Говорить о Камю мне сложно по двум причинам:
Причина первая.
Я его мало читала, только эссе. Спасибо, Александр Геннадиевич, что свои планы озвучили заранее. Выходные посвятила Камю. Но,… два дня для такого философа… мизер.
Причина вторая.
Экзистенциальная философия, о которой пишет Камю,… вернее к которой его причисляют, мне тоже малознакома. Говорить профессионально о его творчестве не имею возможности,… абсолютнейший дилетант в этой области.
Остается говорить о собственном субъективном к нему отношении, что не мене сложно, т.к. уровень осмысления его творчества очень частичен и мал. Но… есть одно важное обстоятельство, о котором хочется сказать.
Когда несколько лет назад мне попался сборник его эссе, их чтение меня успокоило. Я там обнаружила достаточно четко и аргументировано выраженные собственные страхи, тревоги и опасения. Такие совпадения всегда выводят из одиночества и дарят надежду. Хотя сам Камю против этого чувства яростно возражает. В этом его философия абсурда. И именно к этому очень близко подходит все яснее проявляющееся индивидуальное осознание.
В чем смысл жизни? – этот вопрос задает именно оно, индивидуальное сознание каждой личности. И чем яснее и четче этот внутренний островок личности, тем бессмысленнее и отчаяние выводы. Смысл жизни во всем, что во вне, во всем, что живет и не задается этим вопросом. А то, что неожиданно появилось в этом мире, кажется, для одного единственного и самого главного вопроса, который в нем живет, само по себе смысла не имеет или если имеет, то не здесь, не в этой реальности. Тогда почему оно появилось именно здесь?
“Бог умер”,… сказал Ницше, вернее констатировал как факт вот этого самого состояния осознанной ясности. Для чего человеку осознавание? для чего телесный опыт многообразия мира? если он этот опыт смертен, если смертно то, что является инструментом и вместилищем этого опыта – тело? Как жить с этим осознаванием? или же проще не жить?
Камю все это подробно рассматривает в “Мифе о Сизифе”. Пересказывать и анализировать не буду, не по силам. Прочитайте, если интересно.
А.Камю. Бунтующий человек.
http://lib.ru/INPROZ/KAMU/chelowek_buntuyushij.txtНо для меня сейчас, когда в воскресенье заново перечитала это эссе, вдруг стало ясно, что там развернутый и подробный анализ 18-го Аркана карт Таро – Сумерки (Луна), со всей его сложнейшей топологией и возможными вариантами развития событий.
Обнаружить противоречивые антиномии между иррациональным и рациональным, вечностью и конечностью, единым и множественным, зависимостью и свободой, жизнью и смертью, и не сойти с ума, и не уйти от них, а жить и жить, и прославлять жизнь,… безумный миф о Сизифе – вот в этом для меня вся важность Камю.
Что еще,… а то, что насилие этого мира – это безумие разума, запутавшегося в сетях высвободившегося иррационального чувственного бунта. Об этом “Калигула”, об этом “Бунтующий человек”. И та же бессмысленность и тот же абсурд. Насилие – это попытка сбежать из состояния абсурда, которое невыносимо само по себе. Но,… оно же, насилие, только множит и множит это невыносимое осознавание абсурда. И выход только один: смело встать посреди этой абсурдности и признать всё это как факт, как неотъемлемость бытия этого мира. И жить… и прожить жизнь, как произведение искусства, с мыслью, что
“Но, может быть, важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека, тот повод, который дается произведением искусства человеку для преодоления призраков и хотя бы незначительного приближения к обнаженной реальности.”А. Камю “Миф о Сизифе”