сама из себя рвусь!».
«Не выношу, когда человек наполнен мною... Хочу моим, своим, а не мною. Ведь я себя лично не люблю, люблю свое. Совпадение в своем — вот. А ведь иначе — одиночество, не-встреча, разминовение. Двое сходятся в третьем — да. Но двоим никогда не встретиться в одном из двух или друг в друге. (...)»
В представлениях Цветаевой мы встречаемся с четким разграничением «вещественного» — и «существенного», «насущного», что можно считать самой значимой из оценочных координат «ее мира». К «суете», уводящей от существенного, она относит еще и деньги, войны, новости, смену правительств, спорт, идеи, открытия, моду, «общественную жизнь», деловую жизнь, «мужскую жизнь», зрелища, литературные течения, футбол, конгрессы — и даже лекции Бердяева!
Есть, правда, в ее рассуждениях важная оговорка: все перечисленное «уводит» от суеты, если оно не получило преображения в мире души — «ибо тогда: вода — не вода — и земля — не земля»
В сущности, ее мир — это мир Вечного во временном.

Противоречия
Ее собственное сердце — как и каждое — полно противоречий: «Я всю жизнь завидовала: когда-то простым «jeunes filles» (Молодые девушки (фр.).) — с женихами, слезами, придаными и т.д., потом — простым «jeunes femmes» (Молодые женщины (фр.).) — с простыми романами или даже без всяких. (...) Больше скажу — в любви — чего я над собой не делала — чтобы меня любили — как любую — то есть: бессмысленно и безумно — и — было ли хоть раз? Нет. Ни часу».

Физическая любовь
В ее собственной мифологии Психея прежде всего — душа, бесплотность, а Ева — воплощенная плоть. И они всегда во вражде. Цветаева пишет Пастернаку о «ненасытной исконной ненависти Психеи к Еве, от которой во мне нет ничего. А от Психеи — всё...».
В поэтических заготовках есть строка: «любовную любовь отбываю как повинность».
«Обделил меня Господь / Плотским пламенем», читаем в одном из стихотворений. Героиня Цветаевой с «пуховых горбин» всегда рвется «в синь горнюю» и легко отказывается от близости с любимым:
С другими — в розовые груды
Грудей. А я тебе пребуду
Сокровищницей подобий...
Личная дневниковая запись: «Единственная женщина, которой я завидую — Богородица: не за то, что такого родила: за то, что ТАК зачала».
«Пол в жизни людей — ката_строфа. Во мне он начался очень рано, не полом пришел, — облаком. И вот постепенно, на протяжении лет, облако рассеялось: пол распылился. Гроза не состоялась, пол просто миновал. (Пронесло!) Облаком пришел и прошел».
Ураган страстей вовсе не был для Цветаевой всегда бесплотен. Уступка любимому оказывалась тем легче, что речь шла тут о чуть ли не третьестепенном, чему она сама не придавала значения, о чем говорила: «С наслаждением сброшу, когда умру».
У неё логика чувств, а не рассудка: «В любви меня нету, есть исступленное, невменяемое, страдающее существо, душа без тела».
Лейтмотив ее признаний на протяжении долгих лет — главенство души в любовном чувстве. Но тогда же, почти без пауз, получает поэтическое воплощение и обратное:
Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст,
Утолить нашу душу!) Нельзя, припадя к устам,
Не припасть и к Психее, порхающей гостье душ.
Утоли мою душу! — итак, утоли уста.
Ее жаркие гимны любви платонической тем больше говорят нам об этом, что их автор знал и о правде обратного
В судьбе Цветаевой были периоды счастливой земной любви. Тогда она пыталась достичь того, что сама считала идеальным: «душе обрести плоть, слиться с ней вoедино, перестать разъединять». Одна из самых значительных таких попыток — «быть как все» — относится к периоду ее любви к герою «Поэмы Горы» Константину Родзевичу. То была любовь жаркая, взаимная, хоть и недолгая. И спустя много лет Цветаева вспоминала о ней как о самой сильной страсти, пережитой ею в жизни. А в самый разгар любви она признавалась возлюбленному: «Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила единство неба и земли. (...) Я не умела с живыми! Отсюда сознание: не женщина — дух! (...) Вы, отдавая полную дань иному во мне, сказали: «Ты еще живешь! Так нельзя». В эти же дни, в другом письме она пишет: «Может быть — этот текущий час и сделает надо мной чудо — дай Бог! — м.б. я действительно сделаюсь человеком, довоплощусь...».
Но почти одновременно она делает признание другому адресату — и там внятно выражена жалоба: любовь пробуждает в ней силы хаоса, а это мешает творчеству!.. «Творчество и любовность несовместимы. Живешь или там или здесь. Я слишком вовлекаюсь...». Мечта «довоплотиться» — и страх хаоса. Ей кажется, что слишком земная любовь оказывается «игралищем каких-то слепых демонов». И это ей уже не в радость.
Не тут ли кроется разгадка пронзительной высоты и страстной напряженности цветаевской лирики? Ибо как раз между этими полюсами и возникает ее ослепительно яркая вольтова дуга: между трезвым пониманием существующего от века миропорядка — и сердцем, жаждущим, невзирая ни на что, счастья...

