Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=529 |
Страница 4 из 20 |
Автор: | Селена [ 12 окт 2010, 18:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Мне кажется еще, что каждая женщина, если разговор идет именно о женщине, а не о женской составляющей всех человеческих душ,… каждая женщина в поэзии Цветаевой, через поэзию Цветаевой найдет себя или проявит. Или найдет подтверждение своему, или откликнется на что-то подлинно женское в своей душе через стихи Марины Ивановны. Цветаева просто многогранно и бесконечно женственна. Жена в Вечности, не на бумаге. Этим все сказано. Все женское в ней, все до конца женское. И любовь, и страсть, и нежность, и стихия, и бунт, и скука, и отчаяние,… ну всё-всё именно женское, и подлинно женское. Просто так чувствую и ощущаю. И смелость тоже женская. Раскрыться в чувственной нежности так искренне и отчаянно безоглядно… Быть непонятой и неуслышанной, и все равно говорить, говорить, говорить о том, что есть, ничего не придумывая и ничего не скрывая. Безумная, отчаянная, женская смелость… |
Автор: | Lien [ 12 окт 2010, 19:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Бегущая по волнам писал(а): Я не обратила внимания потому, что мне в целом безразлично, что выбрал мужчина Рязанов из стихов Женщины Цветаевой, для характеристики нужного ему образа. В том смысле, что мне безразличны личные пристрастия и вкусы мужчины Рязанова.А вот то, что подлинным тобой был назван только этот определенный психотип - это вот бросилось в глаза... Может быть я неправильно тебя поняла, в этом случае, прошу меня простить. Все-таки я, наверное, правильно поняла, раз есть женщины и Женщины...: Lien писал(а): т.е."почти все потоки стихов" именно о том, о чём пишите Вы.. но"Но есть и те - в коих рукою водила Женщина Цветаева.." С уважением. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 12 окт 2010, 19:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
подтема №2 Lien писал(а): Бегущая по волнам писал(а): Я не обратила внимания потому, что мне в целом безразлично, что выбрал мужчина Рязанов из стихов Женщины Цветаевой, для характеристики нужного ему образа. В том смысле, что мне безразличны личные пристрастия и вкусы мужчины Рязанова.А вот то, что подлинным тобой был назван только этот определенный психотип - это вот бросилось в глаза... Может быть я неправильно тебя поняла, в этом случае, прошу меня простить. Все-таки я, наверное, правильно поняла, раз есть женщины и Женщины...: Lien писал(а): т.е."почти все потоки стихов" именно о том, о чём пишите Вы.. но"Но есть и те - в коих рукою водила Женщина Цветаева.." С уважением. Да, я тоже пожалела, что начала этот разговор. КАЖДОМУ - СВОЕ. (Мое личное мнение - мое личное мнение. И никакого особого значения не имеет то, ЧТО именно я увидела или не увидела в конкретном посте.) И тем более от моего мнения никак не может зависеть сворачивание или разворачивание любым из форумчан тех или иных мыслей. |
Автор: | Селена [ 12 окт 2010, 19:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Хочу еще привести письмо М.Цветаевой Т.