Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 13:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 119 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 09:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
"Так кто ж ты, наконец? -- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. [color=#000000]Гете. [/color]"Фауст" - фраза встречается только как эпиграф к роману Булгакова "Мастер и Маргарита" и не встречается ни в одном известном русском переводе Гете.

Булгаков сам делал перевод этого текста, используя, другие переводы, но ориентируясь прежде всего на перевод Д. С. Мережковского, приведенный в его книге "Иисус Неизвестный" (1932):

Я - часть той Силы,
Что вечно делает добро, желая зла".
[Лосев В. И. Комментарии // Булгаков М. А. «Мой бедный, бедный Мастер…»:
Полное собрание редакций и вариантов романа «Мастер и Маргарита». – М.: Вагриус, 2006, с. 1000]

Так кто же ты?
Часть вечной силы я
Всегда желавший зла, творившей лишь благое,
- Перевод Холодковского

Ты кто?
Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
- Перевод Пастернака


Диалог Левия Матвея с Воландом
Цитата:
"- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
"
Иван, мне жалко, что не сработали ссылки.
Там много интересного, хороший повод для размышлений

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 09:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 май 2011, 09:10
Сообщения: 8
Откуда: Хабаровск
Я думаю разгадка кроется в самом понимании добра и зла.
Как то в передаче уже шло обсуждение христианского понимания добра и зла.
Зло там понимается как нечто частичное, временное и недопонятое. Зло не есть сущее, зло – это только часть добра. Ни один человек не творит зло преднамеренно. Зло это как разрезание человека хирургом вначале операции, которое оказывается добром после выздоровления пациента. При этом, чем глубже погрузится скальпель хирурга тем мучительнее будет выздоровление, тем больший круг страданий прийдется пройти человеку.
В романе «Мастер и Маргарита» показаны персонажи, которые в начале своего пути очень много на себя взяли, поэтому им всем приходится проходить путь страданий, чтобы вернуться. Понтий Пилат наиболее яркий из них. Он вынужден страдать несколько тысячелетий, чтобы искупить вину и вернуть миру то, что он уничтожил. Ведь Иешуа мог так много рассказать. Как оказывает в конце романа, вся свита Воланда платит по долгам.
Единственный, кто вынужден страдать вечно – Воланд. Ему никогда не искупить своей вины, именной поэтому он больше всех старается уберечь людей от ошибок и показывает последствия своих «злых поступков».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 10:00 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Искатель писал(а):
Я думаю разгадка кроется в самом понимании добра и зла.
Как то в передаче уже шло обсуждение христианского понимания добра и зла.
Зло там понимается как нечто частичное, временное и недопонятое. Зло не есть сущее, зло – это только часть добра. Ни один человек не творит зло преднамеренно. Зло это как разрезание человека хирургом вначале операции, которое оказывается добром после выздоровления пациента. При этом, чем глубже погрузится скальпель хирурга тем мучительнее будет выздоровление, тем больший круг страданий прийдется пройти человеку.
В романе «Мастер и Маргарита» показаны персонажи, которые в начале своего пути очень много на себя взяли, поэтому им всем приходится проходить путь страданий, чтобы вернуться. Понтий Пилат наиболее яркий из них. Он вынужден страдать несколько тысячелетий, чтобы искупить вину и вернуть миру то, что он уничтожил. Ведь Иешуа мог так много рассказать. Как оказывает в конце романа, вся свита Воланда платит по долгам.
Единственный, кто вынужден страдать вечно – Воланд. Ему никогда не искупить своей вины, именной поэтому он больше всех старается уберечь людей от ошибок и показывает последствия своих «злых поступков»
.

Какая интересная точка зрения.. :a_g_a:

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 10:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Изображение

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 11:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2010, 07:48
Сообщения: 970
Откуда: Курган
Ричард, а Вы никогда не задумывались, в чем смысл торжества добра и этого вожделенного рая?
Где будет потенциал для развития, и если его не будет, то в чём будет смысл существования.
Что статика ввиду течения времени переходит в регрессию, пусть это даже статика идеала.
Во что будет переходить вновь совершенствующаяся система, если исключить воздействие на неё хаоса и энтропии? :-)

