Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 29 мар 2024, 01:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 48 ]  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: В.Пелевин, В.Гинзбург “Generation П”
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 14:19 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Ну что ж… рискну начать очередную очень сложную, на мой взгляд, тему.
Роман Виктора Пелевина “Generation “П”” (“Поколение “П””) и фильм Виктора Гинзбурга по этой книге.
Вроде бы разговор о книге и фильме в традициях нашего форума, но для меня этот разговор естественное продолжение разговора прошлой пятницы об образе Ленина в наших душах. А значит, если он случится, то будет столь же сложным и неоднозначным.

Впервые роман был опубликован в 99-ом году. Помнится мне, на Радио России звучала аудиоверсия книги. Фильм начал сниматься в конце 2006-го, а закончен в этом. В прокат вышел 14 апреля. В интернете уже есть пиратские копии плохого качества. Каюсь,… :smu:sche_nie: вчера скачала одну из них и посмотрела.
Возможно из-за плохого качества, но книга понравилась больше. Все-таки такие книги надо читать. Важен текст. Хотя в фильме очень многое звучало дословно. Игра актеров скорее понравилась, чем нет. Хотя, повторюсь, качество записи портило впечатление от фильма.

И книга, и фильм о технологиях манипуляции сознанием. Причем рассказ изнутри, из рекламного бизнеса, от создателей пиар- и полит-технологий. И сложен этот рассказ потому, что это действительная реальность наших 90-х годов. Почему “беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу” и которое когда-то жило в России и выбрало пепси, оказалось в той сложной действительности, которую оно не выбирало, но которая оказалось следствием первого выбора?
Появившаяся книга Пелевина была очень созвучна моим собственным размышлениям, моим собственным попыткам понять: почему все так? почему так просто оказалось заменить одни идеи другими? почему так легко из реальности ушла, если не духовность, но хотя бы душевность, ведь она-то же точно присутствовала в наших отношениях до этих волчьих 90-х?
Цитата:
И тут случилось непредвиденное. С вечностью, которой Татарский решил
посвятить свои труды и дни, тоже стало что-то происходить. Этого Татарский
не мог понять совершенно. Ведь вечность - так, во всяком случае, он всегда
думал - была чем-то неизменным, неразрушимым и никак не зависящим от
скоротечных земных раскладов. Если, например, маленький томик Пастернака,
который изменил его жизнь, уже попал в эту вечность, то не было никакой
силы, способной его оттуда выкинуть.
Оказалось, что это не совсем так. Оказалось, что вечность существовала
только до тех пор, пока Татарский искренне в нее верил, и нигде за пределами
этой веры ее, в сущности, не было. Для того чтобы искренне верить в
вечность, надо было, чтобы эту веру разделяли другие, - потому что вера,
которую не разделяет никто, называется шизофренией. А с другими - в том
числе и теми, кто учил Татарского держать равнение на вечность, - начало
твориться что-то странное.
Не то чтобы они изменили свои прежние взгляды, нет. Само пространство,
куда были направлены эти прежние взгляды (взгляд ведь всегда куда-то
направлен), стало сворачиваться и исчезать, пока от него не осталось только
микроскопическое пятнышко на ветровом стекле ума. Вокруг замелькали совсем
другие ландшафты.

Вечность – это пространство веры, в которое были помещены временные и конечные цели и задачи. Они закончились, исчерпали себя, оказались несостоятельными и пространство вечности стало сворачиваться, и от него осталось маленькое пятнышко… и все,… и больше ничего. Но это единственное маленькое пятнышко и было сам человек, а не другие. Он, человек, советский человек, направляемый и руководимый коллективным разумом партии, остался наедине с самим собой и не знал, что делать с этим собственным одиночеством.
Прежние коллективные идеи оторвались от бытия и стали только идеями. Собственное мировоззрение нас никто не учил формировать и пространство веры и вечности оказалось пусто. Но пустым-то оно быть не может, его нужно, необходимо заполнить. Вера в СМИ, а не в собственные мысли и чувства и стало той основой, на которой стали плодиться и размножаться манипулятивные технологии.
Цитата:
- Склоняюсь перед живым богом, - торжественно сказал Фарсейкин.