Мужская и женская душа
Иногда — уже в 1930-е годы — она задавала самой себе горький вопрос: почему ее «любили так мало, так вяло». В 1930-е годы ответ на вопрос, почему любили так мало, уже известен ей — и лучше, чем кому-либо другому: «Боялись моего острого языка, «мужского ума», моей правды, моего имени, моей силы и, кажется, больше всего — моего бесстрашия; наконец, самое простое: я им просто не нравилась. «Как женщина». Т.е. мало нравилась, п.ч. этой женщины было — мало. А если нравилась, то бесконечно-меньше первой встречной. И — правы. Мужчины ищут «страсти», т.е. сильного темперамента (душевные страсти им не нужны, иначе нужна была бы я) — или красоты — или кокетства — или той самой теплоты или (для жены) — «чистоты». (...) Не той страсти, не той красоты, не той игры, не той чистоты, во мне имеющихся. Есть все, но мое, единоличное, в моей транскрипции и — потому — неузнаваемое». Еще и еще признания: «...потому что я не мужчин любила, а души».
Збигнев Мациевски говорил в своей работе о врожденном «эмоциональном гигантизме» Цветаевой. «Душа, не знающая меры» — так сама носительница этого «гигантизма» определяла свою природу. И до сиx пор ее «чрезмерности» продолжают раздражать людей, считающих себя носителями единственно «нормальных» реакций. Александра Кушнера выводят из равновесия у Цветаевой «взвинченные чувства» и «голая страсть»; Юрий Кублановский пишет о цветаевском «горячечном романтизме» и о «неумеренной, коробящeй экзальтации»; Олеся Николаева находит в цветаевских стихах аффектацию и женскую истеричность. Все бы ничего, но — раздражение, категоричность, враждебность! Что-то здесь превышает чисто литературные вкусы...
В психофизике Цветаевой сочетались мужские и женские черты, причем те и другие были достаточно сильно выражены. Духовное начало Цветаевой не считало себя женщиной и находилось в противоречии с ее телесной оболочкой. Ее психофизика была андрогинной, то есть наделенной ослабленным чувством половой принадлежности. Андрогинами были многие гениальные люди, зачастую и сами не знавшие об этом.
Натуре Цветаевой всегда был близок идеал и тип амазонки, являвшейся не вполне женщиной как в биологическом, так и в социальном смысле.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 15:30 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
N-Kognito писал(а):
Я всё же понимаю так, что отпускаем мы себя. Ту частицу себя, которая в нём, в другом.

Я это вот по-другому понимаю.
Я отпускаю не частицу себя в нем. А отпускаю (выпускаю) его из своей души. То есть это противоположное действие. И остается воспоминание, мысль о нем. Но не душевная или сердечная боль. Его уже в душе, в сердце нет в настоящем. А есть только в прошлом.
Вот когда это происходит, только тогда по моему пониманию - отпускаешь насовсем. А пока есть частица его в твоей душе, всё ещё будет болеть.
Есть такие строчки
..."Тебе не забыть обо мне,
я сниться умею во сне,
и хоть ты уже не со мной
ты мой, мой, мой, мой..."

Хотя эти строчки можно двояко толковать :smu:sche_nie:
Наверное, все мы разные и по-разному у всех всё бывает.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 15:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 19:00
Сообщения: 602
Откуда: Новомосковск
Бегущая по волнам писал(а):

Наверное, все мы разные и по-разному у всех всё бывает.

Да, именно тем, что мы разнве мы и интересны, друг другу. Мы с вами, явно описываем разные процессы, у меня по-другому, но мне, почему-то кажется, что я понимаю то, о чём говорите вы. :ro_za: :ro_za: :ro_za:

_________________
Ушла в себя...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 16:01 
Бегущая по волнам писал(а):
N-Kognito писал(а):
Я всё же понимаю так, что отпускаем мы себя. Ту частицу себя, которая в нём, в другом.

