Творчество Камю непередаваемо точный портрет современности. Может так кажется (или так есть) потому, что это произведения о нотах души, а они времени неподвластны. Самоубийство и убийство (о "Бунтующем человеке") всегда- насилие. Совершая преступление-ПЕРЕступается граница совести и сочувствия. Чем больше безразличия, тем неощутимее предел и его так просто становится преодолеть.
Бунт напоминает озарение, прорыв истины из недр личности. И подобное внутренне противостояние обостряет чувство "преграды" на пути и к убийству другого и убийству себя. Вспоминаю, как некоторое время назад по телевидению обсуждался документальный фильм "Мост". Речь в нём шла о многочисленных судьбах людей, решивших покончить с собой на мосту "Золотые ворота" в Сан-Франциско. Это своего рода попытка режиссёра приоткрыть занавес тайны суицида, понять его мотив, непосредственно общаясь с выжившими людьми и их родственниками. И в обсуждении к/ф прозвучала поразительно лаконичная, как мне показалось, мысль о сути фильма. Её озвучила девушка- студентка ВГИКа. Она сказала, что это фильм о том, как пройти вдоль всего моста, до конца не спрыгнув. (прошу прощения,- дословно не воспроизведу). А в "Бунтующем человеке" (и далеко не только в нём) Камю многократно открывает способы и именно психологические состояния, которые нужны чтобы пройти мост своей жизни, минуя преждевременную смерть.
Мне сложно стереть связь между прошлой передачей в понедельник и новой темой. Ведь робкий шажок школьника в цепкие сети наркозависимости становится отложенным приговором- самоубийством... Перечитывая Камю, так и заметен на каждом шагу тонкий философский рецепт, следуя которому можно отыскать чувствительность и любовь к жизни.
Чтобы зародился бунт в душе, необходимо чувствовать абсурд. Абсурд вырастает из сомнения, к которому прикоснулась собственная суть. Насилие, на мой взгляд, -дорога против и сути и воли и движения. А ещё "бунт-переизбыток любви". Отсутствие бунтарского стремления души против абсурда действительности- настораживает. Не может ли оно означать, что убийство, самоубийство, те же пороки социума, вроде наркомании (отказ от действительности, "озлобленность" по А. Камю)- это всё сгнившая на корню любовь к миру, "запечатанная" внутри и не разделённая не реализованная душой?
В
Noise чуть выше говорил:
"
Не у всех есть возможность в собственной квартире на досуге развлекаться такими далекими вещами, как философия" В творчестве А. Камю, по моему лично ощущению, есть несколько миров произведений. Все они разные "по окраске", но суть - грани единого кристалла идеи философа. В некоторые нужно вникнуть, чтобы полнее понять, а другие сами собой проникают в воображение, зовя за собой. Ну не откликается Камю "сложной философией"
Думаю, что мыслью о возвращении к любви проникнут завораживающий рассказ "Бракосочетание в Типаса"
Альбер Камю писал(а):
Я вбирал в себя полную
аромата жизнь и надкусывал уже зрелый плод прекрасного мира, с волнением
чувствуя, как его сладкий и густой сок течет по моим губам. Нет, дело было
не во мне и не в мире, а лишь в гармонии и тишине, рождавшими между мною и
миром любовь. Любовь, на которую я не имел слабости притязать как на свою
исключительную привилегию, с гордостью сознавая, что разделяю ее с целым
племенем, рожденным от солнца и моря и полным жизненных сил, племенем,
которое черпает свое величие в своей простоте и, стоя на взморье, отвечает
понимающей улыбкой на лучезарную улыбку неба. Сложно остаться при одном мнении- чего передают строки читателю: ценность мига остановки от суетности, пустоты, озлобленности или развития этого мгновения в процесс жизни (в "движение вдоль моста"). Скорее сначала непременно следует ощутить внутренний огонёк, и не зажигать его-просто найти внутренним взглядом чувство сопричастности, ощущение сути во всём абсурде сознания, а потом следовать его свету дальше и дальше.
А. Камю писал(а):
Есть чувство, которое испытывают актеры, когда они
сознают, что хорошо сыграли свою роль, то есть что их поступки в самом
точном смысле слова совпадали с поступками воплощаемых ими идеальных
персонажей, что они в некотором роде вселились в заранее сделанный рисунок и
оживили его биением своего сердца. Именно это я и чувствовал: я хорошо
сыграл свою роль. Я занимался своим человеческим делом, и то, что я
наслаждался в течение всего долгого дня, казалось мне не исключительной
удачей, а волнующим осуществлением призвания, которое в известных
обстоятельствах вменяет нам в обязанность быть счастливыми. В таких случаях
мы снова обретаем одиночество, но на этот раз в полноте удовлетворения. И может оно в итоге является искусством-дорогой к независимости-т.е свободе.
Альбер Камю писал(а):
Всему свое время время жить и время запечатлевать жизнь.
Наступает и время творить, что уже не так естественно. Мне достаточно жить
каждой клеточкой тела и утверждать жизнь всеми фибрами сердца. Жить жизнью
Типаса и запечатлевать эту жизнь. А потом придет и искусство. Здесь
гнездится свобода. Такими прозрачными вдруг становятся тёмные тучи состояний и расступаются душевные тени и страхи в этих рассказах. Автор, через невыносимую потерянность, угнетённость, умеет неуловимо открывать тонкое окошко света. Возможно именно этим талантом привлекает стиль выражения мысли философа.
Далее уже из «Между да и нет»:
А. Камю писал(а):
Если и вправду есть только один рай - тот, который потерян, - я знаю, как назвать то неуловимое, нежное, нечеловеческое, что переполняет меня сегодня. Скиталец возвращается на родину. А я - я предаюсь воспоминаниям.
Перебирая воспоминания, мы все их облекаем в одни и те же скромные одежды, и смерть предстает перед нами, как старая выцветшая декорация в глубине сцены. Мы возвращаемся к самим себе. Ощущаем всю меру своей скорби, и она становится нам милее. Да, быть может, грусть былых несчастий и есть счастье...
Вокруг неё сгущается ночь, и во тьме немота её полна безысходного уныния. В такие минуты, случись мальчику войти, он едва различит угловатый силуэт, худые, костлявые плечи и застынет на месте: ему страшно. Он уже начинает многое чувствовать. Он только-только начал сознавать, что существует. Большое спасибо, если кто-то дочитал до конца мой пост!
Простите за его длинномногобуквие
.... и...можно ещё чуть чуть...
ЦветА... почему-то читаю, и внимание постоянно акцентируется на жёлтом и зелёном (жёлтые львы и зелёные одеяния, листок мяты на дне стакана и.т.д и т.п...) Несколько раз в разных произведениях. Хочется уяснить- отчего так? Могу лишь предположить-эгоизм и стабильность в символике зелёного цвета-есть потенциальная энергия существования, способная предупредить убийство. Зелёный не может быть зелёным без единства жёлтого и синего-цвета: небес и земли. Гармонии Проведения и индивидуального начала- Эго. В сочетании они являют собой радость, и свободу (независимость) т.е символику жёлтого цвета. Всегда, видимо, нужна "золотая середина" и без неё у жизни есть только конец, смерть и самоубийство...а не продолжение.