Богине Иштар нужны земные воплощения ее мужей, и они всегда находятся.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 15:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:40
Сообщения: 1159
Откуда: Челябинск
Реальность меняется постоянно. Невозможно уцепиться за какой-то промежуток и остаться в нём. Поэтому я бы нестал так идеализировать прошлое. Каждое последующее поколение оборачиваясь назад говорит одно и то же: что и трава была зеленее и небо чище и стихи искреннее, а книги мудрее и проще. Я бы сказал, что это просто нежелание течь в потоке жизни и меняться с нею. Прошлого нет, будущего тоже нет - а следовательно жить можно только сейчас. И мы либо живём, либо нет.

А жить это смотреть, чувствовать, осязать то, что сейчас перед тобой. Прикасаться ко вкусу реальной жизни. Просто люди с возрастом имеют тенденцию терять это качество - жить в потоке, учиться, познавать и удивляться новому.

_________________
Джасмухин - О том как жить без еды, питаясь только энергией.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 17:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 окт 2010, 11:30
Сообщения: 456
Откуда: Санкт-Петербург
Majestic писал(а):
терять это качество - жить в потоке, учиться, познавать и удивляться новому.

у меня все наоборот.
именно с возрастом этому можно научиться.
полагаю, что это не только у меня.

_________________
http://www.flickriver.com/photos/pahamiha/popular-interesting/ -люблю снимать на пленку!
http://vk.com/pahamiha -добавляйтесь в друзья!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 18:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Откуда вообще появилось это пространство Вечности, сжавшееся впоследствии до точки?
У Пелевина, на мой взгляд, это замечательно записано в имени главного героя: Вавилен.
Цитата:
Взять хотя бы само имя "Вавилен", которым Татарского наградил
отец, соединявший в своей душе веру в коммунизм и идеалы шестидесятничества.
Оно было составлено из слов "Василий Аксенов" и "Владимир Ильич Ленин". Отец
Татарского, видимо, легко мог представить себе верного ленинца, благодарно
постигающего над вольной аксеновской страницей, что марксизм изначально
стоял за свободную любовь, или помешанного на джазе эстета, которого особо
протяжная рулада саксофона заставит вдруг понять, что коммунизм победит.

Имя это еще и отличается всего лишь одной буквой от Вавилона с его грандиозной задачей: строительство вавилонской башни и последующем за ним вавилонским столпотворением.
Здесь в одном имени собрано огромное количество знаков и символов. Искусственная религия, соединившая в себе несочетаемое и созданная всего лишь для грандиозного строительства, непременно будет разрушена, люди перестанут понимать друг друга, башня окажется недостроенной, а народы рассеяны по всему миру.
И при этом именно человеку с таким именем, окажется возможным стать сначала копирайтером, затем криэйтором... Он адаптирует зарубежную рекламу, зарубежные бренды, зарубежные полит-технологии к постсоветской действительности. Эта адаптация потребует создания ложнославянского стиля…
Цитата:
…господствующей государственной эстетикой станет ложнославянский стиль. (Этот
термин употребляется нами не в негативно-оценочном смысле. В отличие от
славянского стиля, которого не существует в природе, ложнославянский стиль
является разработанной и четкой парадигмой.)

… т.е. в общем-то, привычного символьно-знакового языка, который, тем не менее, опирается на общие для всех законы человеческой психики. Именно из-за этой талантливо созданной знаковой иллюзии и возникает возможность манипулировать человеческими желаниями.

_____________________________
Чакраборти отдохнул писал(а):
Majestic писал(а):
терять это качество - жить в потоке, учиться, познавать и удивляться новому.

у меня все наоборот.
именно с возрастом этому можно научиться.
полагаю, что это не только у меня.

