Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Солярис С.Лема, А.Тарковского, С.Соденберга.
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=816
Страница 1 из 1

Автор:  Иван Журавский [ 29 июн 2011, 22:55 ]
Заголовок сообщения:  Солярис С.Лема, А.Тарковского, С.Соденберга.

Чтоб не мозолить глаза впечатлительным душам числом 666 скопировал тему
viewtopic.php?p=2731#p2731
Обсуждение в Архиве на 11 страницах


Может новое немногочисленное поколение новичков поделится своим мнение о фильме и о Тарковском.... Старички уже нагововрили изрядно...

Автор:  Афалина [ 30 июн 2011, 14:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Солярис Тарковского

Прямые эфиры по теме:
2009.02.04 Солярис
2009.02.11 ''Солярис''-2
http://audio.serebniti.ru

Аудиокнига "Солярис" С.Лем

К/ф "Солярис" он-лайн (реж. Стивен Соденберг, 2002 г.)

Автор:  Афалина [ 01 июл 2011, 01:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Солярис Тарковского

В передаче и на Форуме уже изрядно было всего сказано: и сходного с собственными мыслями и совсем неожиданного.

В своё время случилось довольно странным и чудным образом познакомиться с экранизацией "Соляриса" А.Тарковского. Никогда до передачи видеть этот фильм не приходилось, (а может просто не обращала внимания)...Обсуждение в прямом эфире взбудоражило любопытство, захотелось кино где-то посмотреть. Но, увы- поискав- пришлось понять,- наверное не "престижен" сейчас частый повтор подобных фильмов на телевидении, и не встретить его в репертуаре кинотеатров среди "кассового" кино. Однако, увидела через некоторое время... ветреной весенней ночью, под открытым небом, в тёмном, почти заброшенном дворике центра города.

Почти оставив свои намерения, случайно вдруг на глаза попалась программка одного молодёжного центра современного искусства. В жизни бы не подумала, что когда-то забреду туда! (А идя, ожидала увидеть совсем иное, с чем только могли ассоциироваться слова "современное искусство" -что-то вроде ночного клуба и соответствующих компаний молодёжи) Оказалась- поразительно доброжелательная атмосфера, вполне серьёзных, увлечённых людей, стремящихся по-своему почувствовать синтез науки и искусства. И, надо сказать, находчиво оформленная, почти из ничего, уютная площадка импровизированного "кинотеатра".

В общем, мне сложно теперь судить о впечатлении от фильма, поскольку чувства от того "открытия" и самого "Соляриса" переплетены и питают друг друга...
Поэтому, очень радостно было вновь услышать эфир именно по этой теме.



Как я всё это воспринимаю- океан "Солярис"-не есть отдельный Разум или Бог, речь скорее о субстанции наделенной свойствами разумного, рационального, но не само Сознание.

Экранизации "Соляриса" С.Соденберга и А.Тарковского -обе интересны и каждая по-своему. Это два взгляда, два прочтения исходного сюжета С. Лема.
Хотя чувствуется, что зарубежный вариант в некотором смысле основан на фильме А. Тарковского: по общей атмосфере, технике выражения состояния и даже черты главных героев показались сходными.

Однако, у Тарковского, Океан, я бы сказала, - аналогия человеческой психики и Подсознания. Само исследование Соляриса напоминает извечное самопознание, тщетные попытки человечества осознать себя как "отрывок", элемент, обособленную часть мира. В варианте Соденберга акцент стоит на взаимоотношении структур психики в моменты утраты и в последующих переживаниях. То есть познание в критический для личности момент. Сталкиваясь с потрясением, предвкушая смерть- внезапно раскрывается осознание смысла жизни. Приходится терять что-то дорогое и только в тот момент для себя внутренне отвечаешь на вопрос "чем оно дорогое". Вместо потери остаётся непривычная пустота, но тогда становится отчётливо ясно чем была заполнена пустота, чем была ценна жизнь или ценен ушедший привычный взгляд на вещи, мировоззрение, отношение к другим..."Кризис соляристики" - кризис преобразования души. "Нет неизбежного, но есть выбор" (извините, за точность цитат не ручаюсь)

