Самооценка, зеркала и мифы…
Сегодня с утра два мифа вспомнились… все-таки какое-то отношение к самооценке они имеют, мне кажется,… миф о Нарциссе и битва Персея с Медузой Горгоной.
Имя Нарцисса распространенно символизирует самовлюбленного в себя человека. Но влюбился он в себя только когда увидел свое отражение в зеркальной глади озера. И сначала Нарцисс не понимает, что это он сам. У Овидия в его “Метаморфозах”
Овидий писал(а):
Что увидал - не поймет, но к тому, что увидел, пылает;
Юношу снова обман возбуждает и вводит в ошибку.
Легковерный, зачем хватаешь ты призрак бегучий?
Жаждешь того, чего нет; отвернись - и любимое сгинет.
Тень, которую зришь, - отраженный лишь образ, и только.
В ней - ничего своего: с тобою пришла, пребывает,
Вместе с тобой и уйдет, если только уйти ты способен.
Судя по всему, способность нашего сознания: отражать самого себя заложена в нас Природой, Богом изначально. Мы не сразу натыкаемся на неё, а, наткнувшись, не сразу понимаем, что это я сама и есть. Свои первые встречи с физическим зеркалом и все недоумения с этим связанные, помню очень хорошо.
Но прозрение все-таки происходит:
Овидий писал(а):
Руки к тебе протяну, и твои - протянуты тоже.
Я улыбаюсь, - и ты; не раз примечал я и слезы,
Ежели плакал я сам; на поклон отвечал ты поклоном
И, как могу я судить по движениям этих прелестных
Губ, произносишь слова, но до слуха они не доводят.
Он - это я! Понимаю. Меня обмануло обличье!
Страстью горю я к себе, поощряю пылать - и пылаю.
Что же? Мне зова ли ждать? Иль звать? Но звать мне кого же?
Все, чего жажду, - со мной. От богатства я стал неимущим.
О, если только бы мог я с собственным телом расстаться!
Странная воля любви, - чтоб любимое было далеко!
И тут умирает Нарцисс. Замкнутый круг зеркальной комнаты, из нее надо выходить, за зеркала, к другим. Для любви самое важное, чтобы любимое было далёко. Но не найдя этого самооценочного зеркала, не найдя, не нащупав себя, тоже не понять этой странной воли любви. Не мог никому до этого ответить Нарцисс взаимностью,… холоден был и равнодушен к чувствам других. Собственная низкая или высокая самооценка, по-видимому, не важно. И тут и там предельный край - психические расстройства от депрессивной апатии до маниакального безумия, а непредельные края, все тот же ограниченный эгоизм, неспособность оторваться от собственного изображения и повернуться к другому.
Но, тем не менее, внутренние зеркала,… и Персей, борющийся с Медузой Горгоной. И опять… взгляд Медузы, превращающий все живое в камень. Камни, наши внутренние окаменелости, простые истины, завалами камней вложенные в нашу душу заботливыми родителями, школой, обществом (вспомнился соответствующий тренинг СН),… как их разгребать-то, как увидеть. Да только в зеркальной поверхности медного щита Персея, который ему дает воительница Афина. Т.е. тот самый зеркальный инструмент самооценки для внутренней творческой работы.
Судя по всему, не качество оценки важно: высокая она или низкая, плохая я или хорошая, а само наличие этой оценки, как инструмента собственного преобразования,… для отрубания голов собственным Медузам.
Между прочим, такое напоминание тем, кто забыл… Персей голову Медузы Горгоны не выкинул, он ее спрятал в волшебную сумку и потом неоднократно использовал. Но это уже о других наших человеческих особенностях.