Кваниной. В нем Марина Цветаева уже прозой рассказывает о себе, а возможно о всех женщинах. Для меня оно очень пронзительное, честное и подлинное. Кваниной Т. Н. 17-ГО НОЯБРЯ 1940 Г., ВОСКРЕСЕНЬЕ. МОСКВА, ПОКРОВСКИЙ БУЛЬВАР, Д‹ОМ› 14/5, КВ‹АРТИРА› 62. Дорогая Таня, нынче, проснувшись, я мысленно сказала Вам: — Если бы Вы жили рядом — если бы мы жили рядом — я была бы наполовину счастливее. Правда. Вчера, до Вас, у меня была одна женщина, которую я видела раз — час — в 1918 г. — ее ко мне привел Бальмонт, это была начинающая поэтесса, и она писала стихи про морковь (честное слово!) — и сама была румяная как морковь, — я даже удивилась. И вот, в прошлом году, в Голицыне, 21 год спустя, я получаю от нее письмо — со стихами (хорошие стихи, уже не про морковь, — начинались так: — Душа водопадная! Тобой я верю в страну...) — и потом еще несколько писем, и вчера мы, наконец, с ней свиделись, и — Я совсем не знала, кого я увижу, я так хотела — любить! и — я просидела с ней три часа, мы говорили с ней о бывших друзьях и временах, мы (как будто) — люди одного мира, она умная, мне очень преданная, пишет стихи, и — Таня! я ничего не почувствовала, ни малейшего волнения, ни притяжения, и у меня был ледяной, разумный, даже резонный, голос (Таня, в эту минуту Вам за нее больно. Нет, пусть Вам будет больно за меня, потому что она-то все равно — счастливая, потому что она меня любит, а дело в том, всё дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце — хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги). Таня, у меня с той вчерашней гостьей общие корни, и мы одного возраста, и она тоже пишет стихи и — Таня, я к ней ничего не почувствовала, а к Вам — с первого раза — все. Но об этом у нас разговор еще впереди. А может быть, его никогда не будет — не удастся — не задастся — быть. Если бы у меня с Вами был какой-нибудь долгий час — на воле, в большом пустом саду (были у меня такие сады!) — этот разговор бы был — невольно, неизбежно, силой вещей, силой всех деревьев сада, — а тaк — в четырех стенах — на каких-то этажах (Таня! я Вас еще нежно люблю за то, что Вы боитесь лифта, это было мне вчера — как подарок, как дар в руки). Здесь на такое нет ни времени, ни места. ...Да, еще одно. У меня есть одна приятельница. Ее зовут Наталья, а я всегда о ней говорю — Таня, и Мур злится: «Она не Таня!», а я каждый раз поясняю: «Да, Таня не она, она не Таня, была у меня Таня — да прошла». Таня! Не бойтесь меня. Не думайте, что я умная, не знаю что еще, и т. д., и т. д., и т. д. (подставьте все свои страхи). Вы мне можете дать — бесконечно — много, ибо дать мне может только тот, от кого у меня бьется сердце. Это мое бьющееся сердце он мне и дает. Я, когда не люблю — не я. Я так давно — не я. С Вами я — я. До свидания. Знайте и помните одно, что всегда, в любую минуту жизни и суток — бодрствую я или сплю, перевожу Франко или стираю (например, как сегодня: в ведре — сельдерей). Вы, Ваш голос мне — радость. Этого я, кажется, здесь не могу сказать никому. _______ — ...«Если я Вам понадоблюсь»... — «Да, Вы мне можете очень понадобиться», — сказала я, почти с иронией (не над собой, не над Вами, над самим недоразумением жизни) — до того Ваше «понадоблюсь» расходилось с моей в Вас — нaдобой... Моя нaдоба от человека, Таня, — любовь. Моя любовь в, если уж будет такое чудо, его любовь, но это — как чудо, в чудном, чудесном порядке чуда. Моя нaдоба от другого, — Таня, — его надоба во мне, моя нужность (и, если можно, необходимости — ему, поймите меня раз навсегда и всю — моя возможность любить в мою меру, т. е. без меры. — Вы мне нужны как хлеб — лучшего слова от человека я не мыслю. Нет, мыслю: как воздух. Но есть этому (всегда, во всех случаях, но особенно — в нашем) — помеха: время и место. И, как волной отнесенная к началу письма, к первым сонным словам моего пробуждения: «Если бы мы жили рядом». Taк просто рядом, как я сейчас живу рядом — с этой чужой парой, которой от этого — никакого проку и для которой я — или странная писательница (все время сушит овощи, и т. д.) — или