Я это вот по-другому понимаю.
Я отпускаю не частицу себя в нем. А отпускаю (выпускаю) его из своей души. То есть это противоположное действие. И остается воспоминание, мысль о нем. Но не душевная или сердечная боль. Его уже в душе, в сердце нет в настоящем. А есть только в прошлом.
Вот когда это происходит, только тогда по моему пониманию - отпускаешь насовсем. А пока есть частица его в твоей душе, всё ещё будет болеть.

Да. Все так. :ro_za:


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 16:13 
Бегущая по волнам писал(а):
Земная писал(а):
Бегущая по волнам, я думаю, здесь как раз и проходит водораздел: к кому любовь больше - к мужчине (и тогда его свобода уважается) или к себе (и тогда мужчина привязывается)Поэтому я и предположила, что мужчины от жёсткого посягательства на их свободу могли сбегать от Цветаевой.. Так мне она прочитывалась..
А Вы -то как состыкуете в себе эти 2 убеждения? Почему Вы считаете, что отпускать надо и одновременно сомневаетесь, что одно это обстоятельство уже могло быть причиной разрыва Цветаевой с мужчинами?

Просто наблюдая окружающую жизнь, я часто вижу, что те женщины, которые "не отпускают" мужчину сразу, а, напротив, борются за своего мужчину с другой (если можно такие слова употребить), очень часто выигрывают (опять же, если такое слово можно употребить). Муж остается с ними немного погуляв, или любовник женится , уйдя из семьи. Но для такой "борьбы" нужен какой-то особый женский талант. Я такого таланта не имею, да и гордость как-то льет воду на другую мельницу... так что ничего более определенного сказать не могу.

Вот я, по своему жизненному опыту, такого сказать не могу. Вопрос. С кем бороться? С другой женщиной или с чувствами мужчины к ней? Тут очень много всяких факторов. Одни и те же действия могут иметь ровно противоположный эффект. Главное, как мне кажется, те отношения, которые вы стараетесь вернуть. Что это? Вы помогаете человеку исправить чудовищную ошибку или рушите его счастье и разбиваете сложившиеся отношения.
То есть в любом случае решает мужчина. Если он говорит...прости..я ошибся....но я хочу быть с тобой. Это один вопрос. А если он говорит...а что ты мне можешь такое показать, что не умеет Фрося...то уже совершенно другой. Если мужчина готов растоптать наши отношения...то эти отношения никак не любовь. За что тут бороться? :du_ma_et:
..........................................................................................................................................................................................................................
По поводу таланта унижаться... Я НИКОГДА не прощу этого мужчине. Мужчин много...а я одна. Пусть страдает без меня... Так ему и надо! :ro_za:


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 16:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 19:00
Сообщения: 602
Откуда: Новомосковск
Вы, знаете, я думаю, что если и говорить о борьбе, то исключительно ЗА отношения, которыми дорожат ДВОЕ. Ошибки делают все, и все же на них учатся. Это, наверное, единственное учебное пособие по отношениям. А борьба это обычно с собственной гордыней. (В моём случае было именно так). Только я это поздно поняла. Но, всё равно ни о чём не жалею. Всё, как говорится, ко благу содействует.

_________________
Ушла в себя...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 16:39 
Скажу вам по секрету...я очень терпеливый человек. И многое могу простить. Но не ВСЕ. :ro_za:
Хотя...могу простить и это...но человека буду воспринимать уже иначе. Его рейтинг в моих глазах упадет... а так...прощу. Как нищему копеечку...Бери! Прощаю! Будь счастлив! Вряд ли мы увидимся еще... Как то так. :a_g_a:


Последний раз редактировалось Helga 13 окт 2010, 16:46, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 16:43 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Helga писал(а):
Бегущая по волнам писал(а):
Земная писал(а):
Бегущая по волнам, я думаю, здесь как раз и проходит водораздел: к кому любовь больше - к мужчине (и тогда его свобода уважается) или к себе (и тогда мужчина привязывается)Поэтому я и предположила, что мужчины от жёсткого посягательства на их свободу могли сбегать от Цветаевой.. Так мне она прочитывалась..
А Вы -то как состыкуете в себе эти 2 убеждения? Почему Вы считаете, что отпускать надо и одновременно сомневаетесь, что одно это обстоятельство уже могло быть причиной разрыва Цветаевой с мужчинами?