_________________
Вера - это союз воли и воображения


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 11:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Позвольте спросить - освободителем кого и от чего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 12:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
А может зло как таковое это тот навоз на котором растут все-таки розы добра... Одно без другого как-то не получается.. Почва нужна, а она, чтобы на ней хоть что-то всходило, хотя бы в виде слабых поначалу ростков ( то дождя нет, то песчанная буря, то наводнение) едва ли может быть стерильной...питаться то чем будем, от чего отталкиваться...
Демиург когда что то создает (в мифах) он как бы что-то от чего- то отделяет,... без выделения нет отдельности, рождающей некую частность в бытии
Нет всеобщего зла, на которое можно указать пальцем. Есть некие частные конкретные воплощения. Тоже самое и с пресловутым добром.. Его вообще где то ведь нет, только конкретные воплощения, причем иногда в такой конкретной спайке с конкретным злом что и не отличишь где что...
Приглашает самим стать магами? Начать так сказать с первой карты Таро и по ступенькм вверх в дураку?...

Но вопрос конкретен. Почему Освободителем в Мастере и Маргарите явилось зло во вполне конкретном явлении Воланде., а не в неком абстрактном зле?
Почему он делает то, что делает? Может он просто издевается над нашими потугами вершить добро и показывает как это надо делать вполне практически правда несколько магическими средствами...


Мастер и Маргарита - Роман (1929-1940, опубл. 1966-1967)
В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развива­ется самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в те­чение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, состав-

[215]



ляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы явля­ются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по черной магии, а на самом деле явля­ющийся сатаной. Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведь­ма Гелла, развязный тип Коровьев или фагот, мрачный и зловещий Азазелло и веселый толстяк Бегемот, который по большей части пред­стает перед читателем в обличье черного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редак­тор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берли­оз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает Берлиозу страшную смерть под колесами трамвая. На глазах потря­сенного Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, Иван безуспеш­но пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит (Московская Литературная Ассоциация), так запутанно излагает пос­ледовательность событий, что его отвозят в загородную психиатричес­кую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — мастера.

Воланд, явившись в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором те­атра Варьете Степаном Лиходеевым, и найдя последнего в состоянии тяжкого похмелья, предъявляет ему подписанный им же, Лиходее­вым, контракт на выступление Воланда в театре, а затем выпроважи­вает его прочь из квартиры, и Степа непонятным образом оказы­вается в Ялте.

К Никанору Ивановичу Босому, председателю жилищного товари­щества дома № 302-бис, является Коровьев и просит сдать Воланду квартиру № 50, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте. Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева сверх платы, обусловленной договором, 400 рублей, которые прячет в вентиляции. В тот же день к Никанору Ивановичу приходят с орде­ром на арест за хранение валюты, так как эти рубли превратились в доллары. Ошеломленный Никанор Иванович попадает в ту же клини­ку профессора Стравинского.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха безуспешно пытаются разыскать по телефону исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него одну за другой телеграммы

[216]



из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизером Воландом. Решив, что это — ду­рацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удается: Азазелло и Коровьев, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с учас­тием великого мага Воланда и его свиты, фагот выстрелом из писто­лета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по оконча­нии представления червонцы превращаются в бумажки, а все, приоб­ретенное в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив довер­чивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему является превращенный поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Увидев, что тот не отбрасывает тень, смертельно напуганный, мгно­венно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и курьерским поездом уезжает в Ленинград.

Тем временем Иван Бездомный, познакомившись с мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившем Мишу Берлиоза; мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе. Мастером его называла его возлюбленная Маргарита. Будучи историком по об­разованию, он работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно вы­играл огромную сумму — сто тысяч рублей. Он оставил работу в музее, снял две комнаты в маленьком домике в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно. Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не лю­била его. Каждый день она приходила к мастеру, роман близился к концу, и они были счастливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнес его в журнал, но напечатать его там отказались, однако в газе­тах появилось несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем. И тут мастер почув­ствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня послед­нюю пачку листов. Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достой-

[217]



но проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда, однако через четверть часа после ее ухода к нему в окно постучали — рассказывая Ивану свою историю, в этом месте он понижает голос до шепота, — и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в новую загородную клинику, где и живет уже четвертый месяц, без имени и фамилии, просто — больной из комнаты № 118.

