Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Откуда приходит и куда уходит интерес http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=851 |
Страница 4 из 8 |
Автор: | Людмила Николаевна [ 22 июл 2011, 15:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Великолепно, сЛОГОСемия, просто наслаждение от языка получаю в вашей подаче ))))) А нельзя ли почаще так разбирать? |
Автор: | sLOGOSemya [ 22 июл 2011, 17:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Людмила Николаевна писал(а): Великолепно, сЛОГОСемия, просто наслаждение от языка получаю в вашей подаче )))))А нельзя ли почаще так разбирать? . О! Благодарствую на добром слове, Людмила Николаевна! :) Рад, что и в Вас такое "прослушивание и просматривание" межстрочное вызвало "интерес". :) В местной дискуссии "СЛОВО КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ" я чуть "очертил круг своих интересов" в этой теме. viewtopic.php?f=14&t=809 Что касается "почаще разбирать", то я совершенно не против, так как ЦЕЛЬ есть - форМИРОВание "интереса" (к Жизни, в том числе :) ИНТЕРЕС к чтению "частотной матрицы", проявленной живой частью которой Живая ПРОСТОРечнаЯ РеЧЕнька и является. P.S. (Единственно, такой "показ мимоходом" может кого-то с непривычки утомлять. Назначение-то "знаков-буков" - это светотеневая иннервация сетчаток глаз по формулам воздействия на "оргАнные секторы" глаза и далее, по цепочкам, на сетчаткУ Мозга, а посему без тренировки может и мешать кому-то. Хотя, если есть "интерес" осознать ЦЕЛИ ТЕЛ И возможности осознанно воспринимать свой организм, то и это НЕБОльшое неудобСТВО Легко можно обойти :) Ведь, подсказка - "имеющий уши да услышит, имеющий глаза дА УвиДИТ" (с) - это просто ещё и объяснение того, что этот процесс "видения-слышания" неделим под черепушкой чеLOVEка (см. учебник "физиологиЯ ЧЕловЕКа") (Просьба простить, что чуть не по теме дискуссии тут расширил показ частотного "интереса" к Родной Речи, в целом, и к её письменной составляющей - в частности.) И ещё раз благодарствую, Людмила Николаевна (и всем пРИСутствУЮщим :), за возможность МЫслить! |
Автор: | Иван Журавский [ 23 июл 2011, 02:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Довольно любопытно сравнить да посмотреть что можно помыслить о понятии Интерес, не прибегая к помощи Национальной Психологической Энциклопедии http://vocabulary.ru/ Я уж про Национальную философскую энциклопедию и не поминаю, там вообще голова кругом пойдет от определений понятия ИНТЕРЕС Надо заметить, что зачеты сдали практически все, даже не заглядывая в учебник. (Это юмор, если чо..) Поскольку учебники (психологии, да наверное и не только) отражают лишь пристрастие автора к той или иной карте мира и и это в полной мере относится и к понятию ИНТЕРЕС А теперь предлагается ИНТЕРЕСУЮЩИМСЯ посмотреть что говорят словари об ИНТЕРЕСЕ... Вообще-то тоже любопытно, а кое-что даже и неожиданно
ИНТЕРЕС
Меня напрягает лишь одно... Поскольку корни слова латинские, а мы все-таки относимся к другой языковой группе, если не ошибаюсь, то надо полагать, что и в славянских языках был какой то эквивалент этого состояния...ведь отсутствие слова не значит отсутствие того или иного состояния... Ребенок много чего испытывает, не ммея понятия как это называется... Так мы что, славяне, были как дети? Состояние было а за словом к латинянам?, впрочем в русском языке полно заимствований,(свойство молодого языка, чтобы не фантазировали славянские сайты) но все же, все же, все же... |
Автор: | Иван Журавский [ 23 июл 2011, 03:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Все-таки не удержался и скопировал положения понятия ИНТЕРЕС и производных от него в Национальной философской энциклопедии, http://terme.ru/ поскольку есть интересные моменты, да и просто любопытно сравнить мнения российских философов 70-90 годов и начала нулевых третьего тысячелетия... Неожиданный момент, большинство участвовавших в форумной дискуссии придерживаются едва ли подозревая об этом точки зрения философа Хабермаса о связи познания и интереса, что само по себе любопытно... Кто то тут замечал,(не буду показывать пальцем) мол мы не философы, не психологи... "Меня терзают смутные сомненья" на этот счет (это юмор, если чо...) Наиболее всего здесь, на мой взгляд, оригинальна статья из Проективного философского словаря об Интересном (здесь можно полностью скачать (сохранить как) этот уникальный словарь созданный под эгидой Юнеско. Внизу словаря пункт управления страницами) http://www.scribd.com/doc/45635603/%D0% ... 0%B4%D1%80)