Просто наблюдая окружающую жизнь, я часто вижу, что те женщины, которые "не отпускают" мужчину сразу, а, напротив, борются за своего мужчину с другой (если можно такие слова употребить), очень часто выигрывают (опять же, если такое слово можно употребить). Муж остается с ними немного погуляв, или любовник женится , уйдя из семьи. Но для такой "борьбы" нужен какой-то особый женский талант. Я такого таланта не имею, да и гордость как-то льет воду на другую мельницу... так что ничего более определенного сказать не могу.

Вот я, по своему жизненному опыту, такого сказать не могу. Вопрос. С кем бороться? С другой женщиной или с чувствами мужчины к ней? Тут очень много всяких факторов. Одни и те же действия могут иметь ровно противоположный эффект. Главное, как мне кажется, те отношения, которые вы стараетесь вернуть. Что это? Вы помогаете человеку исправить чудовищную ошибку или рушите его счастье и разбиваете сложившиеся отношения.
То есть в любом случае решает мужчина. Если он говорит...прости..я ошибся....но я хочу быть с тобой. Это один вопрос. А если он говорит...а что ты мне можешь такое показать, что не умеет Фрося...то уже совершенно другой. Если мужчина готов растоптать наши отношения...то эти отношения никак не любовь. За что тут бороться? :du_ma_et:
..........................................................................................................................................................................................................................
По поводу таланта унижаться... Я НИКОГДА не прощу этого мужчине. Мужчин много...а я одна. Пусть страдает без меня... Так ему и надо! :ro_za:

Хельга, это не талант унижаться, это что-то другое. посклольку я этим искусством не владею (в силу своей некой прямолинейности или прямоты :ps_ih: )), то не могу о "технике" ничего сказать. Вот я бы, например, никогда не смогла так, как вы вести себя с вашей свекровью (я вами восхищаюсь). И здесь нечто схожее. Некие манипуляции на двух уровнях или трех ... Это не прямое унижение... К тому же часто бывает, что ушедши к другой женщине, мужчина начинает жалеть о прежней жене...
Раньше,у нас в коллективе мы часто на разные такие психологические темы разговаривали. Причем при наличии разных возрастов, мы могли почерпнуть многое у старших товарищей.
Ведь же бывает увлеченность, влюбленность, любовь , это же все по-разному проявляется. Я была (вернее и есть) свидетель такой ситуации. Мужчина прожив в браке много лет полюбил другую женщину. Причем действительно - полюбил и серьезно. Жене сказал, если хочешь, чтобы я остался в семье - терпи. В общем она терпела. И длилось это долго, год или больше уже не помню (давно было). Но в результате, он остался в семье и сохранил теплые отношения с той женщиной. Тут тоже, наверное, каждый решает для себя. Если любишь мужа (или ещё какие-то причины), то, наверное, можно и такое вытерпеть. Особенно, если с открытым забралом. Но для других, может быть лучше - и не знать...

Да, ещё насчет гордыни, гордости... бывают случаи, когда и гордыня не в силах повлиять на собственные чувства. И унижаться будешь... , понимая, что унижаешься. Но вот ведь - гордость всё равно своё возьмет - позже, когда страсти улягутся....
Читала, что мужчины, которыми женщины помыкают вначале, часто потом с годами всё это отыгрывают обратно. Такой пример у меня с моей родственницей. Была совершенная красавица. Вышла замуж очень рано. Муж надо сказать тоже красавец, очень её ревновал и очень любил.. Я у них была на свадьбе, мне тогда было семь лет. И поскольку я с детства чувствовала все эти любовные перепития, то увидела, что уже на свадьбе он её жутко ревновал. Короче, лет "надцать" она крутила им как хотела. А потом все кончилось. И в результате он от неё ушел. При чем она до сих пор очень красива. А вот не сложилось... Это я к тому, что всё очень сложно. И по-разному бывает.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Последний раз редактировалось Бегущая по волнам 13 окт 2010, 16:59, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 16:49 
Не поняла. Другая женщина где в это время была? С ними жила?
...............................................................................................
По поводу моей свекрови. Все было еще хуже. Там был еще свекр и золовка. Золовка ...одинокая неработающая женщина с 2 детьми. Обозленная на мир. Свекр...очень поддавался влиянию жены и дочки. Да! Еще была 97 летняя бабушка мужа. Которая уже ничего не понимала. Так что...не дай вам бог.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2010, 17:01 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Helga писал(а):
Не поняла. Другая женщина где в это время была? С ними жила?

Нет, конечно! Она вместе с ним работала. Так что все на глазах коллектива разворачивалось...

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 288 ]  Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 20  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 60


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.113s | 18 Queries | GZIP : On ]