В это утро Маргарита просыпается с ощущением, что что-то должно произойти. Утирая слезы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад. Здесь к ней подсаживается Азазелло и передает ей приглашение Воланда — ей отводится роль королевы на ежегодном балу у сатаны. Вечером того же дня Маргарита, раздев­шись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, стано­вится невидимой и вылетает в окно. Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, по ее мнению погубившего мастера. Затем Маргариту встречает Аза­зелло и приводит ее в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты.

В полночь начинается весенний бал полнолуния — великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы — преступники всех времен и народов; мужчины являются во фраках, женщины — обнаженными. В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера. Тут же появляется мастер в больничном одеянии, и Маргарита, посовещавшись с ним, просит Во­ланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счас­тливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересо­ваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс черной магии в Варьете, и доллары Ника-нора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева. Становится ясно, что все это работа одной и той же шайки, возглавляемой таин­ственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арес­тованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен

[218]



на утверждение к Пилату. Допрашивая арестованного, Пилат пони­мает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к непови­новению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости. Однако римский прокуратор не может отпустить че­ловека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверж­дает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырех осужденных на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осужденные. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остается только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осужденных, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Си­недриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньга­ми — тридцать тетрадрахм — подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокура­тору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок — трусость», — читает прокуратор.

Но вернемся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита. Внезап­но появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять мас­тера к себе и наградить его покоем. «А что же вы не берете его к себе, в свет?» — спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он за­служил покой», — отвечает Левий Матвей. Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина — подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха а доме скорби:

скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за серд­це, и падает на пол.

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и

[219]



мастера. «Ваш роман прочитали, — говорит Воланд мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждет тебя!» — кричит мастер, и над черной бездной загорается необъятный город с садом, к кото­рому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

«Прощайте!» — кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вече­ром к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

А в Москве, после того как Воланд покинул ее, еще долго продол­жается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, приня­тые к ее поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизера­ми. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают за­бываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее празд­ничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в кото­ром к нему приходят и Маргарита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Н. В. Соболева


.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 12 июн 2011, 16:51, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 12:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2010, 07:48
Сообщения: 970
Откуда: Курган
А чего собственно странного делает Воланд?
Он только обличает людские пороки и наказывает их, как и положено дьяволу.
И повествование показывает читателю истинную карающую и уравновешивающую роль "зла". Пороки приводят москвичей к появлению Воланда и ряду странных событий (этакий мини-Апокалипсис). И Воланд только воздает каждому за содеянное и уравновешивает всю картину (конечно Булгаков не мог описывать каждого, кому следовало воздаяние).

Вот он покидает Москву и отправляется ещё куда-то, и его миссия продолжается, только об этом Булгаков уже не говорит.

_____________________

Мне всегда импонировал образ Воланда.
Интересно, почему две противостоящие силы - Бог и дьявол, иногда в воображении иных авторов становятся "достойными противниками", им обоим становится свойственна честь и определенная нравственность. Они могли бы пожать друг другу руку с духом истинных спортсменов и снова разойтись, ожидая друг от друга только честного поединка.
Христианские же понятия о добре и зле немного чужды понятиям созидания и разрушения, поскольку к последним по сути вовсе неприменима нравственность. Это просто взаимодополняющие по логике процессы.

Христианство, вводя нравственный критерий, разделяет нравственность и безнравственность, приписывая новые качества всё тем же древним понятиям о благе и зле (созидательности и разрушительности) соответственно. Поэтому образ дьявола в Воланде кажется даже совсем не христианским.

_________________
Вера - это союз воли и воображения


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 14:16 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
А почему Воланд символ зла?
Мне вот тоже вслед за Djuley хочется спросить: а кого и от чего он освободил?
Выступил провокатором, катализатором внутренних недостатков, пороков, склонностей. Помог вытащить все это наружу, проявить и прояснить… Ничего особого не делал, разве что соблазнял. Но на его соблазны откликались только похотливые, жадные, вороватые, туповатые… Добра он никакого не совершил, как впрочем, и зла.
Кто такой Воланд вообще и в романе Булгакова в частности?
Вот что нашла в википедии:
Цитата:
Воланд, Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland) — персонаж мифов и литературы Европы. Первоначально — бог-кузнец. После того, как язычество было вытеснено христианством в подполье, он, как и многие другие языческие боги, приобретает бесовские черты, превратившись в Сатану или же его ближайшего приспешника.
Велунд-Дьявол христианского времени унаследовал от Кузнеца многие черты: загадочное могущество, контроль над огнём, а также хромоту, которая имеет ту же природу, что и хромота бога-кузнеца Гефеста, поскольку среди древних племен многие представители этой профессии обладали физическими недостатками.
Другие варианты написания — Weyland, Wayland, Weland, Watlende, Wieland, Wiolant, Woland, Veland, Völundr.
Фигурирует в нескольких литературных произведениях, например — древнеисландская «Песнь о Велунде» в «Старшей Эдде» (записана в XIII веке), «Фаусте» Гёте, «Паке с Холмов» Киплинга. Его имя послужило прототипом для Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0% ... 0%BD%D0%B4

