Бегущая по волнам писал(а):
На становление такого обобщающего взгляда по всем предметам в школе, вероятно, хватило бы года. Или может быть одного - двух месяцев по каждой научной отрасли (биология, физика. математика, русский, литература и др.). И это бы имело бы на мой взгляд ошеломляющий результат - видение единства всего сущего, единства мира, законов его развития и познания.
К сожалению такому обобщающему взгляду в школе не уделяют внимания.
Хорошо Вы заметили,
Бегущая по волнам. Целостная картина (как назвала
Ольга) возникает уже позднее. В школе как-то взаимосвязи не чувствуется. Видимо всё накапливается постепенно, незаметно, пока не достигнет определённого "порогового" уровня, который только и можно ощутить- неожиданным "прорывом" будто в миг вся картина мира стала целостной, а между "дисциплинами" протянулась атласная ленточка связи. Поскольку запоминается лишь это мгновение, всё что ему способствовало: отдельные знания, потраченные усилия, отработанные и забытые навыки кажутся бессмысленно приобретёнными. Но возникло бы такое чувство единства на "пустом месте", без разнообразия школьных предметов? -Думаю, что нет.
Есть альтернативные подходы обучения и воспитания, вроде "Вальдорфской системы", где упор делается именно на межпредметные связи и развитие чувства сопричастности в учениках, раскрытия их внутреннего мира (точнее даже сказать, там нет привычных нам предметов, а процесс обучения очень своеобразен: в младших классах значительное время отводится музыке, художественному творчеству, хореографии, рукоделию; нет отметок, нет учебников (кроме старшей школы)-учащиеся их составляют постепенно сами. Усвоение знаний из разных областей происходит комплексно, а не разрозненно. Интересно, что мотивация подготовки учащихся к ВУЗам не лидирующая в этой школе. И такие "чудеса" бывают (во всяком случае в нашем городе школа, работающая по системе Р. Штейнера, действует).
Реформирование образования отталкивается от чего-то полностью противоположного
Интегративный уровень изучения предметов в современных школах, на мой взгляд, не компенсирует утраченной общности и систематичности. Аналогично, как сейчас после вступления в силу нашумевшей "Декларации о создании общеевропейского пространства образования" и введении двухуровневой системы образования, в Университетах появились благозвучные названия новых предметов. А по сути преподаватели и содержание дисциплин осталось прежним...
_____________________________
Кстати, сегодня в программе "Вести в субботу" (20:00 мск на телеканале "РОССИЯ1")
будет репортаж про новый обсуждаемый проект образования.
Может кому будет интересно, если здесь ещё есть зрители телевизоров...