Из словарей Национальной философской энциклопедии о Интересе, Интересное, Личный интерес
|
Автор: | Селена [ 23 июл 2011, 08:52 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Danilin писал(а): Получается, что об интересном говорить не интересно?Ну почему же неинтересно. Вон сколько наговорили. Просто те, кто начал выдохнулись ко второй программе, все сказали уже. А новеньких немного подключилось,… лето же,… отпуска… Александр Геннадиевич, а почему Вы считаете, что у интереса нет целей? Мотиваций,… как бы да, согласна,… нет. Он сам становится мотивацией. А вот целей… Разве познание тайны не цель? Ну чего ради еще полезешь в отверстие в китайской монете?... Исчезает тайна, исчезает интерес. Спасибо за программу!!! |
Автор: | Danilin [ 23 июл 2011, 11:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Да... разговор получился не очень. Но он имеет прямое отношение к теме "интереса". Дмитрий Мотовилов писал(а): Платон - о сущности человека, а Ломоносов - о сущности физического мира и энергии.Вы подсказали мне еще одно понятие с помощью которого можно описать интерес. То, что человеку действительно интересно - всегда есть интерес к сущности. Она, собственно говоря и есть тайна (слово, которое мы использовали вчера) Иван Журавский писал(а): Уровень знаний мало что говорит , если вообще говорит, о возможности того или иного человека: умения мыслить., а не излагать первую пришедшую в голову ......Ломоносов не имел ни малейшего представления о том, что сейчас знает любой выпускник средней школы, но помнить будут не выпускника, а Ломоносова и не за знания, а за способность мыслить, впрочем опираясь, как это делал и Ламоносов на знания предшествующих поколений Не стеснялся тех, на " кого тупо" опираться и И. Ньютон заявив, что "Я всего лишь карлик на плечах гигантов" Мне сегодняшнему ( ) думается, что "способность мыслить" определяется напряженностью интереса. Если, даже, человека, как Эйнштейна например, в школе считали слабоумным - при наличии страстного желания пробиться к сущности или истине у него появится способность мыслить, разумеется если он будет действовать, а не лежать на печи в ожидании "щуки". Действием, в данном случае, как раз и является получение знаний, соответствующих "вектору" интереса (или напряженности интенции). Секрет известен: он в том, что знания невозможно получить, "поиметь" или "приобрести", - они, почему-то, улетучиваются. Знания сохраняются и преобразуются во что-то новое только в том случае, если человек удовлетворяет с их помощью своего "голода" познания сущности. Поэтому, в прошлой передаче, я и пытался объяснить, что главная задача учителя заключается в пробуждении интереса и ни в чем другом. Какую форму примут интересы - определит жизнь. Главное, что бы молодой человек испытал захватывающее чувство увлеченности, все остальное приложится. Тогда ему просто не нужно будет увлекаться ни пьянкой, ни наркотиками, ни казино - он будет знать, что подлинное опьянение - это чувство близости истины. Пусть даже не осознавая этого он будет чувствовать, что опьянение всегда мешает тому, чем ты увлечен. Тогда есть шансы стать Ломоносовым. Тогда он будет понимать зачем ему нужен интернет - для поиска знаний приближающих к истине или сущности того, что ему интересно. |
Автор: | sLOGOSemya [ 23 июл 2011, 12:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Людмила Николаевна писал(а): просто наслаждение от языка получаю (мысль .. для обкатки .. с Вашего позволения :) Если представить себе всю совокупность изливаемой в "поднебесный" волновой объём (кокон) земной ауры т.н. "вибраций", как "ГОЛОГРАММУ", то каждая частичка должна повествовать о целом в полном этом объёме. Посему рассматривая отображения на письме, как СЛЕДствие внУТРЕННИХ излияний "на слух, на вид, на смысл", можно "между строк" (в прямом и в переносном смыслах) читать эЛемЕНТы этого цеЛОГО Совокупного Это как в теле-организме любого человека - всё объёмно взаимоувязано и на плотных и на "тонких планах" (.. А НА ТОМ И строятся все взаимоотношения внутри любых стран.) . а н а т о м и я == "язык тела" «Органическiй законъ определяетъ всю внутреннюю жизнь государства и потому есть основный, важнейшiй законъ.» (с) .. акупунктура живой речи ==> АУРА К ПУНКТУ = АкУпунктуРА к приме.