Не очень понятно, почему в одну тему объединены два, для меня лично, вполне разных понятия: благодарность и взятки. И хотя благодарность кроме устной и письменной бывает еще и материальной, но от взятки она, тем не менее, существенно отличается.
Разве это не естественно БЛАГОДАРИТЬ того, кто возвращает, пусть даже частично, утрачиваемую целостность души и тела, того, кто исцеляет?
Благодарность – это ведь какое-то особое состояние души. Сейчас Рождество и в связи с этим праздником все время вспоминаются персидские маги-волхвы, пришедшие к божественному младенцу и принесшие ему дары: золото, ладан и смирну. Зачем дары Богу?... да еще материальные?
Вот слова протоирея Сергия Булгакова из проповеди, произнесенной в 1934 году:
Цитата:
Они пришли, мудрые волхвы, в храмину и поклонились Ему, и отверзли сокровища мудрости своей и принесли Ему дары: злато, ливан и смирну, все дары, какие только имеет и может принести Богу, пришедшему к человекам, человек, приходящий к Богу. Они предстали Ему как бы от лица всего человечества с человеческими сокровищами, которые для того только и существуют, чтобы стать дарами, приносимыми Христу.
Благодарность, по-моему, это и есть вот эти рождественские дары Богу, пришедшему к человеку, человека приходящему к Богу. Необязательно, конечно же, им быть материальными,… хотя изредка… почему бы и нет? дарим же мы подарки друг другу.
Исцеление – это и наука, и искусство, и доверие… Сложнейший, живой человеческий организм,… имеющий в каждом отдельном случае собственные особенности,… постоянно меняющийся, даже в болезни,… глубоко скрытый, хранящий многие тайны,… врачу надо понять, почувствовать и постараться вернуть в рамки нормального функционирования. Здесь, кроме знаний и умений, должна быть глубочайшая интуиция, доверие к чему-то божественному в себе и в другом,… в больном, в пациенте. Но и у пациента тоже должно быть доверие к внутренней глубинной божественной интуиции врача,… хотя не только врача, но и к своей интуиции, к своим внутренним знаниям, тоже должно быть такое доверие. Благодарность эту ниточку и простраивает, это установившееся доверие между врачом и пациентом, это божественная целостность между внешне раздельными людьми. Это внутренне чувство, внутреннее состояние души. Если и случается материальное его выражение, то всё это всего лишь внешнее проявление более глобального внутреннего состояния.
Ну, а взятки – это отношения торговли, это попытка продать врачебные услуги и купить их, это углубление раздельности, окончательно порванная внутренняя связь доверия. И хотя внешне в своем материальном аспекте и благодарность, и взятка выглядят одинаково, внутренне они отличаются всегда. И каждый это чувствует. Чувствует, когда возникает потребность поблагодарить врача и когда его вынуждают, прямо или косвенно, дополнительно заплатить за услуги.