Не успел посмотреть фильм до начала передачи, поэтому пишу только сейчас. Впечатления после первого просмотра: Нельзя сказать, что фильм мне очень понравился, но, во всяком случае, понравился больше "Начала". Снят хорошо и актёры хорошо играют. Но при этом он мне показался тяжёлым и грустным (судя по содержанию темы, не мне одному). Возможно, потому, что здесь, в отличие от "Начала", героям можно сострадать. Несколько неожиданно для меня самого, фильм "не отпускал" оставшуюся часть того дня, когда я его посмотрел и следующий день - тоже. Так сказать, запал в душу. Всё это время я прокручивал в памяти события фильма и меня не покидало мучительное ощущение того, что я что-то упустил. И при этом я никак не мог увязать голубя (который очевидно являлся ключом к пониманию фильма) со всеми последующими событиями. Поэтому практически ровно через сутки я не смог удержаться, чтобы не посмотреть фильм ещё раз (к этому времени у меня уже было нестерпимое желание это сделать). Повторный просмотр подтвердил, что все детали просто не уложились в голове с первого раза (да и со второго наверняка тоже не все, но больше, чем с первого). Правда, они же и породили кое-какие домыслы, которые, возможно (и даже скорее всего), неверны, но я тем не менее хочу ими с вами поделиться. Во-первых - голубь. Он "думает", что зерно появляется благодаря тому, что он хлопает крыльями. Мы же знаем, что на самом деле он получит зерно независимо от того, хлопает он крыльями или нет. Но голубь "думает": "Чем я это заслужил?" И далее мы сразу видим тело Немо в морге и его "внутрениий голос": "Чем я это заслужил?" Не вдаваясь в детали, которые тут уже неоднократно описывались, - в каждом из трёх вариантов есть ветка, в которой Немо (так и подмывает написать Нео ^^) погибает. То есть выбор, который он должен сделать в 9 лет, не влияет на этот исход. Он может погибнуть в каждой из трёх реальностей. Так же в каждой из трёх он несчастлив в любви: он не любит Джинн, Элиза не любит его, а Анну он теряет целых три раза и последний, судя повсему, - навсегда. И все варианты развития событий никак не зависят от самого Немо - все они происходят исключительно под влиянием внешних факторов (не зная их природу, мы называем их случайностью). В одном варианте Немо погибает из-за воробья, в другом - из-за брошенной монеты (которая спасла его из-под поезда, но сделала мишенью киллера), в третьем - из-за метеоритов. Девушек ему тоже посылает слепой случай: Элиза сама подходит к нему после ссоры со Стефано, Джинн - первая, кто согласился с ним потанцевать, а Анна после переезда случайно оказывается в том же классе, что и он. В последний раз он вновь обретает Анну, случайно встретившись с ней на вокзале. Казалось бы вот он - хэппи энд. Но, что ж ты будешь делать, полгода назад Немо решил купить джинсы подешевле, потерявший работу бразилец (которого, кстати, сыграл сам Ван Дормаль ^_^) сварил яйцо, и образовавшаяся в результате капля дождя смыла с листа телефон Анны. Короче говоря, всю нашу жизнь определяет слепой случай. Наш выбор ни на что не влияет. Детали будут разные, результат - один. И вот, когда 117-летний старец (или 9-летний мальчик) вспоминает все эти варианты, он осознаёт, что выбор не имеет смысла. Точнее, смысл заключается только в том, чтобы этот выбор не делать. (Бессмысленно хлопать крыльями - нужно пододвинуть кубик, влезть на него и достать корм). Когда Немо осознаёт это, он останавливается, перед его глазами проносятся события разных вариантов его жизни, за кадром слышны слова - The one I love ("Та, которую я люблю"). Он не бежит ни за поездом, ни к отцу. Немо бежит перпендикулярно железнодорожным путям в лес, поднимает с земли кленовый лист (такой же, который после того, как бабочка хлопнула крыльями, прилетел в Англию и стал причиной встречи его родителей), дует и поднявшийся ветер несёт листок вдаль. В итоге он долетает до круга, который начертил Немо рядом со своей скамейкой на монреальской набережной, и в тот же момент в круг входит Анна. Немо сам стал той бабочкой, которая хлопнула крыльями на другом краю Земли. С последним вздохом старик произносит имя Анны. Он выполнил свою роль, вспомнил все варианты своей жизни и нашёл единственно верное решение для 9-летнего себя. Теперь время можно обращать вспять. Последние кадры: осколки красной (цвет Анны) вазы собираются вместе, 9-летний Немо бежит по пирсу к Анне. Дальше начинаются мои собственные измышления (повторюсь, скорее всего ошибочные), основанные не на том, что было показано в фильме, а на том, что, с моей точки зрения, могло остаться за кадром и только подразумеваться. В общем, Немо понял, что нужно самому быть причиной, а не жертвой случайностей или выбора, навязанного извне. Он не хотел и не мог выбрать между папой и мамой. Чего же он хотел? Он хотел быть рядом с Анной. В последних кадрах фильма он сидит рядом с Анной на пирсе. Вот дальше, собственно, и начинается то, что я высосал из пальца. Я задался вопросом: что сии кадры означают? Ведь они никак не комментируются. Ясно только, что это происходит до ссоры его родителей. При этом в тех же последних кадрах его родители, после того, как осколки _красной_ вазы собираются вместе, не ругаются, а целуются. И у меня возникла мысль: а что если подразумевалось следующее. В начале фильма мы видим, что Немо, возвращаясь из школы, застукал маму в лесу с любовником, проследил за ним до пирса, увидел на нём Анну и понял, что это её отец. Дальше показан только отец Немо, по щеке которого катится слеза, затем они скандалят с матерью, разбивают вазу и в итоге оказываются на станции, где Немо должен сделать выбор. Как отец Немо узнал об измене жены, не уточняется. Ну, узнал и узнал. Мало ли где любовники могли проколоться. А что, если это Немо рассказал отцу? И именно это привело его в дальнейшем к невозможному выбору. Вот я и подумал: может, узнав, к чему это приведёт, Немо сделал осознанный выбор (аналогия с голубем, пододвигающим кубик к пище) и не стал говорить отцу? В начале фильма, увидев Анну на пирсе, Немо убежал оттуда, после чего всё и пошло наперекосяк. А может, во вновь созданной им реальности его мать крутит интрижку с отцом Анны, отец Немо счастлив в неведении, а Немо счастлив с Анной, сидя на пирсе и пуская блинчики по воде?.. Хотя, честно говоря, мне самому всё это кажется слишком надуманным и, опять же, высосанным из пальца. Но мне гораздо больше нравится такой вариант объяснения концовки, чем какой-либо другой. Во всяком случае, когда у меня в конце второго просмотра сложились все эти кусочки паззла, стало гораздо легче на душе, и исчезло ощущение того, что фильм тяжёлый и печальный. Наверное, потому что я не люблю, когда автор заставляет страдать своих героев ни за понюх табаку.
P.S. Пока это писал, возникла ещё одна мысль: Противопоставление хлопанья крыльями бабочки (скрытая истинная причина события) и хлопанья крыльями голубя (мнимая причина). Если ты не видишь истинной причины, не стоит зря хлопать крыльями.
_________________ Doc's on the air. All's right with the world.
|