У меня тоже,… с возрастом…. :smu:sche_nie: :-)

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 20:54 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Очень мало времени было на подготовку к такой сложной теме... Роман перечитать не успела. Экранизация понравилась.
Селена! Спасибо огромное за то, что открыла тему и высказала очень интересные мысли.... как всегда!
Звёздный состав актёров не обманывает ожидания:
Цитата:
Режиссёр Виктор Гинзбург в ролях Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Фомин, Владимир Меньшов, Иван Охлобыстин, Александр Гордон, Роман Трахтенберг, Олег Тактаров, Рената Литвинова, Андрей Панин, Леонид Парфёнов, Игорь Миркурбанов, Амалия Гольданская, Андрей Васильев, Елена Полякова, Сергей Шнуров
( википедия)
Главный герой - несостоявшийся писатель.. внешне отдалённо мне напомнил любимого страной студента Шурика (из весёлых комедий Гайдая).. Только теперь этот герой-интеллектуал серьёзен, пафосен, и претензии его нешуточные: стать Богом .. через супружество с богиней Иштар..
Очень интересна философия орануса у Пелевина.. создатели фильма необычайно красочно её воплотили в образах!
Несмотря на то, что герой фильма приспосабливает западные бренды под нашу ментальность, чувствуется, что Пелевин восстаёт своим произведением против философии потребления.Рекламщик, ставший Богом, Творцом нынешней реальности, создаёт буквально ВСЁ, что мы видим на ТВ-экране - парламентариев, их имиджи, характеры, политические события,новости, скандалы, рекламу - это громадная гипербола, конечно, но и Предупреждение ..об огромной власти и ответственности тех, кто допущен к информационным ресурсам.
Человек в романе (и экранизации) фильма становится всего лишь "программой, воспринимающей другую программу", переставая быть личностью..
Пелевин (а вслед за ним и создатели фильма) пугают, встряхивают, просто устраивают ВЗРЫВ мозга..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 21:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Ох, жаль, что ничем не могу помочь в этом разговоре. САМУ книгу не люблю ( но ПРЕДИСЛОВИЕ считаю концептуальным и гениальным), фильм не посмлтрела и НЕ ХОЧУ смотреть, хотя уверена,что в нем все ОЧЕНЬ тонко и правильно снято, а Епифанцев - Татарский вне всякой конкуренции.
Слежу за прессой и интервью на ТВ.
Фильм очень понравился Татьяне Москвиной. Что показательно. Но его достаточно холодно приняла НЫНЕШНЯЯ МОЛОДЕЖЬ. Им это уже "по барабану". Генезис вопроса не важен. Они - в результате.

Постараюсь найти что-нибудь из СЕБЯ - о ПРЕДИСЛОВИИ. И Т. Москвину.
Сорри,что не вступаю в дискуссию. Она , Селена, и, правда, ОЧЕНЬ сложна.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 21:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Сорри еще раз.
Вот нашла из своего давнишнего доклада :

