По поводу прощения и забывания
Если человеку нанесена обида, то стараться забыть её – значит просто вытеснять её в подсознание, но она там остаётся и продолжает проявлять себя. Именно так и происходит со многими детскими обидами: они крепко забываются, а страдание от них остаётся.
Или вот например те коллективные обиды, которые постоянно наносят нам чиновники всякими ухудшениями и подорожаниями – на них явной реакции ПОКА нет, но это же не значит, что они забываются. Они же не забываются, а копятся; а в итоге как бы не получился пресловутый «русский бунт».Если же обида как-то сама забылась и боли не причиняет (так часто бывает, если обида небольшая), то значит, процесс прощения прошёл автоматически.
Конечно,
забывание и прощение – это не одно и то же; главная проблема – понять, чем они различаются.
Интересные рассуждения об этом я нашла
в книге американского психолога Клариссы П. Эстес «Бегущая с волками». Там в одной из глав она рассказывает, что такое застарелая ярость, вызванная давними непрощёнными обидами; что такое прощение и какие этапы оно в себя включает, какие ложные мнения о прощении содержатся в западной (да и в нашей тоже) культуре. Она рассматривает
прощение как сложный многоплановый процесс, частью которого является и забывание, но прощение ни в коем случае не состоит из одного только забывания.Предлагаю цитату из этой книги«Если застарелая ярость снова и снова становится преградой для творческого мышления и действия, то необходимо ее смягчить или изменить. Для тех, кто посвятил значительное время работе над своей травмой, нанесенной чьей-то жестокостью, пренебрежением, беспечностью, высокомерием, неведением или даже самой судьбой, приходит время
простить, чтобы облегчить душу и помочь ей вернуться к состоянию мира и покоя.
Если женщине трудно избавиться от застарелой ярости, причина чаще всего бывает в том, что она использует эту ярость для самоутверждения во внешнем мире. Если поначалу это, может быть, и имело смысл, то потом ей нужно быть осмотрительной, потому что постоянная ярость – огонь, который сжигает ее насущную энергию. Пребывать в таком состоянии – все равно что мчаться по жизни "выжимая газ", пытаться жить уравновешенной жизнью, когда педаль акселератора нажата до отказа.
Не следует также заблуждаться, считая огонь застарелой ярости заменой страстной, эмоциональной жизни. Такая жизнь – отнюдь не самая лучшая: это защита, поддержание которой (после того, как необходимость в обороне миновала) обходится очень дорого. Через некоторое время она неудержимо накаляется, загрязняет наши идеи своим черным дымом и мешает нам воспринимать и оценивать.
Я не собираюсь вас обманывать, утверждая, что можно очистить всю ярость за день или за неделю и она исчезнет навсегда. Прошлые обиды периодически восстают в душе снова и снова.
Хотя глубокая очистка помогает избавиться от большей части застарелой обиды и ярости, осадок никогда не удается очистить до конца. Но в итоге остается легкий пепел, а не всепожирающий огонь. Поэтому очистка остаточной ярости должна стать периодическим гигиеническим ритуалом, который приносит облегчение, ибо сохранять застарелую ярость, когда она становится бесполезной, – значит сохранять постоянную, пусть даже бессознательную тревогу.
Иногда люди ошибочно полагают, что увязнуть в застарелой ярости – значит суетиться и нервничать по пустякам, устраивать скандалы, швырять вещи и бить посуду. В большинстве случаев это проявляется совсем не так.
Это значит ощущать постоянную усталость, скрываться под толстым налетом цинизма, отталкивать от себя все дружелюбное, все, что несет обещание, надежду. Это значит бояться, что проиграешь, не успев даже открыть рот. Это значит, что вы постоянно готовы взорваться, даже если этого не показываете. Это значит хранить затаенное желчное молчание. Это значит ощущать беспомощность. Но из этого положения есть выход – простить. "Как это – простить? – скажете вы. – Еще чего!" Но в глубине души вы знаете, что когда-нибудь, в один прекрасный день, кончится именно этим. Может быть, прощение придет за минуту до смерти, но все равно придет.