Итак, Воланд мифический бог-кузнец англо-саксонского пантеона, в греческой мифологии Гефест, в римской Вулкан. Он повелитель подземного огня и покровитель художественно-ремесленного творчества. Что такое подземный огонь, как не внутренняя жизненная энергия чувств и страстей. Что такое художественное и ремесленное искусство, как не сублимация этой природной живой энергии во внутреннее и внешнее творчество.

Кем становится Воланд в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”? Да, в общем-то, тем, кого нет,… “… что же это у вас, чего не хватишься, - ничего нет!” Никто не помнил, как он выглядит, все забывали его имя и вообще, когда приходили с обыском, квартира всегда была заперта, опечатана и пуста.
“Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй — что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.”
Особых примет не было… Очень символично. Прилепленный ярлык “нечистой силы” тоже говорит о многом. Внутренняя сила, внутренний природный огонь, энергия жизни становится нечистой, когда тратится на что-то заведомо нехорошее, которое затем еще и скрывать приходиться, не выпускать наружу. Но, как известно, все тайное становится явным, чем больше тратится сил на сокрытие, тем с более мощной силой этой вырывается наружу. Но никому не хочется верить, что все это не происки внешних или внутренних врагов, а производные собственных сил человеческой души. И тогда…
“Культурные люди стали на точку зрения следствия: работала шайка гипнотизеров и чревовещателей, великолепно владеющая своим искусством.”
… так проще.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 16:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
А не является ли булгаковский Воланд тенью нашего внутреннего первобытного "Я", некой мощной побудительной силой?

ИД - поФрейду, или, если будет угодно, рептилиальным комплексом по концепции "триединого мозга"
Если персонаж мелок, то и оборачивается его встреча с самим собой ... пробежкой неглиже или "сеансом разоблачения" с зонтиком по голове.
Или справочкой со "штампом Уплочено"? Или прощением и вечным покоем для Пилата, Мастера...
Почему безумием для Бездомного, да не потому ли, что он смел коснутьс большего, чем ему по силам? Задатки были, талант был... Но ... кому же Бездомный служил? На что он тратил свой талант? Без_дома - без некого базиса самости = быть БЕЗ_УМА?

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 16:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Да, после увертюры пора погружаться в сюжет.
Думаю, что Воланд это всё же Сатана больше в традиционном прочтении. Согласен, что Б. дав ему в романе именно это имя хотел сказать, что, тем не менее, с этим библейским персонажем не всё так просто.

Селена писал(а):
............................
Кем становится Воланд в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”? Да, в общем-то, тем, кого нет,… “… что же это у вас, чего не хватишься, - ничего нет!” Никто не помнил, как он выглядит, все забывали его имя и вообще, когда приходили с обыском, квартира всегда была заперта, опечатана и пуста.
...............................

У меня тоже нечто подобное в этом направлении. Пришла такая мысль, что полностью реальные события в романе с , если можно так выразиться, полной материальной фиксацией в нашем мире, это события вокруг издания романа Мастера. А всё, что до, и после этого происходило – это как гром после молнии, игра теней, оно как бы призрачно, полупрозрачно колышется как Коровьев в первом своём появлении. Именно этот эпизод центральный в романе, именно в нём ощущается, режет по живому леденящий оскал тьмы, в бездну которой заглянул Мастер.
И вот ещё по поводу персоналий сюжета ……. Случайное ли совпадение в количественном составе двух компаний? Четыре субъекта в компании Воланда и четыре в редколлегии зарезавшей роман ( редактор, Латунский, Ариман, Мстислав Лаврович). Ах, да, были ещё у них дамы – Гелла и секретарь Лапшенникова, соответственно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 17:01 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Julia_Xexbr писал(а):
А не является ли булгаковский Воланд тенью нашего внутреннего первобытного "Я", некой мощной побудительной силой?