Пожалуй ,только один современный автор держит читательскую аудиторию (как «высоколобую»,так и предельно демократическую ) в напряжении.Это Виктор Пелевин. Последний роман «ДДП. Из ниоткуда в никуда» широко обсуждается как «на кухнях», так и в интернетовских «сетях» . Многим читающим людям важно понять вектор авторской мысли, увидеть его глазами Время, ощутить атмосферу «быта» и «бытия».Найти в том и другом самого себя.
Массовая литература, ориентированная в последние годы все больше на усредненного ,предпочитающего «чтиво» чтению читателя, не ведет разговор «о времени и о себе»,не меняет ничего принципиально в душе человека. Но должна ли менять ?
Если следовать традициям отечественной классики (включая, между прочим ,и советский период, когда в лучших книгах чувствовалось сопротивление идеологическому режиму), то всегда именно и з м е н е н и е жизни к л у ч ш е м у (более человечному, справедливому, нравственно чистому) и составляло сверхзадачу любого серьезного писательства в России.
В последние годы цели и задачи такого рода были как бы скорректированы. И не только, думается ,условиями рынка.
Как-то незаметно из нашей литературы ушло то, что составляло ее «визитную» карточку. ПАФОС и СМЫСЛ. Поговорим о потере первого.
Кто из нас, учившейся в советской школе (училище, гуманитарном вузе) не усвоил с младых ногтей гражданский пафос русской словесности? У кого в самом хорошем, задушевном, смысле не дрогнет сердце при воспоминании о пушкинском «Пророке»?... Кто с воодушевлением не цитировал «К Чаадаеву»? Для большинства неспециалистов не важно, что впоследствии с горечью раскаивался в своей поспешности ,не без исторического основания считая, что «вышел рано, до зари» Не все способны оценить силу пушкинского вопроса : «Зачем стадам дары свободы ? Их должно резать или стричь…». Программой не предусматривалось исследование глубины и диалектики гениальной мысли. Но пафос служения Отечеству, пафос предназначения поэта и поэзии «глаголом жечь сердца людей» никогда со счетов не сбрасывался. Более того – культивировался.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы!
Мой друг! Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
ИЛИ
Товарищ! Верь взойдет она,
Звезда пленительного счастья!
И на обломках самовластья
Напишут наши имена
Пушкинский гражданский пафос был, как известно, поддержан некрасовской формулой : «Поэтом можешь ты не быть. но гражданином быть обязан».Более сложнее и даже как-то загадочнее для некоторых «школяров» звучало лермонтовское признание в «странной любви» к своей многострадальной и «нищей» родине.
Пафос русской поэзии (включая щедринское «Люблю отчизну до боли сердечной…» в советскую эпоху был с лихвой поддержан знаменитым евтушенковским : «Поэт в России больше ,чем поэт».
Пафос бережно, как факел с вечным огнем ,передавался из поколения в поколение. И вдруг…
Вместо пламени возник…едкий дым. Весьма раздражающий прежде всего маститых школьных учителей.(Как оценить,допустим, антипафос созданного Пелевиным для юношества «Омон Ра»?). Потом и дым развеялся. Пафос стал мало - помалу подвергаться иронии. Потом и вовсе растворился в пустоте (идеологической ,в том числе).

И сегодня полноценный – традиционный ,узнаваемый предыдущими поколениями советских людей пафос практически не возможен. Рискну высказать мнение,что отечественная литература от откровенного цинизма, допустим, позднего Сорокина вряд ли что-нибудь существенное приобретает.Гораздо продуктивнее промежуточный – иронический период,когда в ткани произведения одновременно существовали как бы два пласта культуры – еще пафосный и уже лишенный оного – «реальный». От соотношения этих качеств сознания рождались в голове читателя и горькие мысли , и необъяснимая тревог, и душевная боль. Но…
Ирония Виктора Ерофеева ( «Жизнь с идиотом»), Татьяны Толстой («Кысь»),Андрея Битова требует особого истолкования подтекста и потому излишне «грузит» массового читателя. В ходу все более развлекательные бестселлеры. В них нет прозрения. Они не обогащают.
Писателям все чаще дают понять, что Время,якобы, не зовет их в наставники, поводыри. Люди преспокойно обходятся без «золотого Слова, со слезами смешанного».
Но какой в итоге может стать страна люди, лишенные потребности в Слове –традиционном, пророческом , живом?
Такую страну и таких людей нам показывает Виктор Пелевин. Причем, практически в формах «критического реализма». Те, кого он изображает ( далеко не интеллигенты в последнем «ДПП») с восторгом узнают себя. Интеллигенция, впрочем, тоже черпает из пелевинских бестселлеров важную информацию, позволяющую ей так или иначе само идентифицироваться в современном мире. «Высоколобым», как правило, адресованы у Пелевина предисловия. В них –ироничных и ернических ,на первый взгляд, - точно передано атмосфера времени. Из них вполне вычитывается некий «прогноз» на будущее. Какая же всех нас ожидает «жизнь духа» о одной отдельно взятой стране - России пост перестроечной .
Согласитесь, как многое было уже объяснено профессиональным филологам в «Предисловии» к роману «Поколение «П». Помните ? Герой – гуманитарий Татарский - уже было согласился на неизбежную для советского словесника участь: «пустую аудиторию в Литинституте, подстрочник с узбекского или киргизского , который можно зарифмовать к очередной дате, а по вечерам – труды для вечности» (2,13. ( Невольная параллель с судьбой Льва Одоевцева – героя романа А. Битова «Пушкинский Дом»). Бывший студент филфака , казалось бы, всей душой и сознанием смирился с условиями, диктуемыми «застойным периодом», но Время вдруг резко изменилось. И молодой человек, оказавшись в ситуации идеологической пустоты (очень смахивающей на искомую интеллигенцией «свободу») резко пересмотрел свои планы на будущее: ушел работать в рекламу.
А что же Вечность,о которой так много твердили ему на филфаке? Татарский осознал, что «вечность существовала только до тех пор , он искренне в нее верил и нигде за пределами этой веры ее, в сущности, не было. Для того, чтобы искренне верить в вечность, надо было ,чтобы эту веру разделяли другие,- потому что вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией» ( 2,14 ).
У героя Пелевина произошла полная перестройка сознания
(как, кстати, и у Петра Пустоты из романа «Чапаев и Пустота», и у Андрея из «Желтой стрелы»).
Способствовал же этому по-своему по-своему гениальному «прорыву» один внешне обыденный эпизод. Татарский увидел на витрине магазина запылившуюся пару уцененных ботинок. Их украшали некогда щегольские (а теперь крайне нелепые ) пряжки ! Молодой человек идентифицировал себя с этим никого уже по большому счету не интересующим, но когда-то модным товаром.
В итоге он признал ненужность того, что так старательно сберегало его сознание – ВЕЧНОСТЬ, которую «вставляли в голову в одном контейнере с природоведением и неорганической химией…»( 2,15). Итак, Вечность – достояние того, кто хоть изредка о ней вспоминает? О Литературе вспоминали только единицы – учителя, студенты,писатели. Для большинства она хоть и изучалась насильственно в средней школе, не являлась чем-то обязательным и жизнеопределяющим. О ней после получения аттестата зрелости можно было просто забыть. Большинство наших современников о ней просто не догадывалось. Вечность не выдерживала конкуренции с повседневной реальностью. Правильно ли это? Или угрожает бедой –трагедией забвения чего-то Главного? Есть ли смысл в Вечности ?
Прячась за иронию, Пелевин задается этим нешуточным для русской интеллигенции вопросом:
Ч то такое вечность – это банька,
Вечность – это банька с пауками.
Если эту баньку
Позабудет Манька,

