Я из группы большинства, считаю, что его надо похоронить. Почему я так считаю, сейчас объясню. Только опять предупреждаю, что это всего лишь мое мнение, мои ощущения и мой опыт, и все обобщения всего лишь мои субъективные обобщения. Я просто так все это объясняю для себя.
А думала я над этим много. Наверное потому, что город наш, кроме того, что это моя родина, это еще и родина Ульянова. Он здесь родился, провел детство и закончил гимназию. Уехал отсюда учиться в Казань и больше никогда не возвращался. Но и 17-то лет проведенных в Симбирске было достаточно, чтобы попытаться превратить его в мемориальную зону почитания главного человека нашей страны в недавнем прошлом. В 30-ые годы в пылу фанатического энтузиазма в городе были уничтожены все храмы, монастыри и церкви. Все, до одной. Древний Симбирск славился своими храмами не только в Поволжье, но и далеко за… Рассматриваю сейчас всю эту красоту на старых, вековой давности, фотографиях и сердце сжимается от боли.
Но… создавалась новая религия и все атрибуты старой ей мешали. То, что культ почитания Вождя был религиозен в своей основе, замечено многими. Но это именно новая религия, а не продолжение традиций старой. И начало ей кладет именно решение партии о мумификации тела Ленина и создание грандиозного погребального комплекса – Мавзолея. Погребальный обряд у всех народов всегда включал в себя основные положения их веры. Именно захоронения дают нам сейчас основные сведения о религиозных верованиях древних народов и наших предков. Менялась, модифицировалась вера, менялся, модифицировался погребальный обряд. Умершие предки связывали живых с их представлениями о загробной жизни. В 24-ом году прошлого века эти представления для нашего народа решили кардинально поменять. Нигде и никогда мертвое тело не выставлялось на всеобщее обозрение. Мумии фараонов хранились в недоступных для посещения погребальных комнатах. Мощи святых становились таковыми только по прошествии многих лет после погребения, если им удавалось достаточно сохраниться после захоронения. И это считалась божественным знаком. Они были живыми, они ЧУДОтворили. Впервые в истории человек искусственно пытался сохранить труп, пытаясь главным сделать человеческое тело и человеческие идеи, выкинув за ненадобностью из обихода такое понятие, как человеческая душа. Попытались, не удалось. При всей эфемерности и материальной недостоверности она есть и постоянно требует себе пространства для жизни. Но в религии социализма ей места не было. Для меня именно это и обозначает мертвое тело Ленина в Мавзолее – бездуховная мертвенность тех идей, на основе которых строилось наше общество в прошлом веке. Я не о внешних декларациях и не о красивых лозунгах, они правильные и замечательные. Я не о наших достижениях и успехах, они были и я их высоко ценю, очень высоко. Только все эти достижения случились не благодаря тем идеям, невольным символом которых стал лежащий в Мавзолее труп, а вопреки им. Они случились потому, что душа народа была живая. И мертвое тело вызывало у большинства только любопытство. Возможно, именно это любопытство к мертвому и погубило прежнюю страну. Он лежал из года в год в своем стеклянном гробе и ничего с ним не происходило. Из года в год к нему приходили толпы людей и, не находя никаких изменений, соотносили это с нашей почти неменяющейся жизнью. Вера в коммунистический рай рушилась, заверения живых вождей уже не срабатывали, надо было что-то радикально менять. И случилась перестройка. Она не родилась как живое от живого, не могло из мертвого ничего родиться,… она именно случилась, как отчаянный шаг в неизвестное. Что было дальше, все знают…
Ленина хоронить надо, и его похоронят когда-нибудь. Не знаю только нужно ли делать это сейчас. Еще живы люди, для которых Ленин – символ их религии. Уберут символ – умрет их вера. Жалко их, хочется, чтобы дожили с этой верой и так не очень-то легкую сегодняшнюю жизнь.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|