странная домашняя хозяйка (которую все время вызывают по телефону редакции)... Так просто — рядом. Присутствие за стеной. Шаг в коридоре. Иногда — стук в дверь. Сознание близости, которое и есть — близость. Одушевленный воздух дома. Вот свободных два часа. Пойдем? (Ведь, в конце концов, все равно — куда, ведь все равно, Елисейских полей (не парижских, а тех) — нет, но каждое поле ими может стать, каждый пустырь, каждое облако!) Ведь ничего необычайного вокруг не нужно, раз внутри — необычайно. Но что-то, все-таки, нужно. И это что-то — время и место. Так просто: вместе жить и жить. Радость от присутствия, Таня, страшная редкость. Мне почти со всеми — сосуще-скучно, и, если «весело» — то parce que s'y mets les frais [1], чтобы самой не сдохнуть. Но какое одиночество, когда, после такой совместности, вдруг оказываешься на улице, с звуком собственного голоса (и смеха) в ушах, не унося ни одного слова — кроме стольких собственных. Ведь чтo со мной делают? Зовут читать стихи. Не понимая, что каждая моя строка — любовь, что если бы я всю жизнь вот так стояла и читала стихи — никаких стихов бы не было. «Какие хорошие стихи!» Ах, не стихи — хорошие. Да, недавно одна такая любительница стихов, глядя мне в лицо широкими голубыми глазами, мне сказала: «Ах, почему Вы такая... равнодушная, такая — разумная... Как Вы можете писать такие стихи — и быть такой...» — Я только с Вами такая, — ответила я мысленно, — потому что я Вас не люблю. (И что-то очень резонное — вслух.) _______ Это письмо идет издалека. Оно пишется уже целый год — с какой-то прогулки — с каким-то особенным деревом (круглой — сосною?) — по которому Вы узнавали den Weg zuruck [2] — «Такое особенное дерево»... Ну вот, Таня, если у Вас хватило — Ваших больших глаз — на его особенность — может быть, хватит — и на мою. Что касается деревьев, я в полный серьез говорю Вам, что каждый раз, когда человек при мне отмечает: данный дуб — за прямость — или данный клен — за роскошь — или данную иву — за плач ее — я чувствую себя польщенной, точно меня любят и хвалят, и в молодости мой вывод был скор: «Этот человек не может не любить — меня». (Сейчас, мимо моего лба, в самом небе, пролетела стая птиц. Хорошо!..) До свидания, Таня, иначе это письмо никогда не кончится. _______ Так как оно по старой орфографии — не показывайте его чужим. Но такого письма я бы никогда не написала по новой. Вам ведь пишет — старая я: молодая я, — та, 20 лет назад, — точно этих 20-ти лет и не было! Сонечкина — я. МЦ. ______________________________________________________________________ 1. То за мой счет (фр.). 2. Дорогу назад (нем.). |
Автор: | Людмила [ 12 окт 2010, 20:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Спасибо ВСЕМ так или иначе откликнувшимся на мою давнюю статью ( скорее всего, эссе - не более того). NAVI/ Трудно ответить,почему такая разница в восприятии. Может быть, гендерная. Мужчины опасаются этой ЯДЕРНОЙ энергии чувства. Как ,впрочем, мужчины вообще бояться слова ЛЮБОВЬ. ( Поэты опять же не в счет). Рискну предположить,что не ВСЕ женщины тянутся к Цветаевой. Знаю тех, кто нА дух ее не переносит. Ее Черта, ее ВЗРЫВА, ее САМОРАЗРУШЕНИЯ , ее огня. Им ближе - Ахматова, христиански смиренная перед обстоятельствами жизни ради Судьбы. Цветаева обычно нравится девочкам - подросткам. Готовыми на ВСЕ ради ЛЮБВИ! Романтизм к лицу юности. Женское как САМОотдача. Женское как МАТЕРИНСТВО ( эта самая ГИПЕРлюбовь к сыну и ГИПЕРтребование к дочери). Беспроигрышны для женщин несколько ХИТОВ. Главный из них - "Вот опять окно..." т конечно же, "Мой