Тема действительно не простая , как была не проста жизнь художника .
Сегодня я прикоснулась , благодаря теме , открытой на форуме ещё ближе к судьбе и творчеству Сальвадора Дали . И в очередной раз вспомнила изречение -
- Где стена , там дверь .
Открыла картину ,, Тайная вечеря ,, и познакомилась с описанием этого полотна .
Картина С. Дали, хранящаяся в Национальной галерее искусств Вашингтона, сотворена по принципу соответствия, сходства с фреской Леонардо и одновременно ярко выраженного контраста. Вообще С. Дали ведет полемический диалог с современной и прошлой культурой, защищая ее и споря с ней. Дали сохранил горизонтальную вытянутость стола, явственно дав понять, что он из геометрически равных кусков светлого камня, мысленно уводящего зрителя в Древнюю Иудею. Вокруг стола – действующие лица: на темном фоне переднего темного плана (внизу) – две параллельно изображенные слева и справа, открыв центр, две в плащах со спины фигуры апостолов – склоненные перед Учителем, даже согбенные, покрытые одинаково драпирующимися плащами. Кажется, что каждая фигура повторяет другую. Лиц не видно. У мужчин этих современная стрижка волос. Другие апостолы ( по пять слева и справа от Христа) склонили головы, положив их на руки так, что лиц не видно, только копны волос. Они сжались в своих плащах, и никаких эмоциональных жестов, никакой экспрессии движений. Напротив, реакция на то, что говорит Учитель, загнана внутрь каждого их них. Фигура Христа контрастна с фигурами апостолов на этом полотне, и с Иисусом на фреске Леонардо. Экспрессия жеста – у Христа. На нем белое одеяние с открытой слева грудью. Длинные волосы его тоже светлы. Его левая рука с резко развернутой ладонью лежит на груди у самой шеи, а правая – согнута, поднята с выброшенным верх длинным указательным пальцем. В лице уверенность в том, что предсказанное роковое событие – и предательство, и казнь – неминуемо сбудутся. Мягкость, гуманность чудного Лица Спасителя на произведении Леонардо полностью отсутствуют на картине Сальвадора Дали. Но (и это главное!) две трети полотна Дали занимает то, что находится за пределами огромного окна с геометрически четким делением на части: полоса моря, за ней груды гор, над ними светлое небо (большая часть картины) и там, надо всеми предметами и фигурами, с раскинутыми почти как на кресте, но и как бы обнимающая землю и людей на ней, без головы( уходит за пределы полотна ввысь, в небо) полупрозрачная (по грудь) фигура Спасителя. Белый свет господствует, контрастируя (это специально подчеркивается) с темной полосой внизу. Он затопляет небо, землю, стол и особенно – Христа.
Событие, как кажется, происходит будто бы в космическом корабле из научно-фантастического фильма. Все изображено безупречно реалистически, так это виртуозно сделал С. Дали. Таким образом, зрителю открывается философский смысл картины: образ космического корабля – символ не только реальности – современности, но и символ вечности, вечности трагедий, катастроф, неизбежно-рокового, и всегда в борьбе светлого и темного, жизни и смерти.
Белый цвет одежд героев – символ душевной чистоты. А вдали художник изобразил восход солнца: зачинается новый день – новая эпоха в истории человечества, неотделимая от имени Христа и его подвига. И сейчас, в наши дни, еще не все потеряно, род людской поднимется, как это солнце, этот корабль. А на столе перед Христом на полотне С. Дали – два куска хлеба и стакан с вином, символ тела и крови Господа. Он всем существом своим объемлет Землю – Человечество, дает ему Свет и Жизнь. Гуманизм полотна С. Дали исходит в отличие от фрески Леонардо да Винчи не из колорита и красоты кисти художника (сфумато), а из символического характера композиции, соединяющей евангельский мудрый сюжет с современностью и будущим.
В предыдущем своём посте я написала , что Дали был далеко от Бога и что это отразилось и на его мироощущении . Но , наверное , видеть мир под другим углом зрения и встречать непонимание и осуждение --- это удел всех , кто мыслит не стандартно и видит другие нити которые есть та же Вселенная .
Как и в любом земном человеке в нём было и Божественное начало и человеческая логика . Правильное направление - это и есть путь к Божественному началу . В итоге победило человеческое . Но какие- же прекрасные были - вспышки Божественного , как эта неземная картина ,, Тайная вечеря ,,
В начале его творческого пути был его эпатирующий фильм :
Андалузский пёс
http://www.dali-salvador.ru/Un-Chien-Andalou.html Сайт XX Век Глазами Гения и полная версия фильма с описанием .
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=VsHrKihQ2qI[/youtube]
Этот фильм показывает как его внутренний мир - рвётся наружу . Там хаос - в его внутреннем мире .
За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге "Дневник одного гения" Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ .
И опять - выбрано направление --- человеческое ....
От того , какая женщина рядом , влияет и направление творчества художника. Одно из воспоминаний от первой встречи с Галой . "Она стала рассматривать меня как гения, - признавался далее Дали. - Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала - воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".
-Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", - объявила Гала , и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".
Далее была Америка и бешеная популярность .
«Во всем мире, - пишет Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала - а она одна - единственная на всем свете...».
В заключении хочется сказать , что после более близкого знакомства с творчеством Дали , нашёлся один источник , где его назвали -
Мастер инсценировки (жизнь как произведение искусства), Сальвадор Дали – мистификатор, волшебник, вызывающий на свет Божий невиданное, немыслимое, кажущееся лишенным рационального понимания. Cоздал причудливый, гротесковый мир ужасов и грез. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Веласкес и Вермер, Гойя и Босх, образы Данте и Сервантеса, великие евангельские герои – все они, вечные и прекрасные, в своеобразном преломлении гения С. Дали предстали перед нами в его творчестве. Наверное, не все можно принять в созданиях С. Дали, но равнодушным быть невозможно.Рекомендую посмотреть фильм
Фильм «Сальвадор Дали. Жизнь без правил» http://www.dali-salvador.ru/Life-Without-Rules.html