Вот адрес еще одной интересной статьи про мультсериал “Ну, погоди!”
http://www.polit.ru/culture/2006/09/22/nupogodi.htmlПоказалась очень интересной мысль
Афалины: почему так популярна стала пара Волк-Заяц, а не Лиса-Заяц, что вроде бы более привычно для нас по нашим сказкам.
Ведь создав маленькие телесюжеты для “Веселой карусели”, авторы даже не предполагали подобной популярности. Да и потом, пытаясь несколько раз прекратить фильм, в ответ получали шквал просьб о продолжении.
Поискала мифологические смыслы этих образов, вот что отыскалось.
В “Русской мифологии”
http://lib.rus.ec/b/183510/read#t48 говорится:
Цитата:
В культуре восточных славян волк — одно из наиболее мифологизированных животных. Основным признаком, определяющим его символику в народных представлениях, является принадлежность к «чужому» миру.
…
На признаке волка как «чужого» основана не только его «потусторонняя» символика, но также и брачная. Для свадебной обрядности восточнославянских народов характерно, что обе стороны — жениха и невесты — воспринимали представителей противоположного рода как «чужаков». Поэтому в приговорах, песнях, причитаниях, сопровождающих свадьбу, образ волка может означать представителя и той, и другой стороны.
…
Восприятие волка в народной традиции как посредника между людьми и силами иного мира проявляется в мотиве действий этого зверя по воле Бога или св. Егория.
Волк – это часть хаоса, вносимого в устоявшийся закон и порядок… Часть хаоса или свободы, которую боялись, но которая была неизбежна, как прием через свадебные обряды в круг родственников прежде чужих людей. Волк – это часть чужого, которая, попадая в устоявшийся мир, на время нарушает его равновесие, но необходима этому миру как новая кровь, спасающая род от вымирания.
Цитата:
Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни. Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.
Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле – весеннему богу солнца и продолжения рода. Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие, наступающее в марте.
http://russianmyth.ru/zayac/Т.е. именно заяц, как символ нарождающееся молодой силы, и может принять, вместить в себя ту долю чужого, которая необходима для творческого развития, которая вытаскивает из стоячего гниющего болота.
Волк в мультфильме в своем внешнем облике собрал символические элементы чужого мира, от которого в те годы страна была отгорожена “железным занавесом”. Асоциальный образ его поведения и успешные удачи Зайца, уворачивающегося от его преследований, сохраняют надежную уверенность, что это чуждое не будет принято, не проникнет в устоявшуюся систему законов и правил. Но… смех, как известно, разрушает границы страха. Высмеянный, карикатурный Волк уже не был страшен, он становился своим, родным, близким. Как близкими и родными становились те элементы свободы, которые он крошечными штрихами вносит в наш мир через свой образ.
Он был любим, наряду с Зайцем, именно этим свободолюбивым хаосом легкого сказочного хулиганства, разрушающего, уничтожающего застоявшее и ненужное, то, что давно стало мешать развитию, но снести и уничтожить жалко или невозможно из-за ретроградного взгляда шаблонного мышления.