Многим бывает трудно прощать, потому что нас всех учили, что прощение – единичный поступок, совершаемый, так сказать, в один присест. Это не так. У прощения много слоев, много периодов. В нашем обществе существует представление, будто простить можно только на сто процентов: все или ничего. Еще нас учат, что прощать – значит закрывать глаза, вести себя так, будто ничего не произошло. Это тоже неправда. Женщина, способная простить на 95% того или то, что причинило ей страдание, достойна причисления к лику блаженных, если не святых. Если она прощает на 75%, а остальные 25% приходятся на "не знаю, смогу ли я простить до конца и даже не знаю, захочу ли", то это более чем хорошо. Но и прощение на 60% плюс 40% "не знаю, не уверена и продолжаю работать над этим" – вполне приличный показатель. 50%-ный уровень прощения означает, что работа в самом разгаре. Ну а если он меньше 10%? Это значит, что вы либо только что начали, либо еще не старались по-настоящему.
Но, так или иначе, если вы прошли чуть больше половины пути, остальное придет в свое время, обычно малыми толиками. Самое важное в прощении – это начать и продолжать. А окончание – работа пожизненная. У вас есть вся оставшаяся жизнь, чтобы выполнить меньшую часть. Это нормально. У нас есть внутренняя целительница, а значит, и терпение, чтобы довести дело до конца.
Одним людям благодаря врожденному темпераменту прощение дается легче, чем другим. Для некоторых это дар, но большинству его приходится осваивать как ремесло. Природная жизнестойкость и чуткость помогает легче смотреть на вещи. Правда, высокая жизнестойкость и высокая чуткость не всегда позволяют легко спускать обиды. Если вы с трудом прощаете, это не значит, что вы плохой человек. А если прощение дается вам легко, это не значит, что вы святой. Каждому свое, и всему свое время.
Чтобы по-настоящему исцелиться, нужно высказать правду, и не только сожаление и боль, но и то, какой ущерб мы потерпели и какой гнев, какое отвращение и желание отомстить в нас зародились. Старая целительница души понимает человеческую природу со всеми ее изъянами и дает прощение, основанное на высказывании неприукрашенной истины.
Рассмотрим четыре уровня прощения. Я сама разработала эти стадии и уже много лет использую их в работе с травмированными людьми. Каждая стадия состоит из нескольких слоев. Их можно использовать в любом порядке и столько времени, сколько пожелаете, но я перечисляю их в том порядке, который советую своим пациентам, приступающим к этой работе.
Четыре стадии прощения1.Отключиться – сделать передышку
2.Превозмочь – воздержаться от наказания
3.Забыть – вычеркнуть из памяти, прекратить пережевывать
4.Простить – вычеркнуть из списка должников 1. Отключиться Чтобы начать прощать, хорошо на время отключиться, то есть временно перестать думать о человеке или событии. Это не значит, что вы бросаете что-то недоделанным, – просто вы устраиваете себе отдых от него. Это помогает не доводить себя до изнеможения, стать сильнее в других областях, испытать в жизни другое счастье.
Это хорошая практика для окончательного освобождения, которое придет позже, вместе с прощением.
Расставайтесь с ситуацией, воспоминанием, проблемой столько раз, сколько необходимо. Суть не в том, чтобы не обращать внимания, а в том, чтобы вдали от проблемы стать сильнее и выносливее. Отключиться – значит заняться литературным трудом, уехать на море, заняться учебой или любимым делом, которое придает вам силы, и на время позволить проблеме исчезнуть с вашего горизонта. Это правильно, полезно и целительно. Проблемы пережитой травмы будут донимать вас гораздо меньше, если вы заверите раненую душу, что сейчас дадите ей целебные снадобья, а вопросом, кто в чем виноват, займетесь попозже.
2. Превозмочь Главное здесь – воздержаться от наказания: не думать о нем и совершенно ничего не предпринимать в этом направлении. Сдерживать себя таким образом чрезвычайно полезно, потому что при этом проблема собирается воедино, а не разлетается по сторонам. Это помогает сосредоточиться к тому времени, когда можно будет перейти к следующим стадиям. Это не значит, что нужно ослепнуть или умереть и потерять защитную бдительность. Это значит, что нужно подарить ситуации каплю милосердия и посмотреть, что из этого выйдет.
