Вчера пересмотрела фильм. Первый раз смотрела давно и странное осталось впечатление,… в фильме показано какое-то состояние искусственной разорванности, вернее разорванности, которая стремится соединиться, но ей это не дают сделать,… искусственно не дают. Причем, задача: не дать соединиться и стать целым, показана как главная задача фильма, а не как случайное стечение обстоятельств.
Крыгл , спасибо за вот это напоминание о странном словосочетании: “гнездо кукушки”. Что-то, достаточно давно, читая об этом фильме, узнала, что это словосочетание в английском языке означает “сумасшедший дом” и, к сожалению, этой информации тогда оказалось достаточно, чтобы объяснить поверхностное недоумение, и во внутренний смысл этого определения я уже не вдумывалась. А ведь мудрость народная подобными соединениями образов обозначила что-то глубинно важное и знаковое.
Символ кукушки очень интересен. Из-за её, необычного для птицы, поведения она стала ярким символом мифов, легенд, сказок, поверий. Птица эта вещая, по ее кукованию существует много разных способов гадания и предсказания. У многих народов она связана с нижним и верхним мирами. Она проводница душ. Причем, как и нерожденных еще в этот мир,… выступает в этом случае в роли аиста,… так и умерших. Кукушка позже всех птиц прилетает из теплых краев и раньше всех улетает туда. Поэтому считается, что она имеет ключи от юга или от рая. Итак, мифологическая функция кукушки, в общем-то, не в гнезде. Она должна проводить на землю душу, вернее её, скрытую в яйце, потенцию,… принести, положить в гнездо-дом, где эта душа вылупится, вырастет и научится летать. И эту, умеющую летать душу, проводить обратно, когда придет это время. Открыть ей дорогу назад, домой, туда, откуда она пришла.
Гнездо кукушки несуществующее явление, а значит, человек этими словами обозначил извращение чего-то важного, какого-то важного состояния человеческой души. В “гнезде кукушки”-сумасшедшем доме собраны так и не вылупившиеся из яйца души, души, оставшиеся потенциальными зародышами, или вылупившиеся, но не научившиеся летать, птенцы с подрезанными, поломанными или атрофированными крыльями. Собственно в этом сумасшедшем доме никто их летать и не учит, нет там такой задачи. Задача одна: не выпустить их на свободу. “Гнездо кукушки” создали бескрылые души, души сами не умеющие летать и подрезающие крылья другим. Причем большинство пациентов клиники соглашается на это заключение добровольно, в отличие от свободолюбивого Макмёрфи. Но его, в конце концов, и загоняют назад в яйцо, в потенциальную неразвернутую глубину. А почему соглашаются здесь оставаться остальные? Вождь-индеец на предложение Макмёрфи бежать, говорит что не чувствует себя большим. Здесь те, кто боится выпасть из гнезда, боится расправить крылья. И боятся они потому, что интуитивно знают: им их все равно подрежут. Кадры, когда главный врач клиники появляется в коридоре, где до этого хаотично и бесцельно двигались пациенты,… и вдруг в момент его появления все плавно исчезают, втягиваются в комнаты-камеры, и появляются только тогда, когда тот заходит в кабинет,… по-моему, ярко свидетельствуют об этом страхе. В общем-то какая разница, где жить бескрылым... по одну сторону решетки или по другую ее сторону. Часть людей и выбрало добровольно меньшее по размерам пространство, потому что в большем они жить не способны. Последние кадры очень символичны. И тупик, и отчаяние, и безвыходность, и надежда, и смелость, и страх перед нею, и свобода, и одиночество… Фильм начинается с утреннего восхода на фоне горной вершины, а в конце Вождь говорит Макмёрфи: я чувствую себя большим, как гора. Он вырывает мраморную тумбу, на которой крепились все эти краны и манометры, регулирующие и следящие за давлением воды в водопроводе,… и фонтан воды вырывается на свободу. Все что так долго сдерживалось, струей хлещет вверх. И Вождь уходит,… один, в темноту, к горам. Терапия окончилась, началась жизнь-полет над гнездом кукушки.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|