ру, "серебряные нити" ==> ниТОЧКИ сеРЕБРА .. :) свЯЗУющие = СвязУЮЩИЕ нити волНОВЫХ "частот" в час тот или иной "на слух, на вид, на смысл" .. и .. на цвет!! (спектра) .. ЯЗыкУ соответстВЕННО = соОТВЕТственно => СоотВЕТствуя .. Возьмём для примера тему данной дискуссии - "Откуда приходит и куда уходит интерес" ==> ОТ ---- (инь) <== КУДА - (янъ) ("акупунктурные меридианы" тела любого человека из 7 миллиардов на планете - это: пульсации в точках оттока, в точках притока от "инь-канала" к "янъ-каналу" и наоборот, последовательно .... последов тел овальных (совокупных) ... последОВАтелЛЬНЫХ .. - ГОЛОГРАММА - отображается в любой своей частичке целиком - ЭХОГРАММА - (от пункта АУРЫ К ПУНКТУ той же ауры) тЕСНО = тесно ........................... пример "на слух и на смысл" интерЕСНО = интересно ............... пример "на слух и на смысл" вЕСНОй = весной ........................... пример "на слух и на смысл" однако,... есно = ЕСНО = echo ......... пример СОЧЕтаНИЯ знаков светотеневой иннервации "на вид и на смысл" «Эхо, греч. Fcho, отъ echos, звукъ, шумъ. 1) Дочь воздуха и земли, жившая на берегах Цезифа, которая была представлена Юноне с целью развлекать ее в отсутствiи Юпитера, путешествовавшаго для любовныхъ приключенiй. Юнона за эти уловки лишила Эхо дара слова, позволивъ повторять ей только последнiя слова всякой речи; 2) отголосокъ.» ... ср. => Эхограмма = эхоГрАММА => хор + гамма эХогРАМма «Схема, греч. schema, отъ echo, держать. Форма чего-либо, разсматриваемая независимо отъ самаго предмета.» «Схима, правосл., schema, форма, фигура, достоинство, наружность. Монашескiй обетъ съ самыми строгими правилами.» .. А толкования СОЧЕтаНИЙ знаков В СтРОКе - это уже "третий вопрос", как говорится. В "своих семьях" (терРИТОРиальных и в языковых) такие толКОВАНИЯ зависят от Целей и Задач (восПИТАНИЯ своих "чад" :) ... Как Ваше мнение, Людмила Николаевна, на этот экспрОмПТИК Аналитический ? :) .. P.S. К слову сказать, во вчерашней вечерней радиопередаче Доктор Данилин предложил провести смысловую параллель между термином "ИНТЕРЕС" и термином "УВЛЕЧЕНИЕ". Эту философскую точку зрения подтверждает и Живая Речь - "интерес" тянет к тому, в чём есть потребность, чего "не хватает" организму, то есть к некоему "лекарству от лени" читаем вновь привычное сочетание знаков -- увЛЕЧЕНИЕ -- и видим подобные подСКАЗКИ ... или смета физических ниТОЧЕК связей так всё ЛогИЧНО выстраивает, или с метафизических ТОЧЕК зрения так всё голоГРАФИчесКИ проявляется В СРОК не суть всё едино! .. ("на слух") - inter = между ("на вид") -- echo = эхо "на смысл" ИНТЕРЕСНО ?! :) . Благодарю за внимание! |
Автор: | Афалина [ 23 июл 2011, 13:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Странно, интерес увлекает за собой в глубины тайн и противостоять этому сложно. Однажды испытав удовольствие от познания, всё-равно невыносимо захочется вернуться к этому состоянию. И...это что- зависимость? Чувство "совладания с жизнью" и одновременно неспособность отказаться от него. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 23 июл 2011, 14:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Danilin писал(а): Мне сегодняшнему ( ) думается, что "способность мыслить" определяется напряженностью интереса. Настоящая способность "мыслить" у меня (а возможно и не только у меня), многократно превышающая таковую при любой напряженности интереса определяется слетевшей на тебя "музой". А снизойти она может при разной степени интереса. И может зависеть как от личной мотивации интереса, так и от необходимости, т.е. должствования. Но вполне вероятно, что очень сильный личный интерес легче притягивает "музу"). |