Что же будет с Родиной и с нами? ( 2,16 )
Не правда ли, филолог при желании может усмотреть в этой получастушке ассоциативную связь с размышлениям о смысле жизни Аркадия Свидригайлова («Преступление и наказание»), отзвуки иронических песен о «баньке» Владимира Высоцкого?…
Что же произойдет – забудь Манька баньку? Скорее всего, помимо воли и «Манек», и «Петек», и даже Татарских случится высвобождение сознания от всякого рода «ложного знания». Не об этом ли написан один из лучших романов Пелевина «Чапаев и Пустота» ?
Сознание , впрочем, не долго будет пребывать в блаженном состоянии вакуума. Уже очень скоро оно заполнится тем, что способно дать человеку хотя бы малейшую иллюзию осмысленного существования Вспомним, что о герой последнего романа Пелевина («ДДП Из Ниоткуда в Никуда») всерьез интересуется кабалистикой и всецело зависит от случайно попавших в поле зрения цифр.
Мало-помалу к жителям прежнего СССР придут иные смыслы. Иное знание. А со вчерашним –учебно -традиционным содержанием ( историческим, нравственным, духовным ) новое поколение героев (и, похоже , самих писателей) рвет безоговорочно.
Классическое содержание и пробужденный им пафос постепенно выйдут из употребления ? Изучение культурного наследия станет уделом узкого круга специалистов ? степени не . Классика станет объектом пошловатой пародии ? Пока это только вопросы. Идет борьба.
Но предисловие к последнему роману Пелевина настораживающе:
Товарищ, тырь. Товарищ ,верь.
За дурью дурь. За дверью дверь.
Здесь и сейчас пройдет за час.
Потом опять теперь.