милый,что тебе я сделала ?" ( "Вчера еще в глаза глядел"). Цветаева для женщин - манок,пока они более или менее СВОБОДНЫ. Потом... как-то не до Цветаевой. В лучшем случае - Вероника Тушнова. НИКОГО не хочу обидеть. У ТУШНОВОЙ - два шедевра на ВСЕ времена ! Цветаева - это да, ад... Она вздрЮчивает . На крюк,на ДЫБУ чувства. С нею не отдохнешь душой. Потому что - Поэт. Значит - трагедия. Поэт в ней выше МУЖЧИНЫ и ЖЕНЩИНЫ. Когда Поэзия стала невозможна ( ДАР ей изменил), мать в гиперопеке МУра потерпела крушение ЛЮБВИ, когда слишком вцепилась в нее жизнь, а Бог припозднился с ОТВЕТОМ,она ушла... Ее КОНЕЦ не менее силен, чем ее ПОЭЗИЯ. Но ... нда... сейчас бы я,может быть,говорила уже о чем-то ином. Но СТРАШУСЬ приближаться к этой ТЕМЕ. Это... А.Г. Данилин бесстрашный... МНЕ будет очень важно услышать передачу в среду. А строчке о ПРОКЛЯТЬЕ потому,что у ТЕБЯ есть ТЫ... это,на мой взгляд о том,что никто не может отвоевать человека от НЕГО САМОГО..."Я" (каждого в ОТДЕЛЬНОСТИ) всегда мешает МЫ ( даже если это МЫ заслужено и завоевано). МЫ - иллюзия. Я - есмь.... |
Автор: | Бегущая по волнам [ 12 окт 2010, 20:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Селена, большое-большое спасибо за эти письма М.Цветаевой. Я бы никогда их не прочитала без вас. Я её почувствовала даже гораздо лучше, чем через стихи. Ещё раз спасибо, Селена! Цитата: Да, недавно одна такая любительница стихов, глядя мне в лицо широкими голубыми глазами, мне сказала: «Ах, почему Вы такая... равнодушная, такая — разумная... Как Вы можете писать такие стихи — и быть такой...»— Я только с Вами такая, — ответила я мысленно, — потому что я Вас не люблю. (И что-то очень резонное — вслух.) |
Автор: | N-Kognito [ 12 окт 2010, 20:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Для меня и Цветаева и Ахматова ЕСТЬ. Сейчас так: на первом месте Ахматова, Гумилёв и Анненский, на втором - Цветаева, Пастернак и Блок. Очень точно было отмечено выше, что Цветаева обрисовала целый мир, подпишусь. Обрисовала, а Ахматова, в моём случае, его наполнила. И так по кругу. Они обе для меня много значат. Цветаева открыла во мне мир женщины, Ахаматова же - наполнила его. С ней у меня случай похожий на случай Бегущей по волнам с Есениным. Ахматова вывела меня из депрессии от развода. Вывела умением дать дожить это состояние до полной глубины, до дна. Но и Ахматова и Цветаева для меня две глубины, которые мне нужны. Обе. В разных ситуациях, в разных настроениях, но ОБЕ. |
Автор: | Ольга [ 12 окт 2010, 20:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Бегущая по волнам писал(а): К счастью, в КАЖДОЙ женщине много женщин, как написала Dream в другой теме.И какая грань проявится сильнее, будет зависеть от того мужчины, который рядом. [/color][/i] Бегущая,с чего вдруг такая зависимость,а если мужчины рядом не окажется тогда как? Lien,прости я тоже не совсем точно поняла конкретику предложенной тобой темы .Я люблю стихи М.Ц. в этом фильме думаю что Рязанов и Таривердиев почувствовали и оч. угадали и Брыльска, и Пугачева все было гармонично и сам образ Женщины проступал сквозь музыку..Душа. "Благославляю вас на все четыре стороны.." |