Автор: | Селена [ 23 июл 2011, 15:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Danilin писал(а): Мне сегодняшнему ( ) думается, что "способность мыслить" определяется напряженностью интереса. А мне именно эта связь чувствуется близкой и закономерной. Напряженность интереса, как количественная характеристика чувства интереса, ощущается всегда. И мышление оказывается в прямой связи с этим напряжением. Чем выше напряжение интереса, тем интенсивнее поток мышления,… интенсивнее, четче и шире, т.е. удается одновременно удерживать сразу несколько разветвляющихся направлений мысли. Ну а муза – это все-таки квантовый скачок, инсайт, озарение, когда из всего имеющегося в голове невообразимого подчас безОБРАЗия, безОБРАЗности, возникает вполне приемлемое и приличное нечто: мысль, образ, текст… Т.е. завершающий финишный оформляющий момент, когда “способность мыслить” уходит, остается лишь “констатировать факты”. Она, муза т.е., видимо тоже привлекается интенсивностью напряжения и слетает, чтобы закончить начатое. |
Автор: | Иван Журавский [ 23 июл 2011, 15:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Ну, поскольку, судя по постам, едва ли кто открыл спойлеры (то, что с крестиком слева от предложения) с цитатами из словарей, цитирую в открытую наиболее интересную статью об Интересном, написанную профессиональными философами, но на мой взгляд, вполне внятную и ясную Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г. ИНТЕРЕСНОЕ (interesting; от лат. inter-esse, быть между, в промежутке) - комплексная оценочная категория, охватывающая практически все явления культуры и обозначающая степень вовлеченности воспринимающего в объект восприятия. По A. Шопенгауэру, "интересною называем мы драму или эпическое стихотворение тогда, когда события и поступки, о которых они повествуют, побуждают нас к участию в них, событиях... ...Слово "интересно" служит для обозначения всего, что приобретает сочувствие индивидуальной воли, quod nostra interest. В этом ясно проявляется различие между прекрасным и интересным: первое относится к познанию, и притом к самому чистому; второе воздействует на волю". [1] Среди оценочных эпитетов, применяемых в наше время, "интересный" - едва ли не самый частотный и устойчивый. Если в прежние эпохи ценились такие качества, как истинность и красота, полезность и поучительность, общественная значимость и прогрессивность, то в 20-ом веке, и особенно к его концу, именно оценка произведения как "интересного" служит почти ритуальным вступлением ко всем его дальнейшим оценкам, в том числе критическим. "Интересность" - это исходное, интуитивно постигаемое качество произведения и одновременно конечныйсинтез всех его рациональных определений. Постмодерные философы Жиль Делёз и Феликс Гваттари резко противопоставляют "интересное" знанию и истине как устаревшим эпистемам. "Философия состоит не в знании и вдохновляется не истиной, а такими категориями, как Интересное, Примечательное или Значительное, которыми и определяется удача или неудача. /.../ Одни лишь профессора могут, да и то не всегда, писать на полях "неверно", у читателей же скорее вызывает сомнение значительность и интересность, то есть новизна того, что им предлагается читать. /.../...Даже отталкивающий концепт обязан быть интересным. ...Мысль как таковая производит нечто интересное, стоит ей получить доступ к бесконечному движению, освобождающему ее от истины как предполагаемой парадигмы, и вновь обрести имманентную творческую потенцию". [2] Концепция интересного как альтернативы истинному столь же однобока, как и рационалистическая концепция истины. Интересное образуется именно в раздвоении и совмещении двух критериев, а не исключении одного другим. Романтическое интересно, поскольку оно обнаруживает свою рациональную сторону, и наоборот. Эдгар По или Х. Л. Борхес - интереснeйшие писатели именно потому, что у них тайна поддается рационалистической расшифровке, но и сама расшифровка не утрачивает, а усиливает чувство еще более объемлющей тайны. Мысль, которая заведомо противится фактам и презирает их, столь же скучна, как и мысль, которая плоско опирается на факты. Нас интересует не просто странность или безумие, но такое безумие, в котором есть своя система, - и такая идея, в которой, при рациональном зерне, есть что-то безумное, выходящее за границы здравого смысла. Понятие "интересного" не только этимологически и буквально, но и по существу означает "быть между, в промежутке". Интересное - то, что ловит тебя в ловушку, заманивает, захлопывает и позволяет "быть между": между двух взаимно исключающих и равно необходимых качеств предмета. Интересное - между тезисом и антитезисом, когда и синтез между ними невозможен, и конфликт исчерпан, и победа того или другого