Да, Юль. Тоже склонна так думать. Только не то чтобы это тень первобытной побудительной силы, думаю, что это отодвинутая на задворки бессознательного тень жизненной силы или энергии,… природной энергии, производной от божественной энергии,… (ведь все эти языческие боги, включая христианского Сатану, порождены или сотворены центральным или единым Богом)… энергии, данной изначально каждому.
Тень тем длиннее, неразличимей и страшнее, чем дальше она задвинута от света сознания, и чем меньше использована.
Ведь на всякие мелкие нехорошие дела и усилий надо меньше. Следовательно, остается неизрасходованный ресурс, который желает быть истраченным. Вот он, этот энергетический неизрасходованный, но изначально данный запас, и персонализируется в виде внутренней "нечистой силы", которой человек никак не может найти творческого и полезного применения, и которую никак не хочет считать внутренней, поэтому ей приписывается собственное автономное бытиё.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 19:57 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Немного не в тему, может, но, читая сообщения в этой ветке, вдруг поняла, почему стерва, ведьма и плохая девочка ближе к мужскому бессознательному, чем женские положительные образы..
***
хочется отметить ещё особый звучный колорит этой пьесы Булгакова, весь этот скрежет, свист, грохот, лукавство, фантасмагорию, которая сопровождает путешествующую дьявольскую троицу..
Чем образы зла у Булгакова так привлекательны? Думаю, своей ИГРОЙ, смехом (разнообразным, от тонких шуточек до самого чёрного юмора).. а игра - родом из детства..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 20:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Селена писал(а):
Вот он, этот энергетический неизрасходованный, но изначально данный запас, и персонализируется в виде внутренней "нечистой силы", которой человек никак не может найти творческого и полезного применения, не хочет считать внутренней, поэтому ей приписывается собственное автономное бытиё.

Поехали дальше, если получится :smu:sche_nie:
Итак, "изначально данный запас персонализируется в виде внутренней "нечистой силы" и которую никак не хочет считать внутренней, поэтому ей приписывается собственное автономное бытиё.",
Не вытекает ли отсюда, что Зла как такового, если мы не определили его для себя как Зло ( в природе нет нравственности, моральных прописей) это нечто, чему мы давая интерпретацию по своему усмотрению называем Злом...
Но об этом ли вопрос
Вернемся к нашим баранам.
Вопрос скорее не о природе зла, ( хотя это тоже интересное упражнение),а почему именно зло явилось освободителем в Булгаковском случае? Персонифицированное оно или не персонифицированое не суть важно.
Произошло и происходит НЕЧТО.... А почему, сссбсно?
Потому, что кончается на У или потому, что иначе освобождение чего либо от чего либо не происходит?
ПАЧИМУ Гитлер - преступник, а Сталин - освободитель, строитель, защитник, отец (бог-отец) для большей части населения страны...., судя по онлайновому позорищу а прошлом году. Что Гитлер не пыталс отмыть нацию от Версальского позорища путем Зла, а Сталин... Стоп, стоп, не туда...
Мы все же О Воланде, о воплощенном зле, которое не вершит зла, а демонстрирует нам самих себя во все красе, чтобы произошло ЧТО? И Что происходит? Именование... и Всем сестрам раздается по серьгам.... И в этом Освобождение?
В том что мы Начинаем понимать что происходило, происходит, будет происходить....
Чем дальше в лес, тем толще партизаны... :-)

особенно хорошо вот под эту музычку О Воланде грезить...ЖУть какая , но завлекает Натурам нервным терзать мышь не стоит,особенно перед сном

http://he3.magnatune.com/all/01-Rex%20T ... 0Spire.mp3
http://he3.magnatune.com/all/02-Oration ... 0Spire.mp3
http://he3.magnatune.com/all/03-Gloriii ... 0Spire.mp3
http://he3.magnatune.com/all/04-Miseric ... 0Spire.mp3

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 май 2011, 20:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 май 2010, 09:43
Сообщения: 272
Вот по поводу освобождения:
" - Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремиться разговаривать..."

если за Пилата попросил Иисус, то у кого? принципиально, мне кажется.

_________________
" до хрипа в легких клокочет вера и рвется вверх..! "


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 119 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 58


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.108s | 18 Queries | GZIP : On ]