Автор: | Helga [ 12 окт 2010, 20:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Бегущая по волнам писал(а): Селена, большое-большое спасибо за эти письма М.Цветаевой. Я бы никогда их не прочитала без вас. Я её почувствовала даже гораздо лучше, чем через стихи. Ещё раз спасибо, Селена! Цитата: Да, недавно одна такая любительница стихов, глядя мне в лицо широкими голубыми глазами, мне сказала: «Ах, почему Вы такая... равнодушная, такая — разумная... Как Вы можете писать такие стихи — и быть такой...»— Я только с Вами такая, — ответила я мысленно, — потому что я Вас не люблю. (И что-то очень резонное — вслух.) Я тоже обратила внимание на эти слова. И подумала...ан нет. У меня были ситуации...когда я вроде и хочу раствориться...но не в вагоне же метро.... в самом деле... Или вокруг стоит куча народа. Он думает, что он говорит только для меня...а все замерли в предвкушении... Вот хоть сквозь землю. А зачем он ставил меня в такие ситуации..когда я заведомо не могу ему ответить... Зачем? Как думаете, Бегущая? ................................................................................................................................................................................ Про Цветаеву...люблю ли я ее стихи? Нет у меня однозначного ответа. Под настроение. Некоторые стихи. То же относится и к другим поэтам. Вообще, мне кажется, что мы опять начали изобретать вечный двигатель. То нам Триер раскрывал тайны женщины... то Цветаева. Мне совершенно не понятно. Я с Триером и Цветаевой не имела чести..откуда им знать мои тайны? Вспомнила, как меня золовка , однажды, воспитывала. Не помню за что...да и не важно. Так вот. Она кричала дурным голосом:"Ты-***! Мне твой муж все рассказал!" Посмотрела я на мужа удивленно: " Что он мог обо мне такого рассказать, чего я сама про себя не знаю?" Вот и у нас получается аналогичный разговор. Правда без мата. |
Автор: | Lien [ 12 окт 2010, 20:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Ольга писал(а): .Я люблю стихи М.Ц. в этом фильме думаю что Рязанов и Таривердиев почувствовали и оч. угадали и Брыльска, и Пугачева все было гармонично и сам образ Женщины проступал сквозь музыку..Душа."Благославляю вас на все четыре стороны.." ты почувствовала.. о чём я - эту строка и для меня "ключевая".. С уважением |
Автор: | Ольга [ 12 окт 2010, 21:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Да,мне тоже кажется все "расползлись" и растворились в словах каждый о своем утонули в бездне Женщины.. Хельга,вас слово тайна цепляет?Каждому своё..но есть ведь и общее НЕЧТО между всеми ЖЕНЩИНАМИ в душе..не согласны? Ага,Lien я так тоже думаю..ключевая строчка..открывает многое..и понимаешь опять же себя лучше.. |
Автор: | Helga [ 12 окт 2010, 21:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
А вот я что-то лучше себе понимать не начинаю.... Смотря кто и смотря кого... Лично я понимаю их так....Что я соглашусь с любым его решением. Потому, что хочу, чтобы он был счастлив. А вот с кем...это он должен решить САМ. Потому, что я совсем не понимаю, что же он хочет, если честно. |
Автор: | N-Kognito [ 12 окт 2010, 21:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Лена, мне казалось, я понимаю то, о чём, ты пишешь. Теперь, думаю, что нет. Цветаева из всех, знакомых мне по стихотворениям,женщин-поэтов, наверное более всех ЖЕНЩИНА. Ахматова пожёстче, наверное потому, что у неё иммунитет к внешним обстоятельствам выше, а Цветаева более ранимая и более сомневающаяся. Хотя, они обе абсолютно открыты и честны. Но я, наверное, какими-то не теми частями себя что-то воспринимаю. Для меня важнее другое, осознавание себя при том, что интересна жизнь, как человека смертного. Да, страсть, да, ЖИЗНЬ во всех проявления, но..."Настанет день, когда и я исчезну, с поверхности земли". Главное в живом человеке то, что он смертен и смертен внезапно, как известно. Почему бы не уважать друг друга хотя бы за то, что мы ЕСТЬ друг у друга СЕЙЧАС, СЕГОДНЯ. Мы ведь все живём так, как будто собираемся жить вечно, здесь, на земле. Как будто пишем черновой вариант, а начисто ещё перепишем, какие наши годы. В, общем, социалку я ищу, а не философию. Наверное, это неправильно. Но, так уж выходит. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 12 окт 2010, 21:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