"Солярис" отражает процесс памяти. Всё это сперва кажется нелепым, фантастичным и разрозненным, но если собрать всех воедино (всё, как происходящее с одним человеком и в нём одном)...получится очень знакомое ощущение. В фильме есть упоминание, что Крис отправится на исследовательскую станцию без подготовки: "Полёт будет происходить в автоматическом режиме - Вы будете спать". Но нигде далее не ясно, на каком этапе сон завершился и... завершился ли он?
"Фантомы"-образы в воображении, тех людей, которых нам трудно забыть. А забывать больнее всего-расставаясь. И невыносимо смириться с "никогда". Они то исчезают, то появляются в поле внимания вновь. Можно сколько угодно пытаться "вытеснить"- забыть, закрыться от воспоминаний, как Крис закрывает люки.
Сознанием понимаешь, что образы (Фантомы) не реальны, но от того не легче. В чувствах слабо различается разница "реального человека" и воспоминания, представления о нём. И от того только назойливее становится надежда что человек всё-таки жив, вдруг воскреснет или внезапно появится. В фильме происходит тоже самое: "гости" вдруг появляются, пропадают, только по реакции главных героев заметно, что не пропадает лишь уверенность (желание верить) то, что рядом не образ, а живой человек. Возможная свобода наступает лишь в прощении. Этим завершается и переживание и сам фильм. "Ты жив или мёртв - это уже не важно. Всё, что мы совершили- прощено" Прощение- чувство того, что содеянное можно отпустить, освободить. Назойливые воспоминания "отпускают", когда они прощены. Но для этого их сначала нужно "впустить", поверить...иначе получается участь Гибаряна, Сарториуса и других исследователей.

С другой стороны, сюжет невольно отбрасывает к мысли о том, кем мы являемся в собственном понимании. Когда Гибарян является Крису Кельвину,- ставит в замешательство встречный вопрос Гибаряна: "Может ты моя марионетка?"... Чем больше осознания, что "Я"- это вот что-то такое материальное, тем больше сомнений в этом, тем больше неуверенности в том, что владеет поведением, каждым поступком: собственная воля, мотив действия или мы лишь "зеркало" чего-то не столь уж материального?

И собственно сам вопрос отношения к Солярису у Лема, Тарковского и Соденберга немного иной, возможно- как отражение времени. Если в отечественной экранизации это (нам мой взгляд) - вопрос доверия Океану, этическая сторона взаимодействия, то в зарубежной-вопрос прагматического отношения. Исследователи ставят одной из целей выяснить возможность экономической выгоды, потенциалы Соляриса. И сопротивление Океана можно расценить ещё и как сопротивление этому отношению.
А сейчас часто именно такое ожидание движет человечество к поиску новомодных "сверхэффективных" психологических (магических, эзотерических) методик и техник. Желание раскрыть Резерв и черпать, и черпать из него ресурсы. А Солярис чувствуется, тем не менее,- живым и равным. И в рассказе, и в фильме это заметно...

Автор:  Иван Журавский [ 01 июл 2011, 23:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Солярис Тарковского

Да, три года назад, как то больше звучало воодушевления в голосе Дока
Видать, утомительное это занятие: долбить Стену... да еще когда знаешь по горькой иронии Ежи Леца,что за стеной соседняя камера..

Солярис - внутри нас... внутри, как средство "Познай самого себя"...
Н-да...Все о том же и все про тоже, как утвердительно сказал когда-то Сократ, когда его упрекнули в интересе к вечным вопросам, как бы не имеющим ответа, но позволяющим человеку внутренне расти
И еще мне весьма понравилась мысль о доверии Криса Солярису на фоне мнений о не тех учмтелях, о параноидальной мертвячине Сарториуса

Автор:  Афалина [ 04 июл 2011, 13:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Солярис С.Лема, А.Тарковского, С.Соденберга.

Ричард писал(а):
Ещё интересный момент - его фильмы обычно снижают внутренний суетливый ритм человека. Переводят мышление из сиюминутного в стратегическое, когда человек может реально понять какие-то вещи относительно своей жизни и вообще что-то глобальное. Особенно это заметно в начале фильма "Сталкер". Где камера минуты 3 только въезжает в комнату и медленно подъезжает к столу с дрожащим стаканом. Человеку, привыкшему к деловому ритму современной жизни, к динамичным американским фильмам эта сцена просто разрывает мозг. Зато таким жестким способом Тарковский сразу подготавливает человека к правильному восприятию всего фильма.
Да, Ричард, складывается впечатление, что фильмы Тарковского не смотришь, а... читаешь.
Возможно, конечно, привычнее восхищаться мудрыми оборотами, фразами, будто ожидая выловить из всей киноленты мысль, сформулированную как ответ на личный вопрос. А здесь получается принципиально иначе: внимание уходит куда-то вглубь себя, и вместо просмотра погружаешься в созерцание. Не фильм отвечает зрителю, а зритель сюжету фильма...

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/