Превозмогать – значит иметь терпение, вынести, несмотря ни на что, направить эмоции в другое русло. Это сильные средства. Не обязательно делать все сразу – можно выбрать что-то одно, скажем, терпение, и упражняться только в нем. Можно воздерживаться от уничижительных высказываний, от ворчания, от неприязненных и враждебных действий. Воздерживаясь от сведения счетов, вы укрепляете целостность действия и души. Превозмогать – значит открывать путь великодушию, позволяя великой сострадательной природе участвовать в том, что раньше вызывало совсем другие эмоции – от мелочного раздражения до ярости.
3. Забыть Забыть – значит перестать пережевывать, иными словами – отпустить, ослабить хватку; особенно это касается воспоминаний. Забыть – не значит умертвить свою память. Сознательное забывание – это когда вы избавляетесь от события, так, чтобы оно не маячило на переднем плане, а сошло со сцены и ограничивалось задворками вашей памяти. Занимаясь сознательным забыванием, мы отказываемся извлекать на поверхность огнеопасный материал, отказываемся вспоминать.
Забывание – занятие активное, а не пассивное. Это значит: не затрагивать конкретные материалы, не ворошить их снова и снова, не взвинчивать себя навязчивыми мыслями, картинами, эмоциями. Сознательно забывать – значит перестать себя изводить, отказаться от этой привычки и не вспоминать о ней, не оглядываться назад и таким образом жить в новом окружении, творя новую жизнь и новые переживания взамен старых, о которых можно будет думать впредь. Такое забывание хоть и не стирает воспоминания, но успокаивает окружающие память эмоции.
4. Простить Есть много способов и уровней прощения, от кого или от чего бы ни исходила обида: от человека, многих людей или целого народа. Важно помнить, что
"окончательное" прощение – это не смирение. Это сознательное решение прекратить лелеять неприязнь, в том числе простить долги и отказаться от желания отомстить. Это вы решаете, когда простить и какой использовать ритуал, чтобы ознаменовать это событие. Это вы решаете, какой долг объявить не требующим оплаты.
Одни выбирают полное прощение, на веки вечные освобождая человека от какого бы то ни было возмещения ущерба. Другие предпочитают остановить процесс возмещения и отказаться от остатка долга, сказав: "Что было, то прошло, хватит". Еще один вид прощения – отпустить человека, даже если от него не получено никакого возмещения, ни эмоционального, ни какого-либо иного.
Для некоторых людей окончательное прощение означает возможность оказать обидчику снисхождение, и сделать это легче всего, когда нанесенная обида сравнительно невелика. Один из самых глубоких видов прощения – оказать обидчику сострадательную помощь в том или ином виде. Это не значит, что надо совать голову в змеиное гнездо, – просто нужно действовать с позиции милосердия, защищенности и подготовленности.
Прощение – это вершина процесса, состоящего из отключения, превозможения и забывания. Оно подразумевает отказ не от защиты, а от холодности. Одна из глубоких разновидностей прощения – перестать отгораживаться от человека, то есть перестать держаться с ним натянуто, пренебрежительно или холодно и при этом не впадать ни в покровительственный, ни в лицемерный тон. Для души-психики лучше строго ограничить общение с людьми, которых вам трудно видеть, чем вести себя как бездушный манекен.
Прощение – творческий акт.Для этого у вас есть большой набор опробованных временем методов. Можно простить на время, простить до следующего раза, простить, но не дать больше шансов. Можно дать еще один шанс, еще несколько шансов, дать много шансов, дать шансы при условии. Можно простить часть или половину обиды, а можно всю целиком. Можно устроить всепрощение. Все зависит от вас.
Как узнать, что вы простили? Вы ощущаете уже не ярость, а печаль, жалеете человека, а не злитесь на него. У вас в памяти не остается ничего злобного, что вам хотелось бы сказать по этому поводу. Прежде всего, вы понимаете страдание, с которого началась обида. Вы уже не привязаны за ногу веревкой, которая тянется за вами, куда бы вы ни пошли. Вы свободны. Может быть, у вас не получилось жить "счастливо до конца дней", зато впереди вас несомненно ожидает новый "один прекрасный день".»