Семь бед – один переворот.
За кедом кед.
За годом год.
И только глупый не поймет.
Что все наоборот…(3,4)
В нем – горькая ирония человека, окончательно потерявшего вектор движения – смысл жизни. Он уже даже не в свободе. Не удовлетворяет наслаждение миром «здесь и сейчас». Неужели сознание тоскует по искреннему желанию во что-нибудь свято и безоговорочно верить? Не в цифры – в Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Правду и Ложь…
Да, пафос (вернее, доверие к нему) сменился в нашей литературе иронией.
Далее путь, как известно из практики литературы начала века ( Блок, Белый, Сологуб …) лежит непосредственно к Смерти.Помните в «творимой легенде»? «Пришла великая царица Ирония …и сняла …покровы, один за другим. Обнажилась великая печаль ,неизбежная противоречивость всякого мира, роковое тождество совершенных противоположностей. И тогда предстала им последняя ,и сильнейшая из богинь дивного мира ,утешающая последним ,неложным утешением, Смерть»(4,89).
Может быть, не случайно эта философский мотив доминирует в пелевинском творчестве последних лет ?


Последний раз редактировалось Людмила 29 апр 2011, 21:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 21:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
А Вот Татьяна Москвина

Татьяна Москвина о фильме «Generation П»

Дело Пелевина живет и побеждает
20 апреля 2011 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина ]
http://www.argumenti.ru/culture/n285/103324

На экраны вышла картина «Generation П» («Поколение П») – экранизация одноименного романа Виктора Пелевина. Редкий случай: и роман хорош, и экранизация талантлива.

Это кино не про кокаин, мухоморы, рекламу и «лихие девяностые», как пишут те, кто фильма в глаза не видел.

Это кино про рехнувшуюся страну, которая «нюхнула» свободы и обезумела, потеряв целое поколение несчастных мальчиков, ставших сукиными сынами и бессовестной сволочью.

Это – сатира. Самая настоящая, по заветам Свифта и Щедрина. Сатира, как полагается, с элементами фантасмагории.

Талантливый плевок в физиономию всем заправилам нынешней мерзопакостной жизни (я беру ее общественное, не личное измерение, в котором еще можно жить). Недаром в эту картину государство не вложило ни рубля. Финансируя по сто кусков кинематографического дерьма в год, государство именно для этого фильма сделало исключение.

Нетрудно понять почему. Все наше кино, которое финансируется государством, – конформистское, лизоблюдское. Оно молчит о правде. Оно снимается неизвестно о чем и любит разве что таинственно намекать. Эксперты, предваряющие стадию финансирования, заранее завернут любую картину, где есть социальная критика.

А весь Пелевин – социальная критика, причем острейшая. Вот почему обитателей Кремля трясет от ненависти к Пелевину. Пелевин же никакой ненависти ни к кому не испытывает, а только удивляется, почему в принципе приятная иллюзия жизни у русских протекает с такими болезненными конвульсиями и мучительным идиотизмом. И отчего это кучка «негодяев, захвативших нефть и газ» изобретает столь утомительные и сложные формы самопрезентации…

Фильм «Generation П» снял режиссер Валерий Гинзбург – неизвестное мне имя. Судя по давно покойному Роману Трахтенбергу, который фигурирует в небольшой роли, картина выходила на экраны долго и нелегко. Содержание романа Пелевина сохранено. Шуткам автора найден адекватный визуальный эквивалент.

Вавилена Татарского, героя фильма, шагнувшего «из грязи в князи», из придорожного ларька на вершины политического олимпа, играет молодой актер Владимир Епифанцев, и это удача. Его мягкое, несколько туманное лицо сначала кажется не слишком выразительным. Но к концу картины понятно, что просто у актера есть вкус, он без кривляния умеет артистически превращаться. Епифанцев отлично показал конформность своего героя, способного принять любой облик. «Ботаник» с хипповскими кудряшками, молодой причесанный клерк, преуспевающий «криэйтер», Татарский в конце обретает чеканный облик «героя своего времени», о славных делах которого уже рассказывает сам Леонид Парфенов. То есть становится законченным циником с пустыми и наглыми глазами, забывшими всякое воспоминание о стыде. Но и при этом он остается обаятелен!

Сам ли герой виноват в такой метаморфозе? Этот вопрос можно расширить: виновато ли поколение, родившееся в начале 70-х, в том, что полило Россию кровушкой в 90-х и выбросило в жизнь десятки тысяч бесстыжих живоглотов, заправляющих делами и поныне? Или его обманули, бросили на дороге истории, и пришлось вот давить других, чтоб не раздавили самих?

