Н. Гусева. Мифы Древней ИндииЦитата:
Шива правит всем сущим, зная и чувствуя, что нет и не будет движения во вселенной, если утихнет в дни гибели мира и не возродится биение каждой мельчайшей частицы сущего, такой мельчайшей, которую не дано увидеть или услышать человеку. И этот великий бог, владыка и укротитель вселенского огня, предается танцу в кольце жгучих языков пламени, вызывая эти частицы к жизни, заставляя их биться непрерывно и ровно. Танцует, распустив по вселенной пряди своих волос и ударами маленького барабанчика призывая всех к движению тела и души, и в этом танце созидания он украшен гирляндами, он радостен, и звенит вокруг него музыка планет.
В память об этом великом танце люди земли, преклоняясь перед могуществом и красотой бога и стремясь рассказать о нем, самозабвенно танцуют перед его алтарями, стараясь движениями передать его деяния и порывы, всё, что знают о нем, всё, что дано им свыше в их восприятие и понимание. И верят, что их танец – это молитва, возносимая к богу, и он услышит, оградит и защитит их от покушений недобрых сил.
http://mith.ru/alb/lib/indmith17.htmТанец в древней индийской мифологии – это гармония движения жизни. Жизнь – это движение. И жизнь гармонична, когда движение становится танцем. Если музыка – это гармония невидимого, то танец – это гармония видимого. Первоначально танцы проходили без музыкального сопровождения. Барабаны, бубны и другие ударные задавали ритм. И в этом заданном ритме люди начинали движение от хаоса к гармонии. Танец – как молитва, как достижение иного состояния души, как радость бытия и творчества.
В русских сказках это ведь тоже отражено.
Цитата:
Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась - всем на диво. Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.
А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом - только гостей забрызгали, махнули другим - только кости разлетелись, одна кость в глаз царю попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.
Царевна-лягушка, Василиса Премудрая, танцуя, создает свой мир. Между прочим, почти как у Шивы, из мертвого, из съеденного и выпитого, она возрождает к жизни озеро с лебедями. Очень похоже, что разъятый на части, мертвый бессмысленный хаос усилием танца вновь возрождается к жизни. Именно усилием, потому что старшие невестки своей пляской ничего не создали, только гостей обрызгали и рассердили.
Танец – единство, прежде всего, эмоционального и физического. Понять, почувствовать и найти контакт между душой и телом,… и тогда танец станет одухотворенным, боговдохновенной молитвой.
“И сказал Давид Мелхоле: пред Господом плясать буду. И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду...”И танец, наверное, это тоже усилие мысли, только образной. Танец воплощает динамический образ эмоции и чувства. Воплощает именно тогда, когда есть усилие, их объединяющее.