Людмила Николаевна писал(а):
А естественного возмущения души русского человека против жестокости к живому существу Вы не предполагаете? а наличие обыкновенной жалости, коей и называли в старину на Руси любовь, к страдающему, ни в чем не повинному животному, нормального человека Вы не берете в расчет ?
Вот ведь интересно,
, любовь к животному имеем (правда), а славить будем Сталина - убившего миллионы. За бродячих собак - страдаем, бродячих людей - ненавидим, даже если не вспоминать "кавказцев" - на них, вообще, нужно "бомбы сбрасывать"...
Селена писал(а):
Люди, кто слушал вчера программу, объясните, кто понял, странное противоречие.
Что убивает в себе человек, смотрящий корриду и кровавые зрелища в Интернете и по телевизору, животного или человека?
Если Бык – символ древнего лунного божества, божественной силы инстинкта, то, убивая его, человек объединялся с богом, которому жертвовал быка или какого-то другого животного, поглощал его силу, причащался божественному. Убивая ради пищи, мы поглощаем, питаем свою физическую плоть энергией убитого. Жертвенное ритуальное убийство предполагало то же самое,… поглощение, присвоение той части божественной энергии, которую олицетворяло убиваемое животное.
Т.е. в корриде человек присваивает себе животную агрессию или же убивает ее? Это божественный ритуал причастия или человеческое убийство бога, который в данном случае есть животные инстинкты?
Совершенно запуталась. Не поняла вчерашнюю программу,
Ну простите все меня, пожалуйста.
И на старуху... случается прореха
.
Селена! И то и другое верно: просто причащаясь Божественного мы, как раз, и убиваем в себе животное.
И то, что мы сегодня называем "инстинктами" и "Божественное" в себе (я имею ввиду, разумеется, нас - грешных и не просветленных светских людей, не ощущающих живой связи с Богом) большинство чувствует как "быка" - огромную, трудно сдерживаемую силу. Собственно "сексуальным" или "агрессивным" инстинктом ее объявил только Фрейд.
Жизнь человека зависит от того, как он ее... назовет. В какие отношения он с ней вступит?
Когда убийство животного ритуально и бой идет "на равных", тореадор и зрители, думается мне успевают ощутить (не осознать, к сожалению) очень многое: Они чувствуют кровавый азарт агрессора, хрупкость жизни тореадора и быка, страшную боль пикадора или тореро (очень часто), которая наступает, как расплата за
неумелую игру с этой силой и, наконец, чувство вины за гибель прекрасного животного, одновременно с гордостью за тореро, который совладал с этой силой.
Все это, действительно похоже на то, что женщина испытывает в родах: чувство собственной хрупкости и страх за неведомую силу, которая зарождается в тебе, хрупкость собственной жизни, агрессию по отношению к окружающим и чувство вины за эту агрессию, когда все закончилось и счастье появления новой жизни и кровь...
В миг победы, как писал Хемингуэй "тореро становится быком": он принимает в себя его силу - она становится на место его внутренней "темной" силы. Теперь он знает, что с этой силой в себе он может совладать, это чувствуют и зрители. Рождается новый человек - "победитель быка"... мифологический герой.
Как в родах рождается не только ребенок, но и новая женщина - мать.
Я имею в ввиду смыл ритуала, реальный тореро - как сказал Курляндский, в передаче про "Ну погоди" - "просто профессионал". Чувствовать оценивать и понимать - это дело зрителя... или участника мистерии смерти - возрождения: смерти быка и бессмертия божественной силы.
Смерть необходима, поскольку без нее невозможна индивидуальность - не возможна новая жизнь. Хотим мы этого или нет - она требует познания. Если в традиции не существует ритуала, который позволяет почувствовать красоту смерти, то человек все равно будет подглядывать в "замочную скважину" телевизора на кровавые ошметки жертв катастроф и насилия... Только в этом не будет красоты...
"Красота смерти" невозможна. Возможна только красота смерти, ведущей к бессмертию.
Нашей культуре это прекрасно известно. Идет Страстная неделя, а страсти Христовы - это кровь. Под влиянием догматики мы привыкли задумываться лишь о том, что эта кровь была лишь человеческой несправедливостью. Но Он был Богом, а значит страсти были необходимостью, ведь Он мог легко их избежать. Без Креста нет Вознесения. Новое не может родиться без крови. Недаром Он сравнивал себя с агнцем - жертвенным ягненком...не с быком, конечно, но все же...
Осознание Его жертвы и должно во время великого поста вести человека к индивидуальной Пасхе - новому рождению. Пост - это умерщвление плоти, позволяющее справиться со своими животными инстинктами, впитав в себя жертву агнца.