Spicanew писал(а):
Поэт ведет за собой - в иррациональное или духовное, магическое или подсознательное, в итоге - к единению или отторжению. Работа над/с формой необходима, чтобы и трагическое по содержанию произведение не вызывало в зрителе, слушателе ответные -отчаяние, страх, боль, унижение итд. С тем же, возвеличивание собственных чувств в их нетронутости, авто-чествование боли ведет к тому, что в "реципиенте" воспитывается садист. Очистка, стремление к идеальной в своей уникальности форме, отражение жизни полно, а не в сиюминутном понимании бытия - дело автора, нельзя эту задачу взваливать ни на кого.
Если честно говорить, то я (как человек мало интересующийся теорией филологии и др. гуманитарных отраслей знаний) никогда не задумывалась над тем - какие
задачи у автора (поэта, прозаика, композитора, исполнителя) или читателя, слушателя, или в общем виде - "реципиента", чтобы не говорить - потребителя.
Далеко не всякое поэтическое, прозаическое, музыкальное или произведение изобразительного искусства мне нравится.
Бывает (и часто), что эти произведения НЕ находят отклика, а вызывают отторжение или оставляют равнодушной. Впервые я задумалась над
причиной разного отношения к произведениям, здесь на форуме, когда столкнулась со случаями, когда уважаемые мною люди, совершенно по-другому оценивают творчество отдельных авторов.
И ещё на старом форуме, благодаря процитированным Даном словам одного философа (кажется) о
"философии жизни" и "философии смерти", я кое-что смогла прояснить для себя в этом вопросе.
Главным критерием принятия или отторжения того или иного произведения для меня является то, какую из этих двух философий проповедует автор (возможно интуитивно).
"Оптимист", даже описывая жуткие сцены боли и страдания будет давать посыл к жизни, придавать силы. А
"пессимист", исповедывающий философию смерти, даже описывая обычные бытовые сцены будет угнетать дух читателя (читай - мой - и такие произведения у меня вызывают отторжение)..
А вещи, относящиеся к философии жизни, вызывая сильнейшее эмоциональное потрясение, способны инициировать у меня нечто близкое к катарсису. Причем это могут быть самые незамысловатые произведения. Например такова песня "Вечная любовь" в исполнении Майданова.
Мне безразличен признаваемый ценителями уровень "художественной ценности" самого произведения. А также изыски и претензии автора на форму самовыражения. Повторюсь - мне важен мой собственный катарсис (всегда непредсказуемый) при восприятии того или иного произведения искусства, а отнюдь не катарсис автора. В поэзии для меня наиболее ценен именно эмоциональный посыл, но не какие-то осмысления автора и прочая деятельность ума ...
Вернусь к творчеству Ники Турбиной. Тексты её стихов, даже пронизанные отчаяньем, я воспринимаю позитивно, возможно на основе свойственного мне оптимизма. А вот при слушании её чтения, происходит сшибка восприятия текста и манеры чтения... Если сами тексты можно воспринимать с позиции философии жизни, то чтение стихов автором (особенно при наличии визуального ряда) говорит о возможной интуитивной философии смерти.
Вероятно каждому из нас нужно от творчества других что-то свое.