Ответ Пелевина известен. Конечно, все сами виноваты. Но учтите: человек может ни в чем не участвовать и завалиться в маргинальную щель, как завалился приятель Татарского, «тибетский астролог» Гиреев (его в картине очаровательно, со знанием дела изображает Сергей Шнуров). Но уж если ты пошел в темный лес, в дикое поле общей жизни, тебя будут форматировать те силы, что сейчас распоряжаются этим лесом и этим полем.

Православные называют их демонами. А вольные умники вроде автора романа «Поколение П» – мужьями богини Иштар, распорядителями Вавилона. Ведь это Рим погибал и возрождался вновь, – а Вавилон с его башней и смешением языков всегда с нами. Вавилон – это бесчеловечный, кровожадный порядок жизни, где все поклоняются только силе и успеху, а сила и успех – это золото.

Темная башня этого Вавилона по имени «институт пчеловодства», где царит умный придурок Лева Азадовский (как всегда блестящий Михаил Ефремов) и где политических телеманекенов лихо творят на компьютере, изображена с редкой для нашего кино веселой и злой сатирической силой. На экранах еще царит эпоха корявого Ельцина. Но уже «криэйтеры» родного Вавилона подбирают кого-то нового, куда более полированного и пригламуренного… Пелевин ведь не критикует правительство, он поступает куда жестче – он вообще отказывает «им всем» в праве на реальную жизнь.

Не может быть таких людей! Живые люди не могут так долго и бездарно издеваться над другими людьми! Это все мираж, их всех нарисовали на компьютерах… но кто? Этим вопросом задается герой, пока его самого не зачисляют в мужья к богине Иштар и он всякими такими вопросами перестает интересоваться.

Кто? Да ты сам. И все твое «поколение «п». Ты разрешил всем этим негодяям быть. Ты поклонился золотому идолу кровожадной богини…

Очевидный успех экранизации пелевинского романа (кинозалы полны молодежи, внимающей фильму с трепетом!) доказывает то, о чем я пишу, кричу, ору уже сто лет: кинематографисты, читайте и экранизируйте хорошую современную прозу!

Нет, ничего не читают и жалуются на «кризис идей».

Весь кризис идей в том, что хочется пожить за государственный счет, получив казенных денег на свою лабуду, а это не всем разрешают.

Очень правильное и своевременное кино – «Поколение П». Легкое и смешное по форме, едкое и злое по сути. В создании картины явно участвовал интеллект человека, а где ж вы это последний раз видели?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 21:36 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Людмила, спасибо. :ro_za:
И Ваша статья интересна и статья Татьяны Москвиной тоже.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 21:45 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Людмила! Респект!Спасибо за Вашу статью и статью Москвиной! Жаль, что Вы не звоните в передачу..
а я уже опять не успела.. в прямом эфире я совершенно путаюсь и теряюсь - не рискну уже..да и не очень продумано у меня пока всё.. в сыром виде..

***
вот хочу тоже немного дополнить свой сумбурный пост:
сама реклама, которую предлагает Пелевин от имени Вавилена, иронична..
когда в кадре про "тик-так" на заднем плане "мужчина с порочным лицом" садится в машину, которая взрывается и звучит(если ничего не путаю) слоган: "тик-так - взрыв вкуса", а в последних кадрах реклама откровенно издевательская: когда инсценируют средневековую казнь на лобном месте в Москве и отрубленная голова рекламирует шампунь от перхоти..
Это сатира, как определила Москвина.. да..
***
Сатиричны и перефразировки Пелевина("Человек человеку WOW", человек - клетка экономики по названию "оранус": от слов "орал" и "анал") , Пелевин действительно откровенно смеётся и над культом древней богини Иштар, выродившейся в золотые слитки и над современниками..я имею в виду , например, финальные сцены, когда герои попадают в золотую пещеру богини Иштар,где смертью богини представлена собака о пяти ногах по имени Пипец,олицетворением которой, по мнению Вавилена являются ВСЕ современные люди..
издевательские и наряды у Вавилена и Азадовского и их соратников: то ли шкуры, то ли белоснежные пачки балерин?
и когда душат очередного начальника детскими прыгалками.. то так и хочется продолжить зловещую метафору: ещё один допрыгался..(((
Вообщем, чёрный юморочек..
Людмила, я вот только несогласна, что молодому поколению так уж "по барабану" книга и фильм.. Общалась сегодня с далеко нестарыми рекламщиками - своими знакомыми и друзьями.. они говорили, что непременно пойдут на этот фильм.. а вот те, кто читал книгу, посетовали, что мало времени на подготовку.. они бы с удовольствием перечитали роман и высказались бы..(стало быть не только у меня память недолгосрочная)