исключена. Интересно то, что находится в промежутке двух крайностей - между порядком и свободой, между достоверностью и невероятностью, между логикой и парадоксом, между системой и случаем. Стоит чему-то одному взять верх, оттеснить другое - и интерес тотчас же пропадает, заменяясь сухим уважением или вялым безразличием. Интересность - это зависание между, в точке наибольшей интеллектуальной опасности, наименьшей предсказуемости: между системой и безумием, между истиной и ересью, между тривиальностью и абсурдом, между фактом и фантазией. Истинность, правильность и верность теории (а это, кстати, три различных свойства) суть необходимые, но недостаточные условия ее интересности. Теория истинна, когда она соответствует внешним фактам; правильна, когда она внутренне непротиворечива; верна, когда она подтверждается проверками и экспериментами... Но интересна она только в том случае, если предметом обоснования в ней является малоочевидное. Чем менее вероятен тезис в начале и чем более он достоверен в итоге, тем более захватывающим является путь теории, тем больше в нее вложено интеллектуального напряжения. Интересное исследование - это приключение мысли, которая то и дело теряет точку опоры, сбивается с прямого пути, попадает в неловкие положения, переступает границы мыслимого. Если постструктурализм, в лице Фуко, Делеза и Гваттари и других теоретиков, считает истину устаревшей эпистемой, то следующая эпоха мышления восстанавливает интерес к истине, но уже в составе более широкой категорииинтересного. Истина заново приобретает интерес именно как неожиданная и невероятная истина, не только отражение того, что есть, но и предвосхищение того, чего быть (почти) не может. Категория интересного внутренне парадоксальна. Так, интересность научной работы или теории обратно пропорциональна вероятности ее тезиса и прямо пропорциональна достоверности аргумента. Самая интересная теория - та, что наиболее последовательно и неопровержимо доказывает то, что наименее вероятно. Например, вероятность того, что человек воскреснет после смерти, исключительно мала, и религиозное учение, которая доказывает возможность воскресения, уже в течение двух тысячелетий остается захватывающе интересным для человечества. По мере того, как вероятность тезиса растет, а достоверность аргумента падает, теория становится менее интересной. Наименее интересны теории: (1) либо доказывающие самоочевидный тезис, (2) либо приводящие шаткие доказательства неочевидного тезиса, (3) либо, что хуже всего, неосновательные в доказательстве очевидных вещей. Таким образом, интересность теории зависит не только от ее достоверности, но и от малой вероятности того, что она объясняет и доказывает. Интересность - это соотношение, образуемое дробью, в числителе которой стоит достоверность доказательства, а в знаменателе - вероятность доказуемого (the relationship of provability to probabilty). Интересность растет по мере увеличения числителя и уменьшения знаменателя. Чем менее вероятен тезис и чем более достоверен аргумент, тем интереснее научная идея. Интересность скрепляет "очевидное" и "невероятное", не позволяя им оторваться друг от друга. Как только один момент начинает резко преобладать над другим, например, старательно доказывается легко доказуемое (очевидное) или провозглашается и не доказывается трудно доказуемое (невероятное), интерес утрачивается, переходя в скуку согласия или досаду неверия. Этот же двоякий критерий интересности можно распространить и на литературное произведение. Интересен такой ход событий, который воспринимается, с одной стороны, как неизбежный, с другой - как непредсказуемый. Как и в научной теории, логика и последовательность художественного действия сочетается с его неожиданностью и парадоксальностью. Скучность стиля или метода - это не только его неспособность увлечь читателя и исследователя, но и признак его художественной или научной слабости, малосодержательности, когда выводы исследования повторяют его посылки и не содержат ничего неожиданного, удивляющего. Понятие "интересное" часто употребляется в современной науке, обозначая такое свойство теории, которое делает ее интеллектуально привлекательной. Физик Фримэн Дайсон (Freeman Dyson) развивает принцип "максимального разнообразия", согласно которому "законы природы и