Laguna Loire:
Цитата:
И все варианты развития событий никак не зависят от самого Немо - все они происходят исключительно под влиянием внешних факторов (не зная их природу, мы называем их случайностью).
Ну почему же никак? В фильме есть моменты, которые выделены достаточно ярко, и которые мне приглянулись пожалуй даже как ключевые - моменты выбора (действия) - с Анной, когда она пригласила его купаться, и с Элизой - когда он признавался ей в любви. От этих моментов, как от ключевых, развилкой расходятся варианты. (Причем, если ребенок так и стоИт на рельсах, ничего из них не имеет особого смысла, они равнозначно бессмысленны
)
Цитата:
(Бессмысленно хлопать крыльями - нужно пододвинуть кубик, влезть на него и достать корм).
Так разве это не выбор?
Интересные мысли про листок - его "штриховую" и связующую роль в начале и конце фильма.
Что касается синего периода (вообще), я связал его со смертью или жизнью, обратив внимание кроме того, что в нём всё более подлежит компромиссу, на вопрос Элизы, который она задала Немо при первом их близком знакомстве (после клуба) - про то, сможет ли он рассыпать её прах по Марсу? Очень неординарный вопрос мне показался, в нём уже заметен посыл будущих страданий.
Кстати, реальность с Джин некоторой логикой связана с Элизой, ведь Джин он "полюбил в отместку"... не знай кому, но чувство то знакомое, думаю, многим.
Близкой к теме фильма мне показалась притча, приведенная
Хельгой в одноименной теме форума.
Цитата:
- Разве я знаю, что вы можете? Судьба человека - всегда непроглядная тьма, где видным становится только пройденный отрезок. Мечтающий узнать будущее у гадалок, астрологов, толкователей снов и прорицателей, подобен человеку, с таким вниманием вглядывающемуся во тьму, что перед глазами у него появляются искры, вспышки и видения. Так, что ему уже кажется, будто он начал видеть. Такой упадет скорее. ...
- Лучше быть слепыми и учиться ходить во тьме, подобно им, чем, начав считать себя зрячими, особено с чужих слов назвавшихся видящими,
прекратить ощупывать путь и упасть в пропасть. Смотрите внутрь себя - вот где вам нужно зрение. Научитесь принимать жизнь такой, какая она есть, а не как бы вам хотелось. Красивые слова о свете и прозрении из других уроков не заменят вам умения находить верную дорогу единственно доступным путем.
Дорогу осилит идущий, что-то в этом роде. Ребенок, предвидящий будущее, обречен вечно сомневаться (он всё же ещё ребенок) и стоять на месте.
В выборе действительно нет смысла - я понимаю это скорее так: нет смысла строить бесконечные цепочки из этих выборов, когда есть возможность сделать шаг вперёд.
В конце концов есть одна реальность, которая действительна; "действительность" происходит от "действия" и означает воплощенную, осуществленную через действие (деятельность) реальность. Проще говоря человек то, что он есть, а не то, чем он может быть. При этом никто не отбирает права на мечты, но действительность упрямо возвращает к себе.
Все домыслы Немо, находясь только в его голове, остаются ограниченными субъективностью. Даже его пассивное временами поведение словно напоминает усталость и перегруженность своими внутренними переживаниями.
______________________
Кстати, момент в конце фильма - когда Немо убегает от рельс в лес - выглядит как сознательный уход от выбора, вынужденного
неразрешимого вопроса. Действие, замещающее мудрствование и тяжелый выбор.