Последний раз редактировалось Эльмира 29 апр 2011, 22:09, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 22:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 11:40
Сообщения: 1159
Откуда: Челябинск
Чакраборти отдохнул писал(а):
Majestic писал(а):
терять это качество - жить в потоке, учиться, познавать и удивляться новому.

у меня все наоборот.
именно с возрастом этому можно научиться.
полагаю, что это не только у меня.


С возрастом копится опыт. Начинается сравнивание прошлого опыта с текущей реальностью в ущерб непосредственному, незамутнённому оценками и интерпретированиям, переживанию самой реальности.

Происходит накладывание опыта на призму восприятия. Человек начинает видеть не мир, а свою интерпретацию мира. Бывают конечно и исключения. Когда человек сознательно отказывается от интерпретации мира и засчёт этого проживает тотально реальность, принимая её на 100% без всяких оценок. Это еще называют просветлением.

_________________
Джасмухин - О том как жить без еды, питаясь только энергией.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 апр 2011, 23:15 
У людей (простого народа) времён Достоевского не было телевизоров, уровень фантазии на дела уголовные был феноменальным.
Привожу выступление Леонида Рошаля - интеллигентный, замечательный доктор, который выступает, вступается за свой народ.

http://video.yandex.ru/users/kpe-inform/view/151/

"Мне стыдно" - вот что часто повторяет Леонид Рошаль, вот это правда, переступить через которую можно легко, но тогда чего ожидать от молодёжи.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2011, 10:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Увы, эта книга Пелевина у меня не пошла. Я никак не могла "прощупать" для себя эту его квази-реальность. (К фильму даже не приступала)
Листала, начинала с середины, с конца...
Думала, что и высказываться не буду.
Но прочитала пост Принцессы.
И теперь никак не могу отследить ПОЧЕМУ, но получается какая-то "калька" с образа Татарского на Трофима... "Только мне, почему-то, не хочется, чаевые зажав в кулаках, называть полудурка "Высочеством", скаля рот, аж, до хруста в висках"
Стыдно? Совесть? "И топить свою совесть в рублях"?
Помните "На плоту" Роберта Янга? Может, всё дело в том, что совесть ГГ Пелевина и плывёт по ТОЙ самой реке, на ТОМ самом плоту...

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2011, 14:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Селена Эльмира

:ro_za:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 апр 2011, 15:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2220
Откуда: Москва
Обсуждение получилось привлекательнее самого фильма. Извините, но было даже лучше, что никто не звонил в передачу. Многого не восприняла в фильме, поэтому анализ кино слегка приблизил его суть. Нет, фильм впечатляет и снят весьма талантливо, но не задевает. Видимо у каждого кино-свой зритель...

Посмотрела накануне программы, и отклика восхищения, желания осмыслить никакого не чувствовалось. Только единственное ощущение - отчуждённости даже удивления. "По-барабану" - это не причина, а результат :) Причина в другом- ТАК ОСТРО ни действительность, ни различие периодов не воспринимается. Я смотрела и чувствовала, что живу вообще в другой реальности, чем герой фильма (или реальность иначе отражается).

Пелевин сатирой обнажает и до боли усиливает всю прискорбность современной действительности. Но то, что человечество превращается в программу, в "оранусов"- это не пандемия. Это проблема отдельного человека в этой системе, точно так же, как и решение лежит в личности каждого. Даже всепоглощающий поток рекламных слоганов бессилен без готовности их воспринимать и тотального внутреннего конформизма.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 48 ]  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 69


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.130s | 18 Queries | GZIP : On ]