Иван Журавский писал(а):
Интересна эта подскахка булгаковская насчет берегов священных Нила. А что мог знать Преображенский? Конечно прежде всего богатую мифологию духовно-материальную жизнь, тесно завязанную на религию, на священность"сакральность) царской власти,на веру в загробное существование?!
Можно еще заглянуть сюда
ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ Только вот что его там в низ могло бы заинтересовать?..
Иван, я все-таки не думаю, что Булгаков зовет нас в египетскую мифологию, скорее всего и не в мифологию вообще. "К берегам священным Нила" – фраза из оперы “Аида”. Любимая опера профессора Преображенского,… случайно? неслучайно?
Между прочим, в “Собачьем сердце” нет ни слова о любви,… о любви, как чувстве, преображающем человеческую душу. Все основное действие происходит в квартире Преображенского, где живут, культурно и вежливо, милые и замечательные люди, мужчины и женщины, не связанные ни семейными, ни любовными узами. Домком Швондера тоже состоит из мужчин и женщин, но и у них нет любовных отношений. Булгаков рисует мир без любви. Может ли в этих условиях собачье сердце преобразиться в человеческое? Может. Только вот…
“Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!”Почему достаточно милое собачье сердце превращается в самое паршивое человечье?
Сердце – это место человеческого чувства. Преображение должно произойти здесь в этом месте. Чувство любви, сострадания и милосердия делают человека человеком.
Второе рождение необходимо. Но что оно значит, это второе рождение? Булгаков ведь его же на самом деле и пытается показать,… это самое второе рождение…
“Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной ("стоп-сигнал", у Преображенской заставы).”Так умирает Клим Чугункин в первый раз. Очень все символично в этом эпизоде,… удар в сердце,… у Преображенской заставы… Но вот воскрешается он не посредством сердца, не чувством божественной любви. Дается вторая жизнь гипофизу, который, как считает Преображенский, определяет человеческую индивидуальность…
"Одним словом, гипофиз - закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!"Заново Клим рождается в совершенно иной среде. Сейчас он сыт, одет и в тепле. Его пытаются перевоспитать, и манерам культурным учат, и в цирк водят, но все тщетно.
Булгаков показывает путь, который никогда не преобразует человека. Преображение остается за сценой, за кадром. Туда, к опере “Аида”, он все время отсылает читателя. И в финале он посылает все туда же,… "К берегам священным Нила",… к живой преобразующей божественной энергии Любви.
Чем заканчивается опера, если вспомнить?
Радамеса за невольную измену Родине приговаривают к погребению заживо. Его заточают в подземелье и навсегда закрывают за ним вход каменной надгробной плитой. Там его встречает раненая Аида, его любимая.
Они заключены в погребальной камере на смерть? или на жизнь?
Заключительная ария…
Прощай, земля, где мы так долго страдали.
Теперь разлука больше нам не страшна,
соединим мы навеки сердца.
Как далеки от нас земные печали!
Летим туда, где счастью нет конца.Сердце в этой самой внутренней камере становится человеческим, когда объединяется с другим, навеки объединяется. Только так оно может преобразовываться, расширяясь в сторону другого человека. Сначала к любимой, к любимому, затем в сторону других людей. “Любите врагов ваших”, - говорит Спаситель.
Но… все это усилия самого человека. Усилия ко второму рождению за него самого никто не сделает.
Так я увидела эту повесть Булгакова, перечитав ее вчера заново.