Охотно откликнусь на приглашение высказаться по вопросу Свободы воли и сделаю это, присоединившись в полном согласии к высказыванию уже существующему в нашем мире.
Существует некоторое предубеждение, некоторая особая умственная установка, свойственная в наше время подавляющему большинству людей, будто бы религия отнимает у человека его СВОБОДУ, требует слепой покорности Высшим силам, ставит его в полную от них зависимость.Тем не менее никакая наука и никакая философия (кроме субъективного идеализма), в том числе и материалистическая, не оспаривает факта ЗАВИСМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ ОТ МНОЖЕСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРИЧИН и даже особенно настаивает на сугубой зависимости воли от факторов ЭКОНОМИЧЕСКОГО ряда. И к удивлению никто не возмущается этим принижением человека перед природной и исторической необходимостью, никто не вопиет о рабстве человека закону тяготения, закону сохранения материи, закону эволюции, законам экономического развития и т.д. Все понимают, что в рамках этих законов остается все же достаточный простор для проявления нашей воли. То необъятное и бесконечно многообразное, что объединяется выражением "Высшие силы", воздействует на нашу волю не столько путем сврхъестественных вторжений, сколько при помощи тех самых рядов, тех законов природы, эволюции и т.д. , которые мы только что условились считать объективными фактами.Эти ряды фактов в огромной степени определяют наше СОЗНАНИЕ, и не только сознание, но и ПОДСОЗНАНИЕ, и СВЕРХСОЗНАНИЕ. Отсюда и возникают те голоса СОВЕСТИ, ДОЛГА, ИНСТИНКТА и пр., которые мы слышим в себе и которые ВИДИМЫМ ОБРАЗОМ определяют наше поведение. Правда, иногда имеют место явления, которые субъективно могут казаться нарушениями законов природы "высшими силами". Это называют чудом. Но там, где эти явления действительно свершаются, а не являются аберрациями, там происходит вовсе не нарушение естественных законов "произволом" высших сил, а проявление этих сил через ряд других законов, нам еще неясных. То, что зачастую кажется нам монолитным, простым, нерасчленимым двигателем наших поступков, например, СОВЕСТЬ, в действительности представляет собой весьма сложный результат разных рядов. В основном совесть есть голос нашей монады. Но его доступ в сферу нашего сознания обусловливается воздействием других рядов: внешние обстоятельства, какой-нибудь случай, послуживший толчком к тому, чтобы этот голос монады был нами услышан - это есть проявление Промысла, действие сил Провиденциальной природы. Таким образом, ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА предопределяется тремя рядами сил: СИЛАМИ ПРОВИДЕНЦИАЛЬНЫМИ, пользующимися в своих целях законами природы и истории, как орудиями, и постепенно их просветляющими; СИЛАМИ ДЕМОНИЧЕСКИМИ, пользующимися теми же самыми законами и все более их отягчающими; и ВОЛЕЙ НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ МОНАДЫ, подаваемой в круг нашего сознания голосами сердца и разума с помощью Провиденциальных сил. Поэтому, будем ли мы рассматривать законы природы и истории как механические и бездушные или как орудие ТЕХ или ИНЫХ живых, личных, иноматериальных либо духовных сущностей - от этого СТЕПЕНЬ НАШЕЙ СВОБОДЫ не убудет и не увеличится. И если МАТЕРИАЛИСТА не оскорбляет ограниченность нашей свободы совершенно безличными и бездушными законами природы, то чем же может унижать нас ограниченность нашей свободы волей Провиденциальных сил? НАС МОЖЕТ ОСКОРБЛЯТЬ ТОЛЬКО ОГРАНИЧЕННОСТЬ НАШЕЙ СВОБОДЫ ВОЛЕЙ СИЛ ДЕМОНИЧЕСКИХ; но ведь это - те самые силы, те наши исконные враги, В ОБУЗДАНИИ, ОБРАЩЕНИИ И ПРОСВЕТЛЕНИИ которых - вся наша ЦЕЛЬ. И э т о оскорбление мы перестанем переживать только тогда, когда сделаем себя НЕДОСТУПНЫМИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЮ. Эволюция мировой жизни ведет ряды существ от минимальной степени СВОБОДЫ в простейших формах (в сознание микроба голос монады не достигает почти совершенно, и поведение его определяется, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, ДЕМОНИЧЕСКИМИ СИЛАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЧЕРЕЗ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, КАК ЧЕРЕЗ СВОЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ). Высшие животные уже гораздо свободнее, чем микроб, амплитуда их произвольных действий много шире; у ЧЕЛОВЕКА ОНА ВОЗРАСТАЕТ НЕСРАВНЕННО.
Противники религии как таковой указывают на то, что она требует ОТКАЗА от ЛИЧНОЙ ВОЛИ, требует ПОКОРНОСТИ нашей воли Божеству. И по отношению к некоторым религиям прошлого они правы. Но есть уже и существует религиозное и социально-этическое учение БУДУЩЕГО. Никакой "покорности" воле Божьей концепция этого учения не требует, ибо ЦЕННО только ТО, что совершается человеком ДОБРОВОЛЬНО, а не по принуждению. Не требование рабской покорности воле Божества звучит из религии Итога, а призыв ко всеобщей ЛЮБВИ И К СВОБОДНОМУ БОГОСОТРУДНИЧЕСТВУ. Господь - это неизменное и невыразимое первоверховное стремление, это - духотворящая власть, действующая во всех душах, не умолкающая даже в глубине демонических монад и направляющая миры и миры к чему-то более совершенному, чем добро, и более высокому, чем блаженство. Чем выше ступень каждого Я, тем полнее совпадает его воля с творческой волей Господней. И когда оно, это Я, начав свой космический путь с простейших форм живой материи, минует ступени человека, демиурга народов, демиурга планет и звезд, демиурга галактики, оно через Бога-Сына - погрузится в Отца и воля его полностью совпадет с Отчею волею, сила - с Отчею силой, образ - с Отчим образом и творчество - с Отчим творчеством.
|