начальные условия таковы, чтобы сделать вселенную как можно более интересной." [3] Как только жизнь становится скучной, уравновешенной, происходит нечто непредвиденное: кометы ударяются о землю, наступает новый ледниковый период, разыгрываются войны, изобретаются компьютеры... Наибольшее разнообразие ведет к стрессу в жизни и интересу в познании. Специалисты по теории хаоса часто употребляют "интересный" в значении "сложный", "нелинейный", не поддающийся упрощению и предсказанию. Достоинство любого писателя, в том числе теоретика - быть интересным, но это не значит - интересничать, то есть нарочно привлекать к себе интерес. Как правило, интересничанье быстро распознается и убивает интерес к себе, притупляет внимание и любопытство. Интересничанье - это интеллектуальное кокетство, т.е. спазма, "судорога" интересности, скоротечное израсходование ее ресурса, взрыв неожиданного, когда еще не успело оформиться само ожидание. Интересность создается на коротких отрезках текста, а текст в целом оказывается вялым и лишенным интриги. Часто приходится жертвовать интересом отдельного пассажа, чтобы создать некую инерцию ожидания и подтолнуть интерес к последующему неожиданному развитию мысли или действия. Интерес книги может выявиться лишь в объеме ее целого, от первого до последнего слова, и может падать и подниматься на ее протяжении, достигая высшего напряжения в конце. Как ни странно, наиболее интересны те произведения, которые написаны не ради чистого интереса, а ради познания мира и человека, ради воплощения какой-то идеи, ради эмоционального самовыражения, ради создания оригинальных образов. В этом "диалектическая" особенность интереса, который тем вернее достигает своей цели, чем больше уклоняется от нее. В природу интересного входит его независимость от того или тех, кого оно может заинтересовать. Казалось бы, само понятие "интереса" включает отнесенность к потребителю, перципиенту - быть интересным для кого- то. Но то, что по-настоящему интересует нас, интересно лишь постольку, поскольку не пытается нас заинтересовать - оно увлекает нас за собой, а не тащится покорно за нами. Заискивать перед публикой, доискиваться ее внимания - лучший способ ее проиграть, утратить ее интерес. Интересный человек, интересная книга наполнены собой и своим - но не до края, они могут еще забрать "на свой борт" и читателя и увести за собой. Есть такие талантливые люди, с которыми неинтересно, потому что они переполнены собой и не оставляют места ни для кого, кроме себя. Их интересность приближается к нулю, как и интересность совсем пустых людей, у которых ничего нет, которым некуда вести слушателя или читателя. С трагедией бедного человека, которому "некуда идти" (Мармеладов у Достоевского), сопоставима трагедия скучного человека, которому "некуда вести за собой". Есть люди какфонтан - из себя извергающие себя же, и люди как вата, из которых не выдавишь ни капли, и люди как губка - впитывающие и изливающие. Последние - самые интересные. Не фонтан и не вата, но губка - эмблема интересного. Интересное не только вовлекает нас в свое междубытие, но и само находит в нас место "между". Между мною и мною. Между моей данностью и моей возможностью. Интересное - то, чего нам не хватает, чтобы быть самими собой, или точнее, стать теми, кто мы есть. В человеке всегда есть расхождение между актуальным и потенциальным, между тем, что он есть, и тем, чем он может быть. Человека интересует то, что в чем он узнает возможность для себя быть иным, оставаясь собой. Даже поверхностные интересы имеют свою экзистенциальную сторону. Например, интересуясь атлетикой, человек испытывает возможность быть сильнее и быстрее себя самого. Интерес имеет самое глубокое участие в самоопределении человека как потенциального существа (см. Потенциация). Показательно, что "интересность" может выступать как синоним беременности. "Женщина в интересном положении". Интересно то, что она одна - но их уже двое: в ней угадывается другая жизнь, погруженность в себя и возможность выхода из себя. Интересность - это форма потенциальности, своеобразная "беременность", когда человек вынашивает в себе другого, когда его "я" раздваивается, чтобы обнаружить иное в самом себе. 1. Шопенгауэр. Об интересном, в его кн. Об интересном, М., "Олимп", 1997, сс. 402, 403. 