подтема №2 Ольга писал(а): Бегущая по волнам писал(а): К счастью, в КАЖДОЙ женщине много женщин, как написала Dream в другой теме.И какая грань проявится сильнее, будет зависеть от того мужчины, который рядом. Бегущая,с чего вдруг такая зависимость,а если мужчины рядом не окажется тогда как? Это было размышление о том, что в характере женщины проявится сильнее то качество, которое больше импонирует её мужчине (конечно в известных пределах и с учетом её натуры).. А выше viewtopic.php?f=12&t=529 Я ответила на вопрос Lien, из ответа понятно. что будет. если рядом не будет мужчины: Lien писал(а): В чём случается ПРОЯВЛЕНИЕ ЕЁ - проявление в женщине ..Женщины.. ? Бегущая по волнам писал(а): [По моему мнению женщина в женщине проявлена ВСЕГДА - но внутри, а внешне - в большей или меньшей степени, в зависимости от обстоятельств..... Уверена, пол накладывает отпечаток на всё и всегда. Может быть это не всегда акцентируется, но всегда присутствует. Суть всегда, так или иначе, проявляется. В общем случае, в наибольшей степени женщина чувствует себя женщиной рядом с мужчиной, который ей не безразличен (скажем так). А при взаимной любви - это достигает максимального выражения. ИМХО. А поскольку вопрос был не конкретизирован, то ответ был общий. Что касается «ключевых» слов песни (стихотворения), то если любовь настоящая (у неё), а он любит другую, то она «благословит на все четыре стороны». Не зависимо от того - какие страсти у неё в душе приходится сМИРять, умеренные или экстремальные. Просто в одном случае будет проще, в другом сложнее. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 12 окт 2010, 21:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Марина Цветаева. Я, когда не люблю, - не я. |
Цитата: Да, недавно одна такая любительница стихов, глядя мне в лицо широкими голубыми глазами, мне сказала: «Ах, почему Вы такая... равнодушная, такая — разумная... Как Вы можете писать такие стихи — и быть такой...»— Я только с Вами такая, — ответила я мысленно, — потому что я Вас не люблю. (И что-то очень резонное — вслух.) Это цитату я понимаю безотносительно любви к мужчине. Это о любви (о душевной близости) к человеку (вне зависимости от пола). Если человека не любишь (т.е. отсутствует особое отношение), то, говоря словами Сергея Есенина "...ничто души не потревожит ничто её не бросит в дрожь..." т.е. в этом случае Марина Цветаева будет спокойной, разумной - см цитату. (мне это очень понятно). подтема №2 Helga писал(а): Я тоже обратила внимание на эти слова. И подумала...ан нет. У меня были ситуации...когда я вроде и хочу раствориться...но не в вагоне же метро....в самом деле... Или вокруг стоит куча народа. Он думает, что он говорит только для меня...а все замерли в предвкушении... Вот хоть сквозь землю. А зачем он ставил меня в такие ситуации..когда я заведомо не могу ему ответить... Зачем? Как думаете, Бегущая? Хельга, я же не знаю вашего мужчину... Предполагать можно всякие варианты... Может он боялся услышать ваше "Нет". А так сказал вам то. что хотел сказать, и оградил себя от вашего возможного отрицательного ответа. Но это только один из возможных вариантов.... |
Страница 4 из 20 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |