Доброй ночи! Возвращусь, однако, в разговор )) Людмила, спасибо за добрые слова..))
Поскольку в душе самого Булгакова не все было ясно и его личные отношения с Богом носили в то время весьма, как мне показалось, размытый и неопределенный характер, а ощущение присутствия буквально материализовавшегося Зла в реальной жизни было настолько отчетливым (о чем очень хорошо и исчерпывающе написал Ричард), очевидным и мучительным, что трудно сказать, с кем он отождествляет проф. Преображенского и его окружение (это может быть Ленин.., движимый и имеющий покровительство некой более могущественной силы..(?) ); с кем он отождествляет представителей от пролетариата (это могут быть демонические начала, бесы во плоти). Единственный персонаж, кто, по-моему, не вызывает сомнения - это Шарик, представитель от народа, ставший жертвой Идеи, которая всегда хочет, как лучше, а получается, как всегда. Благие намерения великих и малых безбожников всех времен и народов всегда выстилали дорогу в Ад.
Вспомните, как в доме профессора все встало с головы на ноги, когда Шариков стал снова Шариком. Это, мне кажется, страстное желание самого Булгакова вернуть время назад и отменить страшные события 17 года - эту Операцию по изменению образа жизни и мышления человека, не изменив его духовное состояние, Операцию, обрекшую его "Собачье сердце" на страдания, непривычными и невыполнимыми требованиями к нему, что вызвало в свою очередь ожесточение, злобу и стало уже представлять серьезную опасность для самих "добродетелей" и их окружения.
Я думаю, что Булгаков относил себя именно к числу пострадавшей интеллигенции, т.н. окружения проф. Преображенского. Он был затравлен и задавлен той темной, страшной, дремучей, демонической стихией, хлынувшей прямо из преисподней через открытые врата собачьих сердец.
Собаки, как и кошки, как и все животные не имеют духа, они бездуховны, поэтому демонические силы могут проявляться через них в полной мере, ничем не сдерживаемые. Животные не имеют свободы выбора.
Но я не думаю, что в романе речь идет о собаке.))) Собака - это художественный прием, при помощи которого Булгаков показал самый темный, отсталый, очень близкий в своем развитии к уровню животного, слой нашего человеческого сообщества, которому по гримасе Судьбы, Октябрьский Эксперимент вручил Власть (это и было той самой пересадкой гипофиза), насильственное, произведенное по воле человека, вмешательство в мировой процесс эволюции, что принесло и несет огромные страдания людям одухотворенным, оказавшимся под их гнетом, произволом и тиранией. Не высокое стало подтягивать и поднимать низкое, а низкое с изощренным садизмом опускало до своего уровня высокое.
Собачье сердце успокоилось, воцарившись вновь в собачьем теле. Все должно идти своим естественным путем развития, подчиняясь Божественным Законам этого мира и всего Творения, частью которого является наш мир: более развитые и одухотворенные должны терпеливо и любовно подтягивать отстающее звено. Всякое нарушение Божественного Закона Любви ведет к страданиям.
В действительности же миром управляют сегодня именно "Собачьи сердца", но, как я уже говорила, хорошо надрессированные, обученные, ухоженные и имеющие общение с параллельными мирами.
____________________
Последний раз редактировалось Людмила Николаевна 01 июн 2011, 13:57, всего редактировалось 3 раз(а).
|