2. Жиль Делез, Феликс Гваттари. Что такое философия? Пер. с франц. С. Н. Зенкина. СПб., изд. Алетейя, 1998, сс. 108, 178. 3. John Horgan. The End of Science: Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age. New York: Broadway Books, 1997, p. 252. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 23 июл 2011, 16:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Селена писал(а): Ну а муза – это все-таки квантовый скачок, инсайт, озарение, когда из всего имеющегося в голове невообразимого подчас безОБРАЗия, безОБРАЗности, возникает вполне приемлемое и приличное нечто: мысль, образ, текст… Т.е. завершающий финишный оформляющий момент, когда “способность мыслить” уходит, остается лишь “констатировать факты”. Она, муза т.е., видимо тоже привлекается интенсивностью напряжения и слетает, чтобы закончить начатое. На меня муза как "слетит" так сутками не покидает в процессе работы до самого её завершения. Т.е этот самый квантовый скачек длится и длится. Причем бывает, что выйдя из этого процесса "скачка" не всегда можешь сразу понять, логики (или откуда что взялось.. ).. И нужно опять входить в это состояние.. чтобы разжевать себе повторно). Но в отсутствии музы (в более простых вещах) естественно имеется прямая связь интенсивности мышления и напряженности интереса. |
Автор: | Афалина [ 23 июл 2011, 23:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Danilin писал(а): ...если человек удовлетворяет с их помощью своего "голода" познания сущности...О, очень не хватало меткого слова! Спасибо, Александр Геннадиевич! Ощущение голода и интереса близки. А выраженное чувство сразу меньше терзает. |
Автор: | Иван Журавский [ 24 июл 2011, 02:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Вся и штука в том, что сущность по определению скрывается, она нам только является, "мигает" как мышь из дырки в стене по странному определению одного из французов замеченному Мерабом Константиновичем... А явление не столь уж и редко бывает иллюзией как зрения, так и ума иначе бы все и всем было бы ясно и определенно, и истина была бы видна всем и каждому... но поскольку в этом есть большие сомнения, то это лишний раз подтверждает точку зрения уже древних мыслителей, что сущность скрывается... от нас... вот и бегаем от одной якобы истины к другой якобы тоже...это еще меланхоличный Экклезиаст отметил Ну и чтобы несколько упополязировать? тему ИНТЕРЕСА , поскольку обсуждение в теме ведется больше в философском ключе (что свойственно и для эфиров) чем психологическом (что увеличило бы количество интересующихся, судя по запросам в инете), даю ссылку на практические приложения к философским размышлениям об Интересе, для интересующихся этим, разумеется
Влечение, Желание, Интересы, Мотив, Мотиваторы, Обстоятельства, Потребность, Стимул, Увлечение, Цель, Ценность - словарь
http://www.psychologos.ru/%D0%92%D0%BB% ... 1%80%D1%8C И для очень интересующихся подборка книг по теме, по моему разумению, конечно Заголовок: КНИГИ нас Заинтересовавшие (ссылки на чтение., скачку) |
Автор: | Афалина [ 24 июл 2011, 23:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Откуда приходит и куда уходит интерес |
Иван Журавский писал(а): Вся и штука в том, что сущность по определению скрывается, она нам только является, "мигает" как мышь из дырки в стене по странному определению одного из французов замеченному Мерабом Константиновичем... Сущность, получается,- едина. Её нахождение переживается, отражается одинаково, вне зависимости от тех знаний, сквозь которые она "проблеснула": одни ощущают радость "прорыва" в познании Вселенной, другие- в исследовании недр планеты, к примеру. Но всё-же со временем интересы становятся более узкими и конкретными. И неминуемо это приводит к утрате некоторых из них. Они "таят", когда появляется чувство обособленности. Когда в ощущении безграничности мира прорастает понимание "ограниченности" сил отдельного человека. Нельзя познать абсолютно всё, нельзя быть одновременно везде и всюду, одинаково плодотворно интересоваться всем одновременно. Но сущность-то - она во всём) Только каждый умеет (и успевает за жизнь) увидеть её в чём-то своём. Возможно ещё поэтому стремление к неизведанному становится избирательным, а часть интересов "уходит". |
Страница 4 из 8 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |